Юозас Ермалавичюс: «Решающее слово – за революцией!»
Когда на мировой арене свирепствует антикоммунистическая пропаганда, одурачивающая людей своей ложью и клеветой, буржуазное общественное сознание оказалось в глобальном кризисе. Оно бессильно и беспомощно перед новейшими достижениями научного прогресса, которые воспринимаются им под углом технократической вульгаризации и идеологической догматизации.
Поэтому буржуазное сознание не может подняться до адекватного восприятия исторической действительности. В этих условиях умственной ограниченности большинства населения земного шара диалектический материализм, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX века, выступает единственным в мире философским учением, которое не поддается разрушительному воздействию глобального кризиса. Не случайно коммунистическая идеология, ядром которой является диалектический материализм, отличается научным содержанием, революционным характером, гуманистической направленностью. Она является единственной во всемирной истории идейной системой, которая предлагает человечеству альтернативу изжившему себя частнособственническому жизнеустройству мирового сообщества народов.
Контрреволюционные происки империалистической реакции противодействовать гибели капитализма путем идеологического обмана народных масс не могут претендовать на успех. Они непримиримо сталкиваются с научными убеждениями коммунистов, сознательно использующих объективные закономерности общественного развития в революционной практике. Никакая идеологическая реакция не может помешать коммунистам использовать в исторической действительности действия объективных законов перехода монополистического капитализма в свою противоположность. В условиях империализма монополия капитала противодействует развитию решающей сферы жизни общества – материального производства, – обусловливая паразитирование, загнивание, саморазрушение мировой капиталистической системы. Господство финансового капитала над буржуазным обществом влечет за собой постоянно нарастающее обострение общего кризиса капитализма, охватывающего все сферы жизни общества, максимально накаляющего все общественные противоречия, способствующего образованию общенациональных катастроф и революционных ситуаций, перерастающего в социалистические революции в созревших для них странах.
Вся история XX века отличается постоянно нарастающим обострением общего кризиса капитализма. Первый этап накала всеохватывающего кризиса империализма разразился в начале прошлого столетия, достиг своей кульминации в первой мировой войне, завершился в 1917 году победой Великой Октябрьской социалистической революции в России и её преобразующим воздействием на весь мировой исторический процесс. Великий Октябрь возглавил историческую эпоху новейшего времени, содержанием которой является революционный переход человечества от капитализма к социализму. Новейшая эпоха отличается катастрофическим, переломным, революционным характером. Направление её движения состоит в переходе классового частнособственнического общества социального неравенства и антагонизма к обобществлённому общественному укладу социальной свободы и справедливости, единства и равенства. Какие-либо общественные зигзаги революционной эпохи не могут изменить её содержания, характера, направления развития, детерминированных объективными законами диалектики всемирной истории.
Второй этап нарастающего обострения общего кризиса капитализма разразился в 1930-е годы, достиг своего апогея во второй мировой войне, завершился могущественными революционными преобразованиями жизни общества на всех материках. Последовали социалистические революции во многих странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и на Кубе в Латинской Америке, под преобразующим воздействием которых образовалась мировая общественная систем социализма. Наблюдался количественный и качественный рост международного рабочего класса, его революционного движения. Прокатилась волна народно-демократических и национально-освободительных революций на Азиатском и Африканском континентах, повлекшая за собой распад колониальной системы империализма. Развернулись международные демократические движения в борьбе за мир, народовластие, исторический прогресс. В итоге на планете образовалось равновесие между мировыми общественными системами капитализма и социализма, что обеспечивало относительную стабильность в развитии человечества.
Более того, победа Великого Октября и последовавшие за ней коренные изменения в общественном жизнеустройстве народов земного шара побудили к середине XX столетия такое особое явление новейшей эпохи, как мировая научно-техническая революция, которая обеспечила подъем совокупных производительных сил человечества на качественно новый уровень развития и закономерно потребовала соответствующей реконструкции всей системы общественных отношений между народами и внутри каждого народа. Под воздействием научно-технической революции обобществление материального производства обрело всемирный масштаб и глобальный характер. Эти всемирно-исторические новшества вступили в непримиримый конфликт с капиталистической частной собственностью на средства производства, что неизбежно вызвало очередное обострение общего кризиса капитализма.
Третий этап нарастающего обострения общего кризиса капитализма возник в 1970-е годы и быстро перерос во всеобщий мировой кризис, охватывающий в различной степени все страны земного шара. Причина столь сложного перелома на планете заключается в том, что ни один из её народов не смог овладеть в должной мере производительными достижениями мировой научно-технической революции, превратившей науку – всеобщую общественную производительную силу человечества – в непосредственную производительную силу общества и создавшей на её основе новый вид материального производства – наукоемкое производство. Эти достижения открывают возможности для построения материально-технической базы коммунизма, достаточного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара.
В процессе мировой научно-технической революции капитализм полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования. Не случайно его всеобщая агония обернулась глобальным кризисом, охватившим впервые во всемирной истории все сферы жизни человечества. Ведущую роль в провокации всемирного кризиса сыграла транснациональная финансовая олигархия, господствовавшая в мировой капиталистической системе и манипулировавшая монополистическим финансовым капиталом. Она добилась отрыва финансового капитала от материального производства и погрузилась в финансовую спекуляцию на всемирном рынке. В итоге мировой финансовый капитал лишился реальной прибыли, получаемой от производства. Он превратился в спекулятивный, виртуальный, фиктивный капитал, функционирующий лишь по инерции, иссякающей неумолимо и необратимо.
Единственная возможность выхода современного человечества из всемирного кризиса состоит в революционном преобразовании жизни общества на социалистических началах первоначально в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах планеты. В ответ на эти возможности антикоммунистическая реакция империализма развязала в 1980-е годы глобальную агрессию против всех направлений исторического прогресса человечества и добилась разрушения Советского Союза в 1991 году. С разрушением СССР и подрывом при этом мировой социалистической системы всеобщий мировой кризис получил крайнее обострение. Расчленение СССР повлекло за собой нарушение баланса общественных сил на мировой арене, полную дестабилизацию международных отношений, расстройство мировых экономической и политической систем, подрыв равновесия в мировом общественном развитии, полномасштабный территориальный передел земного шара, нарастание международной напряженности, обострение всех общемировых проблем и противоречий, значительное увеличение угрозы вселенской катастрофы и другие непредсказуемые тенденции, которые не поддаются произвольному управлению их организаторов и провокаторов. Таким образом, внутренние и внешние разрушители СССР загнали себя в безвыходную ситуацию мирового общественного развития, которой они не могут овладеть, поэтому обречены на неминуемую гибель. В этих условиях все агрессивные грабительские потуги империалистической реакции оборачиваются пагубными для неё самой последствиями.
Неотъемлемой частью разгула империалистической реакции является контрреволюционная реставрация капитализма на территории СССР и других стран социалистической ориентации. Она противоположна объективным законам общественного развития, поэтому оборачивается разрушительными последними во всех сферах жизни общества и угрожает неизбежным провалом в конечном итоге, так как уничтожает производительные силы общества. Аккумулирующим следствием капиталистической реставрации стал геноцид советского народа, его биологическое вымирание, социальная и духовная деградация. Не случайно реанимация частнособственнического жизнеустройства отбросила советское общество далеко назад на историческом пути развития. Спасти советский народ от полного истощения и прекращения существования может только новая социалистическая революция, дополняющая и обогащающая всемирно-исторические свершения Великого Октября.
Поскольку обществом достигается только то, что им научно осознается, освоение народами земного шара наукоемким производством предполагает формирование их научного сознания. Тем более что становление науки непосредственной производительной силой общества состоит в овладении человеком её достижениями, что составляет основное содержание мировой научно-мировоззренческой революции в общественном сознании людей. Эта величайшая духовная революция развивается с освобождения общественного сознания народов от умственной ограниченности и превратности, иллюзорности и виртуальности вплоть до научного осознания своей собственной человечности в соответствии с главным принципом коммунистического гуманизма, согласно которому человек является высшей социальной ценностью в обществе. Научно-мировоззренческая революция побеждает утверждением диалектико-материалистической теории и методологии в качестве основы человеческого мышления интернационального сообщества народов.
Революционный переход человечества от классового антагонистического жизнеустройства к человеческому общественному укладу социальной свободы и равенства означает величайший качественный скачок в мировом историческом процессе, охватывающий коренные преобразования в развитии материального производства, социальных связей и отношений, общественного сознания народов земного шара. В центре этой всеохватывающей революции находится человек, выступающий её главным субъектом. Всемирная социалистическая революция освобождает человека от порабощения стихийными силами природа и общества, обеспечивает возможности для его свободного развития. Реализация революционных возможностей зависит от социальной зрелости и умственной развитости самого человека, его способностей и готовности к освоению достижениями научного прогресса. Социальное и духовное созревание человека к созиданию человеческого мира на научном фундаменте открывает грядущую историческую эпоху коллективистского и гуманистического развития человечества к высшей, коммунистической ступени земной цивилизации. Полностью подтверждается в исторической действительности научное убеждение основоположников диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса, что «революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 37). Грядущая глобальная коммунистическая революция завершит через 2-3 столетия изжившую себя предысторию и откроет подлинную историю человеческого общества, человечество преобразуется в обобществившийся людской коллектив, способный к научному самоуправлению.
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.