КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

К 75-летию Великой Победы. Его юность пролетела над пропастью войны…

Небо звало к себе Геннадия Захарьева со школьной поры. И осуществить свою мечту Гене помогла, как это ни странно звучит, война. Она же затем и поставила крест на летной работе. Но, впереди у Захарьева была большая жизнь, ставшая для него важнейшим из полётов, в котором он выбрал достойный путь.

Время потребовало решительных действий

За мужество и образцовое выполнение воинского долга Геннадий Иванович награжден орденами «Красной Звезды», «Великой Отечественной Войны» I степени, «За мужество» III степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне»…

 А за весомый личный вклад в дело борьбы с преступностью, укрепление законности и правопорядка, защиту законных прав и свобод граждан, высокий профессионализм полковник милиции в отставке Геннадий Захарьев неоднократно поощрялся наградами Министра внутренних дел Украины и начальника УМВД в Николаевской области – медалями: «За безупречную службу» I, II, III степеней, «Закон и Честь», «За безопасность народа» II степени…

В пятнадцать лет Гена, живший с родителями в городе Брянке Луганской области, твердо решил стать летчиком. Записался в кружок юных пилотов и начал усиленно заниматься спортом.

Когда началась война, Гена, успевший закончить семь классов, понял, что время требует от него решительных действий, и поступил в авиационную спецшколу № 15, действовавшую в областном центре. Позже он узнает, что в спецшколу пытался поступить будущий молодогвардеец из Краснодона Сергей Тюленин, но не был принят по возрасту.

Наставниками ребят здесь стали офицеры, авиационные инженеры. «В школе мы начали приобщаться к армейской службе, – вспоминает Геннадий Иванович. – Нас распределили по взводам и ротам, выдали красивую военную форму. Здесь, наряду с обычными школьными дисциплинами, мы изучали военное дело, конструкции самолета, теорию полетов.

Осенью 1941 года спецшколу эвакуировали в Самарканд. После ее окончания в ноябре 1943-го меня направили в Ивановскую авиационную школу. Закончить ее не удалось. Успел за полгода только получить специальность воздушного стрелка-радиста. Военные обстоятельства требовали немедленного пополнения сил на фронте. И мне выдали направление для прохождения службы во 2-м Гвардейском Смоленском Краснознаменном полку авиации дальнего действия, дислоцировавшимся тогда в Чернигове».

Пробоины в фюзеляже были обычным делом

Наши экипажи на самолетах Ил-4 авиации дальнего действия бомбили фашистов по ночам в их глубоком тылу, устраивая им боевые действия подчас за тысячу километров от линии фронта.

Всего младший сержант Захарьев совершил 19 боевых вылетов. «Обычно боевой полет длился около семи часов на высоте шесть километров, – вспоминает Захарьев.

 – А я в это время находился в стеклянном колпаке у пулемета, в задней части фюзеляжа. Поддерживал связь с землей и помогал штурману определять местоположение самолета. Сбрасывая тонны бомб на врага, бомбардировщики и сами становились удобной мишенью для вражеской зенитной артиллерии. Никогда не знаешь, какой экипаж не вернется на базу в этот раз. Для нас было обычным делом обнаруживать пробоины в фюзеляже после возвращения на аэродром».

Младший сержант Геннадий Захарьев совершил 19 боевых вылетов

По мере продвижения наших войск на запад полк Геннадия Захарьева вначале поменял место дислокации на аэродром в белорусском городе Барановичи, а потом – в польском Белостоке.

Ночью 28 марта 1945 года экипаж Захарьева вылетел бомбить крупную немецкую группировку, дислоцировавшуюся возле польского города Хель. В ответ на прицельное бомбометание нашего экипажа фашисты открыли яростный огонь из зенитных орудий и подбили Ил-4.

Была в том бою и разбита радиостанция, а Захарьеву вражеские осколки повредили руку и ногу. Командир тогда принял решение держаться в небе до последнего. Истекающий кровью, Геннадий в течение нескольких часов помогал штурману прокладывать обратный курс до Белостока. Прямо с аэродрома Захарьева забрали в госпиталь, где ему и выпало встретить долгожданную Победу.

Ранения Геннадия Ивановича оказались настолько тяжелыми, что лечиться ему пришлось пять месяцев. В 1946 году он пробовал поступить в Московскую авиационную школу, но не прошел по здоровью. Напомнили ему о себе фронтовые раны и после того, как удалось поступить в Николаевский кораблестроительный институт. Спустя четыре месяца он сильно заболел и вынужден был оставить учебу.

Укрепился на родной земле род Захарьевых

Подлечившись, Геннадий поехал в село Вольное Запорожье Новобугского района Николаевской области, где жили его родственники, и устроился в местный совхоз работать помощником бухгалтера.

А затем он получит от райкома комсомола направление на учебу в Высшую школу МВД Украины, которую успешно окончит в 1960 году. Вначале Геннадий Иванович работал оперуполномоченным Казанковского райотдела госбезпасности Николаевской области, а затем будет возглавлять Казанковский РО МВД и Заводский РО МВД областного центра. «Борьба с преступностью в послевоенные годы была очень сложной и требовала от работника органов внутренних дел постоянной оперативности и высокого профессионализма», - подчеркивает Захарьев.

Выйдя на пенсию, Захарьев, не привыкший сидеть без дела, устроился работать начальников отдела кадров николаевского оборонного завода «Экватор», а с 2002 по 2006 год он будет первым заместителем председателем Ассоциации ветеранских организаций Николаевской области.

Ветеран охотно встречается со школьниками, рассказывает ребятам о жизни своего поколения, о военных годах, работе в милиции. И глядя в широко открытые глаза ребят, Геннадий Иванович невольно думает о том, что ради их счастья и совершал он в войну боевые вылеты, ради счастья своих сына и дочери, ради внука и двух внучек, и четырех правнуков.

Семейный род Раисы Тимофеевны и Геннадия Ивановича продолжают дети, внуки и правнуки

Вместе с супругой Раисой Тимофеевной, бывшей в войну младшим лейтенантом медицинской службы и спасавшей жизнь раненым бойцам, он радуется, что надежно укрепился на родной земле род Захарьевых.

Владимир Крещук,

Николаев

Снимки из фототеки Геннадия Захарьева

 
 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.