КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Из жизни КПРФ

22:22
19.11.2024
Г.А. Зюганов: «Ставка Центробанка в 21% душит экономику и не позволяет эффективно бороться с фашизмом»
14:01
19.11.2024
Вопрос о снижении стоимости вырубки лесов Петрозаводска - снять с повестки! 
18:06
18.11.2024
Карельские коммунисты выразили недоверие главе Петрозаводска Инне Колыхматовой и попросили ее уйти в отставку добровольно
11:52
15.11.2024
В Госдуме во втором чтении прошло обсуждение проекта федерального бюджета на трехлетний период. Коммунисты не поддержали этот проект с самого начала.
14:00
12.11.2024
Г.А. Зюганов: «Невозможно обеспечить внутреннюю стабильность в стране, когда 25 главных олигархов хватанули еще 26 миллиардов долларов»
11:09
12.11.2024
Фракция КПРФ в Заксобрании Карелии подготовила обращение в прокуратуру с просьбой проверить законность публичных слушаний, проведённых администрацией Петрозаводска 8 ноября.
12:27
08.11.2024
"И пока жива Россия, вместе петь и плакать нам". Г.А. Зюганов поздравил советского композитора А.Н. Пахмутову

Юг Африки. Тернистый путь освобождения

Юг Африки затягивается в водоворот нестабильности. За беспорядками в ЮАР скрываются бедность и неравенство. Протесты охватили Королевство Эсватини, а власти Мозамбика привлекли иностранные войска для борьбы с исламистами.

Слепая ярость или чёткий план?

Один из признаков кризиса капиталистической системы — размах социального движения. По данным австралийского Института экономики и мира, за последние десять лет число антиправительственных выступлений на планете выросло почти в три раза по сравнению с предшествующим десятилетием, а всеобщих забастовок стало в девять с лишним раз больше.

Встревоженная буржуазия пытается направить раскалённую лаву протеста по безопасному для себя руслу. Всеми имеющимися способами она переключает народный гнев с классовой борьбы на межнациональные и межрелигиозные разногласия, лишает возмущение организованных форм.

Выступления, в июле охватившие Южно-Африканскую Республику, стали крупнейшими со времён падения режима апартеида. Поводом послужил судебный процесс против бывшего президента Джейкоба Зумы. В 2018 году он подал в отставку на фоне массовых протестов и под давлением бывших соратников. Среди них были руководство его собственной партии — Африканского национального конгресса (АНК) — и её союзники по правящему альянсу: Южно-Африканская коммунистическая партия (ЮАКП) и Конгресс профсоюзов (КОСАТУ). Зуму обвинили в «захвате государства» — создании предельно выгодных условий для близких бизнес-групп. В общей сложности политик проходит ответчиком по 16 делам, включая отмывание денег, мошенничество, рэкет. По утверждению нынешних властей, его деятельность нанесла стране ущерб в 34 млрд долл.

Зума, впрочем, не только не признал ни одного из обвинений, но и отказался участвовать в заседаниях. Тогда его признали виновным в неуважении к суду и приговорили к 15 месяцам заключения. 7 июля экс-глава государства сдался полиции, но это было только завязкой драмы. В родной провинции Зумы — Квазулу-Натал — начались волнения, позже перекинувшиеся на самый населённый регион Гаутенг. За неделю с небольшим погибли 337 человек.

Демонстрации, начавшиеся под лозунгом «Свободу Зуме!», быстро превратились в неконтролируемые беспорядки. Их участники громили магазины и банки, перекрытие магистралей парализовало экономическую жизнь страны. Толпы блокировали порт Дурбан — главные торговые ворота страны — и вызвали остановку крупнейшего нефтеперерабатывающего завода «Сарпеф». Более того, волнения приобрели этническую окраску. Их движущей силой стали представители народа зулу, а главной мишенью — представители других групп населения, особенно индийцы.

Взять ситуацию под контроль властям удалось, только задействовав армию. Как заявил президент Сирил Рамафоса, беспорядки были спланированы, а их целью являлся подрыв конституционного строя через хаос и межнациональную напряжённость. Также объявлено об аресте организаторов, но их имена пока не сообщаются. По данным СМИ, «первую скрипку» играл бывший высокопоставленный чиновник агентства госбезопасности Тулани Дломо.

Опасность перерождения

Хотя власти пытаются списать всё на заговор Зумы и его приспешников, подоплёка трагических событий глубже. Пандемия нанесла ЮАР тяжёлый урон. Страна удерживает первое место в Африке по числу заражений и смертей, но полностью привиты пока лишь 5 процентов населения. Зато нет недостатка в скандалах. Недавно за нарушения при заключении контрактов ушёл в отставку министр здравоохранения Звели Мхизе. Много вопросов вызывают карантинные меры. В их рамках был введён запрет на продажу алкогольной и табачной продукции, за соблюдением комендантского часа следили армейские патрули.

В тяжелейшем положении оказалась экономика. Безработица достигла двадцатилетнего максимума — 32,6 процента, а с учётом отчаявшихся найти работу — свыше 43 процентов. По данным ООН, каждый пятый житель находится в крайней нищете, доля голодающих выросла с 11 до 15 процентов. Куда больше — две трети населения — испытывают периодические трудности с покупкой продуктов питания.

В то же время число долларовых миллиардеров увеличилось с четырёх до пяти, а их суммарное состояние — с 17 до 23 млрд долл. Напомним: ЮАР занимает первое место в мире по глубине неравенства. 60 процентов граждан из числа наименее обеспеченных слоёв владеют 7 процентами совокупного богатства, а 10 процентов богатейших контролируют 71 процент. Как пишет одно из изданий, «здесь запросто можно увидеть босого бродягу, протягивающего руку к тонированным стёклам «Феррари».

Пандемия лишь обострила давно накапливавшиеся проблемы. Уровень бедности растёт всё последнее десятилетие, а неравенство после кратковременного снижения во второй половине 1990-х годов превысило уровень времён апартеида. Всё дело в том, что переход к демократии не сопровождался радикальными экономическими реформами. Средства производства в основном остались у прежних владельцев. При 8-процентной доле в населении белые южноафриканцы владеют 70 процентами сельхозземель, потомками колонистов являются четыре из пяти миллиардеров.

Такие программы правительства, как «Расширение экономических прав и возможностей чёрных» или «Равенство в сфере занятости», были направлены на перераспределение богатства, но не столько между капиталистами и трудящимися, сколько между белой и чёрной буржуазией. В число последней вошло немало функционеров АНК. «Одна из опасностей, которая разрушает освободительные движения, когда они приходят к власти, — это коррупция, — отмечают в Компартии. — Наши погибшие товарищи боролись не за то, чтобы, получив власть, превратить программу обогащения народа в программу самообогащения. 1994 год был демократическим прорывом, но истинная свобода ещё не достигнута. Бедность и безработица — это не свобода».

Коммунисты поддержали приговор в отношении Зумы. По их словам, это подтверждает центральную роль Конституции и верховенство закона. Осудили в ЮАКП и июльские беспорядки, подчеркнув, что попытки разжечь межрасовую вражду направлены на увековечение беззакония. Вместе с тем там уверены, что без радикальной смены курса стихийные протесты продолжатся. «Необходимо сосредоточиться на бескорыстном служении людям, на преобразованиях и развитии», — заявляют в партии.

Двумя главными опасностями коммунисты называют коррупцию и неолиберализм. А они, несмотря на действия властей, меньше не становятся. Одна из характерных черт Рамафосы — отточенный популизм. Некоторые его заявления не отличить от призывов ЮАКП. «Пандемия обнажила глубокое неравенство, оказала разрушительное влияние на бедных и рабочий класс», — обмолвился он недавно. По инициативе президента началось обсуждение земельной реформы, причём многие в АНК поддерживают национализацию земли, о которой давно говорят коммунисты. Также Рамафоса допустил введение безусловного базового дохода для жителей в возрасте от 18 до 59 лет.

Однако реальные шаги правительства следуют неолиберальным догмам. Принято решение приватизировать национальный перевозчик «Южноафриканские авиалинии». С 1 до 100 МВт увеличен лимит мощности электростанций, которые могут находиться в частной собственности. По словам чиновников, это ликвидирует монополию госкомпании «Эском». Последняя же будет разделена на три подразделения, отвечающие за выработку, передачу и распределение электроэнергии.

Раздаются призывы к либерализации трудового законодательства. Даже формально прогрессивные меры приобретают в устах властей довольно специфическое звучание. Заявив о потребности в создании госбанка, министр финансов Тито Мбовени сообщил, что его главной задачей будет «поддержка появления чёрных фермеров и чёрных промышленников».

Да и борьба с коррупцией часто напоминает не реальное очищение госаппарата, а избавление от соперников. За последнее время своих постов в АНК лишились генеральный секретарь АНК Эйс Магашуле, глава пресс-службы Карл Нихаус и ряд других функционеров.

В Компартии уверены, что из кризиса страну выведет углубление национально-демократической революции. Восстановление после пандемии должно следовать чёткому плану и иметь целью снижение бедности и неравенства. Для этого ЮАКП предлагает увеличить госрасходы на инфраструктуру, усилить позиции государства в финансовой сфере и наращивать переработку сырья. Существующая практика, когда корпорации свободно выводят капитал и оставляют ЮАР в самом низу производственных цепочек, обескровливает экономику и обрекает население на нищету.

Почва для потрясений

Социальная напряжённость растёт и в других странах. В Королевстве Эсватини (до 2018 года — Свазиленд) продолжаются прежде невиданные по своему размаху протесты. Поводом стало убийство полицией студента юридического факультета. После этого власти стали получать петиции с требованием демократизации политической системы. К жителям присоединились несколько депутатов парламента. Король Мсвати III ответил тем, что запретил подачу петиций, а заодно — и любые демонстрации. В стране ввели комендантский час, пригрозив ослушавшимся «нулевой терпимостью».

Однако народное возмущение выплеснулось на улицы, обрушившись на всё, что принадлежит королю и его окружению. Полиция и армия ответили предельно жёстко. От огнестрельных ранений погибли более сорока человек. Монарх только подбадривал карателей, называя протесты «сатанинскими», а их участников — «сбродом» и «террористами». Тем не менее под напором выступлений власти пошли на некоторые уступки. Король пообещал увеличить стипендии и назначил нового премьер-министра.

Но эти меры не в состоянии даже частично затушевать причины массового недовольства. Образ жизни Мсвати III стал притчей во языцех. Его состояние превышает 200 млн долл., королю принадлежат доли в большинстве компаний страны. Несмотря на это, он получает регулярные транши из бюджета. На один из них был куплен личный самолёт монарха — «Эйрбас А340» стоимостью 220 млн долл. Также недавно в страну были завезены около двухсот новеньких автомобилей BMW и «Роллс-Ройс», которые Мсвати презентовал своим жёнам (их у него 15) и другим родственникам.

Эсватини между тем является одним из самых отсталых государств. Ещё до пандемии две трети граждан жили в бедности. Доля голодающих доходит до 30 процентов, безработица превышает 40 процентов. Политические партии в стране запрещены, премьер-министра, членов правительства и всех остальных госслужащих назначает король. Декоративную роль играет парламент, часть членов которого назначается, а остальные проходят отбор комиссии по выборам под председательством старшего принца.

Характерно, что Мсвати обосновывает террор «защитой инвесторов», а его имя не найти в списках «диктаторов», которым грозит свержением Запад. Получив доступ в ту или иную страну, капитал не только закрывает глаза на преступления, но и в случае необходимости спасает дружественный режим от внутренних угроз.

Это видно на примере Мозамбика. Открытые залежи природного газа вызвали ажиотаж среди иностранных корпораций. Стоимость проектов с участием французских, итальянских, британских, американских компаний достигла 60 млрд долл. Но «именины сердца» нарушили исламисты. Они действуют в северной провинции Кабу-Делгаду уже несколько лет, пользуясь нищетой местного населения — особенно рельефной на фоне астрономических прибылей зарубежного бизнеса и его местной обслуги.

В конце марта боевики захватили город Палма, где располагались представительства ряда корпораций, и полуостров Афунги со строящимся заводом по сжижению газа. Десятки человек, в том числе иностранцы, были убиты. После кровопролитных боёв город и окрестные районы отбили, но совместным проектам нанесён урон. Так, о замораживании работ объявила французская компания «Тоталь».

Потеря прибылей заставила принять срочные меры. Ещё весной в страну прибыли военные инструкторы из США и Португалии. Затем решение отправить войска приняло Сообщество развития Юга Африки (САДК). В Кабу-Делгаду уже прибыли сотни военнослужащих из ЮАР и Ботсваны, на очереди контингенты других стран САДК. Отдельное соглашение о военной помощи заключено с Руандой.

Наконец, в июле военно-тренировочную миссию согласовали главы МИД Евросоюза. Она продлится два года и будет иметь целью создание в Мозамбике сил быстрого реагирования. Вот только искоренить нищету и неравенство эти шаги не помогут, и почва для потрясений в Африке останется нетронутой.

Сергей Кожемякин

 
 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.