КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Киргизия. Заложники Кумтора

Правительство Киргизии признало, что в ближайшей перспективе страну ждёт экономический спад. На это напрямую влияет зависимость от добычи золота и переводов трудовых мигрантов. Эта структурная деформация становится всё глубже, что грозит республике ещё большими потрясениями.

Заложенный в государственном бюджете прогноз роста ВВП исполнен не будет, Киргизия столкнётся с продолжением рецессии. Такое заявление сделал недавно министр экономики Олег Панкратов на заседании правительства. По его словам, спад будет происходить по крайней мере до четвёртого квартала, а по итогам года экономика вырастет всего на 2,8 процента, хотя прежде речь шла о 5,5 процента.

Таким образом, продолжится тенденция, наметившаяся несколько месяцев назад. Согласно данным за январь—июль, ВВП республики снизился на 0,2 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Ещё большее падение демонстрирует промышленное производство, сократившееся на 8,6 процента. При этом добыча металлических руд упала на 61 процент, а производство драгоценных металлов — на 19 процентов.

Решающий фактор здесь один — золоторудное месторождение Кумтор. Как объяснил Панкратов, сейчас предприятие разрабатывает бедный золотоносный пласт. По причине этого за первые шесть месяцев на руднике добыто 5,7 тонны золота — на 2,5 тонны меньше, чем за половину прошлого года. Внося важнейший вклад в формирование ВВП и республиканского бюджета, Кумтор напрямую влияет на все экономические показатели. Например, почти двукратное снижение производства золота в 2012 году стало причиной того, что вся экономика Киргизии ушла в минус.

В руководстве страны проблему признают. Тот же министр экономики посетовал на высокую зависимость от добычи и экспорта драгоценного металла. «От этого необходимо уходить. Эта проблема стоит не первый год перед правительством», — заявил Панкратов, работающий на руководящих должностях в кабмине уже 8 лет. Однако реальных подвижек как не было, так и нет. На словах чиновники ратуют за диверсификацию экономики и развитие реального производства, а на деле в стране простаивают около четырёх десятков крупных промышленных предприятий, множество других работают не на полную мощность.

Между тем, по имеющимся оценкам, к 2023 году запасы золотой руды на Кумторе иссякнут. Чем страна сможет компенсировать эту потерю, неизвестно, тем более что ещё один источник поступления денег также не является стабильным. Снижение курса рубля, за последние месяцы потерявшего по отношению к киргизскому сому почти 20 процентов своей стоимости, приводит к сокращению поступлений от работающих в России трудовых мигрантов.

Какими последствиями это чревато, можно судить по следующим цифрам. Денежные переводы формируют 35 процентов ВВП республики. По данному показателю Киргизия уже несколько лет подряд удерживает мировой рекорд, оттеснив прежних лидеров — Таджикистан и тихоокеанское государство Тонга. Правда, гордиться этим достижением сложно, ведь искать заработок за тысячи километров от дома людей заставляют бедность и отсутствие работы на родине.

Снижение сумм переводов, достигших в прошлом году 2,5 миллиарда долларов, будет иметь самые тяжёлые последствия. Предыдущее обесценивание российского рубля, произошедшее в 2014 году, привело к росту уровня бедности в Киргизии на 1,5 процента. Если же к этому прибавятся другие факторы, например продолжение спада производства на руднике Кумтор, страну будут ждать непростые времена.

Сергей Кожемякин

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.