Казахстан. На село вернулся помещик…
В Казахстане сокращается государственное субсидирование сельского хозяйства. В правительстве объясняют это требованиями ВТО. Данные меры могут ускорить процесс обезземеливания мелких крестьян, что негативно скажется на аграрной отрасли, и без того понёсшей большие потери после 1991 года.
Сельхозпроизводители Казахстана с тревогой смотрят в будущее и подсчитывают возможные убытки. Причиной для беспокойства стали очередные реформы, инициированные руководством страны. Изменения ожидаются масштабными: в десять действующих кодексов будет внесено почти шесть сотен поправок. Сейчас завершается их рассмотрение в парламенте и не исключено, что в ближайшее время законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования агропромышленного комплекса» будет вынесен на голосование.
Больше всего вопросов у крестьян вызывает пересмотр политики субсидирования сельского хозяйства. Из 54 существующих субсидий сохранятся лишь 34, а механизмы оставшихся будут подвергнуты серьёзным изменениям. В министерстве сельского хозяйства ссылаются на нормы Всемирной торговой организации, которые запрещают прямую помощь аграрному сектору, поскольку, дескать, это нарушает принципы «честной конкуренции». Исходя из этого, чиновники заявляют о замене прямых субсидий на косвенные. Например, государство снимет с себя обязательства по проведению фитосанитарных мероприятий — обработке полей от вредителей. Значительно усложнится процедура предоставления удобрений по льготным ценам. Перестройка затронет не только растениеводство, но и животноводство. В частности, государство перестанет субсидировать производство куриных яиц и ряд других направлений.
Упор предлагается сделать на коммерческое кредитование. Например, будет введено субсидирование ставок вознаграждения по кредитам на приобретение основных фондов, расширен лизинг сельхозтехники и т.д. Сами крестьяне выражают опасения, что в выигрыше от реформ окажутся банки и крупнейшие частные агрохолдинги. В то время как разорение мелких хозяйств только ускорится. Не имея достаточных средств на приобретение техники и удобрений, они неизбежно проиграют современным латифундистам, в руках которых находятся десятки тысяч гектаров земли.
Этот лишь подстегнёт процесс расслоения, который продолжается больше двадцати лет. Крупных хозяйств (с площадью угодий свыше 10 тысяч гектаров) в Казахстане насчитывается всего 297, однако они владеют 5,6 миллиона гектаров земли. В то же время на 97 тысяч мелких хозяйств приходится лишь 1 миллион гектаров. При этом расслоение увеличивается. Например, в прошлом году в одной только Восточно-Казахстанской области суммарная площадь крупных хозяйств выросла в полтора раза, или на 153 тысячи гектаров. А вот доля земли, которой располагают мелкие хозяйства, наоборот, сокращается, хотя численность их самих увеличилась в 2017 году почти на 3 тысячи.
С одной стороны, процесс укрупнения может показаться благом. Опыт постсоветского времени лишний раз доказал, что малоземельные фермеры демонстрируют намного меньшую эффективность, чем колхозы и совхозы. Однако нельзя забывать, что крупные капиталистические предприятия, ориентирующиеся, в первую очередь, на прибыль, в корне отличаются от коллективных форм хозяйствования времён СССР. А потому ставка на концентрацию земли у агрохолдингов-латифундий ведёт к ряду негативных последствий. Во-первых, к выталкиванию большого числа людей, которые не могут найти работу на селе. С 2010 года число занятых в сельском хозяйстве сократилось на 1 миллион, ещё порядка 3 миллионов человек, проживающих на селе, не имеют постоянной работы. Промышленность принять такое количество рабочих рук не может, что ведёт к росту безработицы и разбуханию неформального сектора экономики.
Во-вторых, концентрация земель вряд ли приведёт к существенному росту важнейших показателей. На это указывает тот факт, что почти за тридцать лет сельское хозяйство так и не вернулось к уровню советской эпохи. Площадь пахотных земель после 1991 года сократилась на треть — с 35 до 24 миллионов гектаров и остаётся на этом уровне уже около 15 лет.
Почти не уделяется внимания мелиорации. Свыше половины ирригационных сооружений требует срочной реконструкции. В результате площадь орошаемых земель уменьшилась с 2,3 до 1,5 миллиона гектаров. Происходит общая деградация сельхозугодий и снижение урожайности важнейших культур. В прошлом году удобрения были внесены лишь на 9 процентах посевной площади.
Прогрессирует износ сельхозтехники. 86 процентов тракторов, 77 процентов комбайнов, 88 процентов сеялок превысили нормативный срок эксплуатации, а темпы обновления парка машин при норме в 10 процентов составляют лишь 1—2 процента.
Не меньше проблем у животноводства. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось за годы независимости с 9,6 до 6,9 миллиона, овец и коз — с 34,6 до 20,1 миллиона голов. Отрасль испытывает огромный дефицит специалистов и научных кадров, но выпускники вузов не спешат ехать в село, где зарплаты вдвое меньше средних по стране.
Как обычно, реформы производятся в интересах небольшой кучки крупного бизнеса. Всем остальным гражданам они только добавляют проблем и неуверенности в завтрашнем дне.
Сергей Кожемякин
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.