К 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Поставки по ленд-лизу и северные конвои
С первых дней нападения гитлеровцев и их сателлитов на нашу страну СССР не был одинок. 22 июня 1941 г. премьер - министр Великобритании У. Черчилль, выступая по радио заявил, что «опасность угрожающая России, - это опасность грозящая нам и Соединенным Штатам», поэтому Великобритания окажет «России и русскому народу всю помощь, которую только сможет». О готовности США оказать «всю возможную помощь Советскому Союзу» заявил 24 июня и президент США Ф. Рузвельт. На основании заключенных договоров США, Англия и другие страны поставляли в Советским Союзом оружие, технику, материалы, имущество и продовольствие. Это стало основой зарождения антифашистской коалиции стран и народов, ядром которой были СССР и Англия, а с декабря 1941 г. и Соединенные Штаты Америки.
12 июля 1941 г. в Москве было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии и ее союзников, что послужило началом формирования антигитлеровской коалиции. 18 июля правительство Советского Союза подписало соглашение с правительством Чехословакии, а 30 июля – с правительством Польши о совместной борьбе с фашизмом. Так как территория этих стран была оккупирована фашистской Германией их правительства находились в Англии. 2 августа 1941 г. Советский Союз заключил военно – экономическое соглашение с США. 29 сентября – 1 октября 1941 г. СССР, США и Англия подписали первый протокол о взаимных военных поставках. Поставки по ленд-лизу шли по разным направлениям, через Тихий океан во Владивосток, через Иран в порты Каспийского моря, по трассе Аляска – Сибирь – фронт. Однако водный путь проходивший через Атлантику и Заполярье считался наиболее коротким и удобным. По нему в Советский Союз доставлялись грузы из США, Англии, Канады.
Перевозки техники, вооружения, продовольствия и других грузов осуществлялись союзными и советскими судами, следовавшими, как правило, в составе конвоев из США и Англии через Исландию в северные порты Советского Союза Архангельск, Молотовск (Северодвинск), Мурманск и обратно. Караваны судов шли под условными обозначениями (литер и номер). Путь конвоев был разделен на две оперативные зоны. Первая - тянулась от Англии через Исландию до острова Медвежий - на этом участке конвой обеспечивали англичане. Вторая зона - занимала пространство от острова Медвежьего до Архангельска или Мурманска. На этом участке конвой прикрывали английские и советские корабли и авиация. Этот тысячемильный отрезок морского пути, был наиболее опасным. Он проходил невдалеке от Норвегии, где базировались основные силы авиации и флота фашистской Германии. Немецкое командование в своих планах отводило особое место Северу. Так, по плану «Барбаросса» фашисты планировали захват западного Заполярья, оккупацию Мурманска и Архангельска.
Для обеспечения безопасности конвоев привлекались корабли и авиация Северного флота. Грузы в основном формировались в бухтах Лох Ю и Скопа Флоу (Шотландия), Хваль–Фьерд и Рейкьявик (Исландия). До конца 1942 г. конвои обозначались РQ (инициалы офицера связи, который передавал на суда приказы Адмиралтейства), а шедшие в обратном направлении, на Запад – QР. В последующем, конвои стали именоваться JW и RА с порядковым номером начиная с 51-го. Восточные конвои, шедшие северным морским путем с Дальнего Востока в Архангельск и Мурманск, кодировались отдельно.
Суда с боеприпасами и танкеры с ГСМ размещались внутри конвоя. В первый год войны караван состоял из 5-12 судов, а в последующем из 30-35 судов, построенных в 3-4 кильватерные колоны. Между колонами поддерживалось расстояние 5 кабельтов, а между судами около 3-х кабельтов. Для защиты от воздушных целей на каждом грузовом судне были установлены 2-3 орудия и несколько крупнокалиберных пулеметов. До выхода конвоев из английских или исландских портов проводилась разведка кромки льда, состояния коммуникаций и фарватеров, собирались данные о погоде, перемещении фашистских морских и воздушных сил, других средств в море и на берегу.
В ходе следования конвоя вся деятельность флота была направлена на обеспечение его безопасности. За несколько суток до подхода транспортов и сил охранения к востоку от меридиана 20 градусов восточной долготы в Баренцевом море производилась разведка подлодок в районе базирования фашистских кораблей. Для предотвращения возможного нападения на суда конвоя в назначенный район выходило несколько подводных лодок Северного флота с задачей обнаружить и уничтожить корабли противника. На удалении 250-300 мил от главной базы флота конвой встречали два-четыре советских боевых корабля занимая место в походном ордере в готовности отразить атаки с моря и воздуха. В это время активно действовала авиация флота ведя наблюдение за базами, портами и аэродромами противника. Как правило, в это время бомбардировочная авиация наносила удары по вражеским аэродромам Луостари, Банак, и Хебуктен. Истребительная авиация прикрывала конвой с воздуха, производилось постоянное барражирование
По курсу движения конвоя самолеты Пе-3 производился поиск подлодок противника. На удалении до 120 мил от побережья в поиск включались гидросамолеты МБР-2, сторожевые корабли, охотники за подводными лодками, а тральщики производили траление мин, по курсу следования конвоя. При подходе к месту назначения, а также в момент входа в порты корабли, самолеты и береговые зенитные батареи приводились в повышенную боевую готовность. На случай повреждений в полную готовность приводились аварийно - спасательные формирования. Для обеспечения безопасной проводки на каждый корабль, судно, транспорт, выделялся лоцман. 15 октября 1941г. начальника Главморпути И.Д. Папанина вызвали в Государственный Комитет обороны к И.В. Сталину который изложил важность Северного морского пути в сложившейся обстановке. В частности он сказал: «Архангельский порт имеет сейчас и будет иметь в ближайшем будущем особо важное значение. Это на Западе самый близкий к линии фронта свободный морской порт».
Первый караван согласно советско – английскому соглашению «Дервиш» (РQ-0) прибыл в Архангельск в составе 6 транспортов, 2 эсминцев, 3 тральщиков, 4 корветов 31 августа 1941 г. без потерь. Он стал реальным воплощением британо-советского военного сотрудничества. В незамерзающий Мурманский порт первый конвой пришвартовался только 17 января 1942 г. Суть в том, что ранее принимать поставки по ленд-лизу Мурманский порт не был готов. Как отмечает бывший Министр морского флота Советского Союза Т.Б. Гуженко, что в Мурманске работа проводилась в неимоверно-трудных условиях на суше и море, под постоянным обстрелом и бомбежкой фашистской авиации. Город был сильно разрушен и фактически сожжен. Так к середине 1943 г. гитлеровской авиацией разрушено 6 причалов, 26 складов, 9 служебных и 13 производственных зданий. За первые два года войны в порту было 2,5 тысяч разрушений: водопровод, электро-и теплосети, телефонная связь, канализация, шоссейные и железные дороги. От зажигательных бомб сгорел почти весь жилой фонд, столовые и прочие объекты социального и культурно-бытового назначения. В этих условиях немалые потери нес флот и спасательные формирования.
Поставки должны были соответствовать квотам, установленным Московским и последующими - Вашингтонским (6.Х. 1942 г.), лондонским (19. Х. 1943 г.) и Оттавским (17. IV. 1945 г.) протоколами, но эти квоты не всегда выполнялись. По официальным американским данным Советскому Союзу, до конца 1941 г. было поставлено 360 778 т ленд – лизовских грузов стоимостью в 545 тыс. долларов, при общей сумме американских поставок (в этом году) в 741 млн. дол. Выступая в марте 1943 г. с отчетом за два года действия программы ленд – лиза Э. Р. Стеттиниус отмечал, что «большая часть вооружения. которым пользовалась Красная Армия, для того, чтобы сдержать, а затем и отбросить гитлеровскую армию, была произведена на советских заводах». К аналогичному выводу в 1945 г. пришло и министерство торговли США, издав брошюру под названием «Ленд – лиз. Факт и вымысел».
В ходе разгрузки и погрузки транспортов противовоздушная оборона осуществлялась средствами ПВО Северного флота, Беломорской флотилии, а также Архангельского и Мурманского районов противовоздушной обороны. В 1941 г. в составе семи конвоев в Советский Союз прибыл 51 транспорт (из них 9 советских), в это время из наших портов на запад вышло 47 судов (из них 15 советских). Доставлено в СССР 160 413 тонн, а вывезено 145 758 тонн различных грузов. По прибытию конвоя оперативно формировался караван судов (через 2-4 дня), для следования обратно в порты Англии или Исландии. Боевое обеспечение, охрана, сопровождение осуществлялось по той же схеме. Существовало три основных маршрута доставки ленд – лизовских грузов в СССР: северный, тихоокеанский и трансиранский. Основным на протяжении всей войны был северный – самый короткий и самый опасный. Он проходил из английских (шотландских) и исландских портов в Архангельск и незамерзающий порт Мурманск. Весь путь (2 тыс. миль), караван проходил за 10-12 дней. Подводя итоги первого года войны, командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко писал: «В составе союзных конвоев к нам пришло 179 транспортов (свыше миллиона тонн грузов) и с ними 133 военных корабля, ушли от нас 145 транспортов и 83 корабля, погибли в пути, на переходах в обоих направлениях . 22 транспорта и 5 военных кораблей, в т.ч. английский крейсер «Эданбург».
В 1942 г. Советский Союз получил по северному маршруту 814 654 т. различных грузов, за рубеж отправлено 366 023 т. Для прикрытия конвоев было совершено соответственно 191 и 126 выхода кораблей флота. В 1943 г. объем перевозок сократился и составил 245 097 т., то есть меньше на 1/3, поставок 1941 г. Союзники объясняли снижение поставок большими потерями. Так, из 75 судов 4-х конвоев вышедших из Великобритании, Исландии, Советского Союза и обратно потоплено: QР-10 - 4 судна, конвой РQ-13 (прибыл в Мурманск 30 марта 1942 г.), потерял 5 судов, РQ-14 – одно судно, РQ-15 -3. Но наиболее трагичным оказалась судьба конвоя PQ-17. Фашисты принимали активные меры, дабы перекрыть поставки оружия и боеприпасов по северному морскому пути.
В начале июля 1942 г. Гитлер отдал приказ о проведении специальной операции для уничтожения конвоя РQ-17 под названием «Рёссельшпрунг» («Ход конем»), выделив 264 самолета, в т.ч. 133 бомбардировщика и 57 торпедоносцев. Против конвоя PQ-17 действовали 11 подлодок и две боевые группы надводных кораблей (4 тяжелых крейсера и 10 эсминцев), включая: линкор «Тирпиц», тяжелые крейсера «Адмирал Хиппер», «Адмирал Шеер», «Лютцов» и другие. 4 июля по приказу английского адмиралтейства в связи с выходом вражеской эскадры транспорты были рассредоточены, а корабли охранения и прикрытия отошли на Запад. С 5 по 10 июля авиация и корабли противника атаковали практически неохраняемые транспорты и потопили в Баренцевом море 20 транспортов и спасательное судно.
Приказ оставить транспорты конвоя РQ-17 и рассредоточить караван поступил из английского адмиралтейства. Его отдал английский адмирал флота Д. Паунт, оставил конвой на растерзание немецким подлодкам. Караван быстро рассыпался в разные направления, а эскадра прикрытия и корабли эскорта повернули обратно. Как вспоминал участник конвоя Кокборн, что глядя в след уходящим пароходам, матросы задавались вопросом: «Как же теперь они смогут выжить», они спорили и обсуждали: «Мы не имеем права поступить так. Мы должны вернуться к каравану». Но они обязаны были подчиняться приказу, и это было, единственным оправданием: «Я до сих пор испытываю чувство стыда… посрамления и подрыва репутации Британского королевского флота».
По словам капитана советского парусно-моторного бота «Мурманец» П.И. Котцова о трагедии с РQ-17 ему стало известно от спасшихся членов экипажа парохода «Олапана» в районе южной оконечности Новой Земли. Среди спасенных у троих были сильно обморожены ноги. Их транспорт был торпедирован и ушел под воду в считанные минуты. Двое суток на плоту люди добирались до Новой Земли. Спаслись 18 членов экипажей – американцы, англичане, норвежцы, голландцы - моряки с погибших судов «Алькоа Рейнджер», «Хатлбьюри», «Вашингтон» и «Паулс Поттер», которых передали на стоявшее в одной из бухт британское судно «Эмпайр Тайд». Разгром РQ-17 нанес огромный материальный и моральный урон. Из 36 транспортов конвоя два суда вернулись в Исландию, до Архангельска дошли 11, 23 погибли, притом 20 потоплены после приказа рассредоточится. В ходе атаки ушло на дно: 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов и 99316 т. Др. грузов.
После этой трагедии союзники стремились ограничить поставки через Атлантику. Однако по настоянию руководства СССР поставки возобновили. В средине сентября из бухты Лох-Ю вышла основная группа конвоя РQ -18. Всего в составе конвоя было четыре десятка транспортов, спасательное судно, танкер, 3 тральщика, два эскадренных танкера. Охранение составляло 17 кораблей различных классов. Из 40 транспортов в Архангельский порт прибыли 27, доставлено 149 797 тонн груза. Только один транспорт потерян в зоне Северного флота. В тоже время противник потерял 3 подлодки и 41 самолет, 20 самолетов было уничтожено нашей авиацией на немецких аэродромах. Авиация флота совершила 775 самолетовылетов в т.ч. 274 истребительное прикрытие, 102 на разведку и поиск подлодок. Факты говорят о том, что Северный флот эффективно защищал морские коммуникации на отведенном им театре. И все же после PQ–18 и QP-14 союзное командование временно прекратило отправку конвоев до наступления полярной ночи.
Большое внимание уделялось координации совместных действий и согласованию проводки транспортов с грузами, ибо от этого нередко зависела судьба конвоя. Каждой операцией руководил командующий Северным флотом А.Г. Головко через штаб флота, командиров и штабы соединений. Взаимодействие с командованием английских и американских ВМС руководство флота осуществляло через союзные военно-морские миссии, размещавшиеся в Полярном, Мурманске, и Архангельске. Английских миссий было две, одна в штабе Северного флота, другая в Беломорской флотилии. В основном они занимались вопросами совместной защиты внешних морских сообщений в оперативной зоне Северного флота. Кроме этого в их компетенцию входило: формирование конвоев из СССР в Англию, разгрузка и погрузка судов, обеспечение базирования в водах Заполярья кораблей и транспортов. Американская миссия обеспечивала свои суда во время их погрузки, разгрузки и стоянки в портах советского Заполярья всем необходимым.
Защита конвоев требовала активного взаимодействия союзников, обмена различной информацией, на основании которой разрабатывались маршруты движения конвоев, готовящихся к выходу из союзных портов. Через английские и американские миссии командованию нашего флота поступала информация о составе конвоя, курсе следования и времени ожидаемого вхождения в оперативную зону Северного флота. Вопросы к британскому адмиралтейству по обеспечению выходящих конвоев выяснялись командованием флота чрез Главный морской штаб. Остальные вопросы по отправке и встрече транспортов в наших портах решались по согласованию с английской миссией на местах.
Взаимодействие командования Северного флота и английских военно-морских сил было положено в августе 1941 г. при обеспечении перехода в Архангельск минного заградителя «Адвенчур» с грузом глубинных бомб и магнитных мин. Для этого был разработан специальный план перехода и разгрузки этого корабля. Так, в районе мыса Большой Городецкий минный заградитель встретил эскадренный миноносец «Сокрушительный» который сопровождал корабль до Архангельска, и на обратном пути до мыса Канин Нос. В это же время другой миноносец «Грозный» вел поиск подводных лодок по курсу следования корабля. Грамотное взаимодействие командования флота и представителей английской миссии позволяло оперативно решать все вопросы по доставке и отправке грузов. В 1942 г. на Север Норвегии немцы передислоцировали крупный корабль «Тирпиц», два линейных корабля «Гнейденау» и «Шорнгорст», тяжелые крейсеры «Принц Евгений», «Лютцов», «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер», легкий крейсер «Кёльн», две флотилии эсминцев. 20 подлодок, другие корабли и суда обеспечения.
На начало июля 1942 г. в Северной Атлантике действовало 6 крейсеров, до 10 эсминцев, 30 сторожевых кораблей, 16 подлодок, 2 плавбазы и 16 самоходных барж. Фашистские корабли в основном дислоцировались в норвежских портах: Нарвик, Киркенес, Варде. Здесь был задействован 5-й немецкий воздушный флот. В связи с усилением вражеской группировки, условия в которых проводили союзные конвои, ухудшались. Здесь усматривается несколько причин: во-первых, из-за постоянной угрозы со стороны авиации и подлодок противника; во-вторых, из-за плавающих мин, приносивших водами с запада со штормами и Гольфстримом; в-третьих, из-за тяжелой обстановки в зимнее время года. Полярная ночь, сильные морозы, плавучие льды, спускающиеся с высоких широт на юг, густые испарения моря и туманы создавали сложную обстановку. Немцы интенсивно нападали на союзные конвои. Их авиация топила корабли и суда, нанося огромный материальный и моральный урон. Но и Северный флот все активнее переходил к целенаправленным наступательным действиям. Главной силой в борьбе с фашистами на путях его морских сообщений оставались подлодки и авиация.
Только с января по апрель 1942 г. подлодками Северного флота потоплено 34 вражеских транспорта. Подлодка «Щ-402» потопила 9 транспортов, «К-21» - 7, «Щ-403» - 9 кораблей, гвардейцы «Щ-422» - 11. Однако были и потери. В одном из походов море навсегда похоронило экипаж гвардейской подлодки «Щ-422», вместе с их командиром Ф.А.Ведяевым. В состав охранения конвоев стали включались эскадренные миноносцы. Эффективным явилось использование эсминцев вооруженных артиллерийскими системами повышенной огневой мощью. При отражении низколетящих торпедоносцев противника они вели стрельбу дистанционными гранатами из 130-мм орудий, что вынуждало вражеские самолеты отклонятся от курса и сбрасывать торпеды мимо цели. 30 мая 1942 г. авиация противника группами по 30-40 самолетов атаковала союзный конвой РQ-16. В ходе атаки два эсминца Северного флота впервые применили стрельбу по низколетящим самолетам из главного калибра, дистанционной гранатой. В ходе боя эсминец «Куйбышев» сбил один самолет, а артиллеристы «Сокрушительного» и «Грозного» - четыре торпедоносца. Этот опыт приказом Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова был распространен и на других флотах.
В 1942 г. из Англии в СССР вышло 13 конвоев, в составе 222 союзных, 27 советских транспортов и 125 кораблей охранения. Потери на переходе составили 53 союзных, 2 советских транспорта и 4 корабля охранения. Из наших северных портов вышло 12 конвоев в составе 150 союзных, 37 советских транспортов и 122 корабля охранения. Немцами потоплено 10 союзных и 5 советских судов и 3 корабля эскорта. В течение года в Советский Союз доставлено 814 654 тонн груза, отправлено за рубеж – 366 023 тонн груза. Примеры мужества показывали морские летчики. Так, 23 апреля 1944 г. заместитель командира эскадрильи Илья Катунин был ведущим восьми штурмовиков Ил-2, вылетевших на уничтожение немецкого конвоя в Варангер – фиорде, южнее Вардё. Прорвавшись через заслон противника, летчики направились к транспортам. В воздушном бою самолет ведущего был подбит и загорелся. Тогда капитан Катунин направил горящую машину на крупный фашистский транспорт и врезался в него. За героический подвиг летчику И.Б. Катунину и воздушному стрелку сержанту А.М. Маркину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В боях неоднократно отличились морские летчики: Б. Ф. Сафонов, В.П. Балашов, И.Т. Волынкин, Г. Д. Попович, Н.И. Зайцев, П.И. Сахаров и другие.
Важный вклад в восстановление поврежденных кораблей и судов вносили судоремонтные заводы Мурманска и Архангельска. Так на мурманских судоремонтных заводах ремонтировались и союзные корабли, в т.ч. крейсер «Тринидат», в Архангельске на заводе «Красная кузница» переоборудовали гражданские суда в т.ч: «Северолес -18», «Северолес – 19», пароходы «Профсоюз», «Воронеж», «Канин» и др. С июня по ноябрь 1941 г. в боевой строй вошли 36 судов. За войну АСС Северном флоте оказана помощь 275 аварийным кораблям и судам.
В 1944 г. на внешних коммуникациях значительно возросла активность немецких подлодок. Опасность их увеличилась из-за того, что многие подлодки были оборудованы устройством позволяющим подлодкам идти под дизелями в подводном положении, они оснащались более совершенными радиолокационными и гидроакустическими станциями, акустическими торпедами. Немецкие субмарины стали занимать позиции ближе к советским портам, на выходе кораблей из баз. Для ликвидации угрозы со стороны противника командование флота увеличило число кораблей охранения конвоев, несения дозорной службы и поиска противника в районах Кольского залива и Белого моря. Принятые командованием флота меры позволили избежать серьезных потерь кораблей и судов.
В итоге больше половины Северных конвоев приходится на 1943-1945 гг., а подавляющая часть потерь на 1942 г. Так, только при следовании конвоев «PQ-17» и «PQ -18», погибли десятки кораблей и транспортов. Несмотря на объективные и субъективные трудности командования Северным флотом сумело разработать эффективную систему проводки судов и транспортов поступающих по Северному морскому пути в годы войны. Для флота защита внешних и внутренних коммуникаций была одной из важных задач. С целью обеспечения безопасности конвоев проводились специальные операции, в ходе которых решались различные вопросы в зависимости от возникающей обстановки. Несмотря на всю мощь фашистской авиации и флота личный состав Северного флота в целом выполнил поставленную перед ним задачу, обеспечив проводку конвоев поступавших в СССР с техникой, вооружением и другим имуществом по ленд-лизу.
Так, за зиму 1943-1944 гг. в советские северные порты прибыло 8 конвоев в составе 191 транспорта, из которых было потеряно всего 3 судна. В обратный путь также вышло 8 конвоев, потеряли лишь два судна, из 200. Но несмотря на столь незначительные потери, союзники с апреля 1944 г. вновь прекратили движение конвоев вплоть до наступления полярной ночи. С августа 1944 г. по май 1945 г. по северному маршруту прошло 250 судов в 9 конвоях, потеряв только 2 судна. Из 236 судов, вышедших в тот же период из советских северных портов, в 9 конвоях в английские порты прибыло 230 судов. Следует иметь ввиду, что больше половины судов, направлявшихся в СССР и из советских портов в составе северных конвоев, пришлось на период 1943-1945 гг. когда германский флот и авиация уже не могли оказывать им активного противодействия.
В 1941-1945 гг. в северные порты СССР пришел 41 конвой, а в обратном направлении 36. В конвой входили 1464 судна, в Советский Союз доставлено 4 млн. тонн грузов, а вывезено около 1,4 млн. тонн. Северным путем было доставлено около 22,7% всей помощи по ленд-лизу. Половина грузов обработал Архангельский и Северодвинский порты, остальные Мурманск. На северных трассах потери составили 103 транспорта, их них: 12 советских, 47 американских, 35 английских, 7 панамских, 1 датское и 1 норвежское. При защите союзных конвоев потеряно: 8 эскадренных миноносцев (советские - «Сокрушительный» и «Деятельный», английские - крейсера «Тренидад» и «Эдинбург», 3 шлюпа, 2 фрегата, 3 корвета, 3 тральщика. Из 44 транспортов, совершивших переход без охранения, 38 прибыли в пункт назначения. Погибло 1944 моряка – люди разных возрастов и национальностей, военных и гражданских. Корабельными силами охранения при сопровождении конвоев потопили десятки кораблей противника, среди них: «Шарнхорст», «Тирпиц», вспомогательный крейсер «Бремзе», минный заградитель «Ульм», 3 эскадренных миноносца 33 подлодки, сбили сотни вражеских самолетов. Северные конвои вписали славную страницу в нашу Победу. Северный флот с задачей по защите союзных конвоев справился.
За годы войны Великобритания поставила в СССР: 5218 танков, 7411 самолетов, 4932 противотанковых орудий, 4005 винтовок и автоматов, 1803 радиолокатора, 4338 установок радиооборудования, 2000 телефонных аппаратов, 473 000 000 патронов, 9 торпедных катеров, 14 тральщиков, 4 подлодки, машины, сырье, продуктов питания, медикаменты, госпитальное и другое имущество. Англичане передали СССР для флота 329 гидролокаторов. Полученные ультраакустические приборы (гидролокаторы) отличались в лучшую сторону. Союзники снабдили советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов, которыми было оснащено более 1/3 боевых катеров флота. Новые советские тральщики стали обеспечиваться электромагнитными тралами, по параметрам близкими к американским и английским. На них появились гидролокаторы, которые использовали для поиска подводных лодок и обнаружения мин. На вооружение противолодочных кораблей поступили многоствольные бомбометные установки. По опыту союзников в Военно – Морском флоте была внедрена для внутриэскадренной связи надежная и удобная радиостанция УКВ-диапазона. Она позволяла вести переговоры командирам и вахтенным офицерам, идущих в походном ордере, не прибегая к помощи радиста.
Соединенные Штаты Америки поставили в СССР: 7537 танков, 14 795 самолетов, 345 000 тонн взрывчатых веществ, 27 00 000 тонн нефтепродуктов, 842 000 химического сырья, 150 00 000 пар обуви, 1 981 паровозов, 11 155 вагонов и платформ, 380 0000автомобильных шин, 775 883 грузовика, 51 503 виллиса, 420 000 полевых телефона, более 2 000 000 километров телефонных проводов, более 4 000 000 тонн продуктов питания, 8 701 трактор, 35 000 мотоциклов, 8 128 зениток, 132 000 пулеметов, 96 торговых судов, 202 торпедных катера, 140 охотников за подлодками, 77 тральщиков, 28 сторожевых кораблей, 105 десантных судов, 3 ледокола. Кроме этого союзниками поставлено: автомобилей почти в два раза, пороха в три раза, телефонного кабеля в 15 раз, паровозов в 22 раза больше, чем было произведено в СССР в годы войны. Многие образцы техники и оборудования в нашей стране вообще не производилось. Ленд-лиз явился для нашей страны легальным каналом получения высоких технологий.
И все же поставки по ленд-лизу были крайне важны, все же но они составляли от выпуска в СССР: орудий 2%, танков - 12%, самолетов – 10%., от тоннажа поставок составляло продовольствие - 30%. Всего расходы США на ленд – лиз с 11 марта 1941 г. по 1 августа 1945 г. составили 46 млрд. долл. В том числе: странам Британской империи - 30 269 млн. долл., СССР – 9 800, Франции – 1 406, Китаю – 631, латино - американским странам - 421, остальным государствам – 424 млн. долл. В 1943 г. 10 млн. американцев внесли средства из своих сбережений в пользу советского народа, собирал пожертвования и английский «Фонд помощи России».
Советский народ благодарен за помощь всем странам и народам, прежде всего США и Англии за помощь в годы войны. Вместе с тем эта помощь была не безвозмездной. Следует помнить, - ни одного корабля, ни одного самолета, ни одного танка или пушки, ни одной банки тушенки СССР не получили бесплатно. За все было заплачено золотом, платиной, лесом, рудой, другими ресурсами и человеческими жизнями. США получили из Советского Союза материалов на общую сумму 2, 2 млн. долларов. Оружие само не стреляло, его применяли люди, которые гибли в бою, страдали, мучились. Как заявил министр торговли США Дж. Джонс, - поставками из СССР Америка не только возвращала свои деньги, но и извлекала прибыль.
Не спора, что роли ленд-лиза для СССР была важна. Она имеют не только количественные показатели, но и такие критерии, как период доставки, качество материалов и оборудования, их значимость и другие. Но недопустимо измерять по одной и той же шкале ценностей поставки военных материалов и жертвы советского народа, которые прокладывали путь к победе над фашизмом. В годы войны и после эту мысль не раз подчеркивали крупные государственные деятели – бывшие союзники. Так, ближайший советник президента Ф.Рузвельта Гопкинс отмечал: «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Она была достигнута героизмом и кровью русской армии». Однако в нынешней России те же фальсификаторы, кто в 90-е годы прошлого столетия активно разваливал страну, утверждают, что поставки по ленд-лизу были спасительными для Красной Армии и всей экономики СССР. Так, Б. Соколов в книге «Правда и мифах Второй мировой» (издание 2018 год) пишет: «Помощь из Америки, Англии и Канады представлявшаяся в рамках американской программы ленд – лиза… играла критическую роль в советских военных условиях». Очернитель А Г. Попов в книге: «1941-1945. Заметки о войне» в отношении продовольственного ленд – лиза пишет: «Продовольственная помощь в целом была поставлена СССР на сумму 1,3 миллиарда долларов (тогдашних). Если численность нашей армии принять за 10 - миллионов человек, то это по 130 долларов на бойца, а в пересчете на калории, этой помощи хватило бы на пропитание 10 - миллионной армии больше чем на пять лет…). Как отмечает д.т.н., профессор В. Литвиннко, если поделить вес всего поставленного по ленд – лизу продовольствия (около 4.5 млн. тонн), на все население СССР, то на каждого советского гражданина придется менее 30 килограмм продовольствия за все 3, 5 года поставок. В годы войны кормили страну колхозы и совхозы. Благодаря этому после войны СССР первым в Европе уже в 1947 г. отменил продовольственные карточки. Коллега Г. Попова - Б. Соколов примерно это же доказывает в части поставки по ленд – лизу техники и вооружения. В тоже время наличие в Красной Армии основных видов вооружения и военной техники на 1 мая 1945 г. (ВВП СССР) и поставки (по ленд – лизу в 1941-1945 гг.) составили в пользу Советского Союза: по орудиям и минометам (тыс. ед.) -18,03 раза; танкам и САУ (тыс. ед.) – 2, 75 раза; самолетам (тыс. ед.) – 3, 43 раза; корабли (ед.) - 4,61 раза; автомобили (тыс. ед.) -1. 39 раза. Поставки по ленд - лизу оцениваются (по - разным источникам) - в 9,8 -13,2 миллиарда долларов, что составляет - 3.6 - 4.8 % от объемов производства СССР в годы войны ( «ВПК» №10.. 03. 2020 г.).
По оценкам сотрудника Управления военного производства США Р. Голдсмита союзная помощь СССР не превышала 1/10 советского производства вооружений. Президент США Ф. Рузвельт говорил о помощи поступавшей в Советский Союз по ленд – лизу, так: «…мы никогда не считали, что поставки по ленд – лизу являлись главным фактором в поражении Германии. Этого добились воины Красной Армии, которые отдавали свою жизнь и кровь в борьбе с общим врагом». Сменивший его Г. Трумэн в 1945 г. признавал, что ленд – лиз для США выгоден, так как он позволяет спасать жизни миллионов американцев. Не следует забывать, что американские корпорации оказывали помощь и гитлеровской Германии. Например, рокфеллеровская нефтяная корпорация «Стандарт Ойл» только по линии немецкого концерна «И.Г. Фарбениндустри», продала фашистам горюче – смазочных материалов на 20 млн. долларов. Один венесуэльский филиал «Стандарт Ойэтул» ежемесячно отправлял в Германию 13 тыс. тонн нефти, которую немцы перерабатывали в бензин. До середины 1944 г. танкерный флот «нейтральной» Испании работал на нужды вермахта, снабжая Германию американским «черным золотом», то есть нефтью. Были случаи когда немецкие подлодки заправлялись ГСМ прямо в море и шли топить транспорта доставлявшие оружие, технику и материалы в Советский Союз по ленд – лизу. Вермахту шло около 30% автопокрышек, изготовленных на фордовских заводах. Осенью 1942 г. филиал Форда в Швейцарии отремонтировал 2 тыс. немецких грузовиков. Объем сотрудничества американских компаний с гитлеровской Германией до этих пор относится к коммерческой тайне.
За годы войны союзные и нейтральные страны (кроме СССР) потеряли около 5150 судов тоннажем 21,57 млн. рег. тонн (около 50% от начального и более 25% от общего наличия тоннажа). Подводные лодки противника потопили из этого числа 2828 судов (54,9%) тоннажем 14,68 млн. рег. т (68,1%). Для немецких подводных лодок борьба против судоходства была главной задачей. Анализ показывает, что подводные лодки из фашистской оси действовали менее успешно: итальянские - из-за низких технических качеств тактики; японские – из-за многообразия ставившихся лодкам задач, среди которых борьба против судоходства занимала второстепенное место. Основными объектами атаки были авианосцы, линейные и другие корабли. Объективно ли руководство СССР оценивали поставки союзников по ленд-лизу? На наш взгляд, да! Так, на Ялтинской конференции И.В. Сталин подчеркнул, что «ленд - лиз –это замечательное изобретение, без которого победа была бы иной». В июле 1945 г. И. Сталин писал Г. Трумэну: «соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли Советскому Союзу в порядке ленд-лиза вооружение, стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага – гитлеровской Германии».
Советские военные и гражданские моряки и летчики самоотверженно, стойко и мужественно выполняли свой долг перед союзниками и сухопутным фронтом, обеспечивая поиск и защиту уцелевших членов экипажей и транспортов с военными грузами. Высокую ответственность показали английские и американские моряки при доставке грузов и в ходе борьбы с общим врагом – фашизмом. Это свидетельство того, что мы можем мирно жить и, в трудную минуту всеобщей беды, совместно решать стоящие перед нами задачи. Так было, так должно быть всегда. Северные конвои вписали яркую и героическую страницу в историю второй мировой войны, в боевое содружество СССР, Великобритании и США Поставки по ленд – лизу в СССР были прекращены 21 августа 1945 г. Как итог, можно сделать вывод: - помощь по ленд-лиз была важной, ценной, существенной но все же, не решающей. Победа в войне, как и в Северной Атлантике досталась нелегкой ценой. Наша страна потеряла около 27 миллионов советских людей. Многие тысячи моряков советских и стран союзниц покоятся в водах мирового океана. На их могилы не положишь цветов. Но патриоты помнят, чтят подвиг, мужество и стойкость моряков. Напоминанием об этом служит поставленный в мае 1985 г. в Мурманске памятник в честь боевого содружества стран антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. Он является памятником крепкой боевой дружбы тружеников двух главных северных портов страны Архангельска и Мурманска, на долю которых выпала честь принимать и обслуживать союзные конвои в 1941-1945 гг. Память об этом подвиге должна жить века.
Приложение.
а). Вооруженные силы союзников (США и Англии) и поставки по ленд-лизу в годы Второй мировой войны (таб. №1).
В январе 1940 г. конгресс США утвердил строительство 2831 корабль различных классов на сумму 7,5 млрд. долл. Флот американцев должен был иметь 690 боевых кораблей. Объем военно – морского строительства в 1941г. (был удвоен по сравнению с 1939 г.).
После нападения Японцев 7 ноября 1941г. на Перл - Харбор все программы военно – морского строительства были пересмотрены в сторону увеличения. .
б). В начале 1942 г. принятая программа США была нацелена на увеличение строительства кораблей и судов в два раза (таб. №2).
Таким образом, в соответствии принятой в 1942 г. программы к 1 июля США должны были иметь в строю 1265 боевых кораблей в том числе: 23 линкора, 20 ударных авианосцев, 78 мелких и экспортных авианосцев, 72 крейсера, 738 эсминцев, 240 подлодок.
в). Объем океанских перевозок США с 1940 по 1945 гг. Таб. №3
Основные грузопотоки из США шли через такие порты как, как Нью–Йорк. Филадельфия, Балтимор, Новый Орлеан и др. К примеру, объем грузооборота в 1940 г. составлял 65 млн.т, а к 1943 г. он возрос в 5 раз. Более 2/3 всей военной продукции США вывозилось за границу океанским путем. Самым интенсивным портом был город Нью – Йорк который пропускал свыше 25% внешних грузов страны и 15% каботажных грузов. К 1943 г. судооборот всех перевозок по Атлантическому океану увеличился в 3 раза.
Анализ показывает, что промышленное производство США с осени 1939 г. и до осени 1943 г. увеличилось в 2,5 раза. С 1940 по 1945 гг. объем перевозок увеличился почти в 10 раз.
За годы войны общий объем поставок союзниками по ленд – лизу в СССР составил около 4 (процентов) от производимого вооружения, техники и продовольствия в нашей стране. В этом важном вопросе Северные конвои и Северный флот вписали славную страницу в нашу общую Победу 75-летие которой будем отмечать 9 мая этого года.
В.А. Попович, писатель и журналист
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.