Изучающим страницы деятельности международной организации рабочего класса. 150 лет назад, 22 марта 1870 года была образована русская секция I Интернационала
Вождь международного рабочего движения К. Маркс большое внимание уделял России, рассматривая ее как страну огромных революционных возможностей, как "передовой отряд революционного движения в Европе" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 19, стр. 305).
В свою очередь, многие русские революционеры видели в К. Марксе учителя и друга. Не случайно, когда в марте 1870 года в Женеве возникла Русская секция I Интернационала, ее члены обратились к К. Марксу с просьбой быть их представителем в Генеральном Совете. Русская секция была основана группой русских политических эмигрантов, последователей великих революционных демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В ее состав входили: Н. И. Утин, А. Д. Трусов, В. И. Бартенев (В. Нетов), Е. Г. Бартенева, Е. Л. Томановская (Дмитриева), А. В. Корвин-Круковская.
Напомним, что в начале 60-х годов XIX века, после спада первого революционного подъема в России, усилилась эмиграция революционеров из страны. Центром русской революционной эмиграции стала Швейцария. Русские эмигранты проявляли громадный интерес к социалистической европейской прессе, посещали собрания секций I Интернационала, оказывали практическую помощь участникам международного рабочего движения.
История возникновения Русской секции I Интернационала непосредственно связана с деятельностью в Женеве А. А. Серно-Соловьевича, который вместе со своим братом Н. А. Серно-Соловьевичем был одним из основателей тайного общества 1860-х годов "Земля и воля".
Во время ареста 7 июля 1862 года Н. А. Серно-Соловьевича и Н. Г. Чернышевского А. А. Серно-Соловьевич находился в Швейцарии, где он как член Центрального комитета "Земли и воли" выполнял задания по налаживанию связей с русскими революционными эмигрантами. Естественно, что вернуться в Россию А. А. Серно-Соловьевич не смог (его фамилия входила в список лиц, подлежащих аресту). Развернув бурную политическую деятельность за границей, он стал признанным руководителем не только русской революционной эмиграции, но и женевского рабочего движения, французской секции I Интернационала в Женеве. К. Маркс знал об А. А. Серно-Соловьевиче от своего друга - немецкого журналиста С. Боркхейма.
А. А. Серно-Соловьевич (1838-1869)
Вторым после А. А. Серно-Соловьевича, наиболее авторитетным руководителем русской революционной эмиграции в Женеве следует считать Н. И. Утина.
Н. И. Утин (1841-1883), родился в Херсоне в семье купца-миллионера. В 1860-х годах Н. И. Утин был членом Центрального комитета "Земли и воли". За революционную деятельность он был приговорен царским правительством к смертной казни и по распоряжению Центрального комитета "Земли и воли" в 1863 году выехал за границу, сначала - в Лондон, а в 1867 году - в Швейцарию. Годы, проведенные за границей, были использованы Н. И. Утиным, горячим сторонником и пропагандистом идей Н. Г. Чернышевского, для расширения и углубления научно-политического образования, для ознакомления с западноевропейским революционным движением, в которое он активно включился в связи с развертыванием деятельности I Интернационала, став в Швейцарии его членом. Н. И. Утин был близко знаком с К. Марксом и его семьей. Но если деятельность безвременно умершего А. А. Серно-Соловьевича способствовала сплочению русской революционной эмиграции в Женеве, то Н. И. Утин принимал непосредственное участие в основании Русской секции I Интернационала. К. Маркс узнал о существовании в Женеве группы русских политических эмигрантов, сторонников I Интернационала, еще в феврале 1870 года.. Поэтому для него не было неожиданным обращение к нему Н. И. Утина и его товарищей 12 марта 1870 года с просьбой быть их представителем в Генеральном Совете I Интернационала. К моменту создания Русской секции К. Маркс был знаком с положением дел в России по документам и исследованиям, по книгам и периодическим изданиям. Он поддерживал и личные контакты с рядом русских революционеров и общественных деятелей.
Г. А. Лопатин (1845-1918)
П. Л. Лавров (1823-1900)
Л. Н. Гартман,(1850-1908)
Е. Л. Томановская (Дмитриева) (1851-1918)
Переписка и в особенности личное общение конкретизировали и уточнили представления К. Маркса о борьбе русских революционеров, убедили его в их горячем стремлении ознакомиться с опытом и формами европейского революционного движения. К. Маркс имел уже много доказательств искреннего и живого интереса русских революционеров к его революционной деятельности и к теоретическим работам.
К. Маркс
Письмо К. Марксу основатели Русской секции приложили к письму Г. Юнгу - секретарю- корреспонденту Генерального Совета для Швейцарии. Вместе с обоими письмами были отправлены программа и устав Русской секции, составленные в начале марта 1870 года. В письме К. Марксу говорилось: "От имени группы русских мы обращаемся к Вам с просьбой оказать нам честь быть нашим представителем в Генеральном Совете Международного Товарищества в Лондоне. Эта группа русских только что образовала секцию Интернационала, так как великая идея этого международного движения пролетариата проникает также и в Россию. При создании этой первой Русской секции мы прежде всего ставим своей целью... оказывать всемерную энергичную помощь активной пропаганде принципов Интернационала среди русских рабочих и объединять их во имя этих принципов"("К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия", М. 1967,стр. 168.)
На заседании Генерального Совета 22 марта 1870 года Русская секция единогласно была принята в I Интернационал. На этом заседании было зачитано письмо комитета Русской секции К. Марксу от 12 марта 1870 года, подписанное Н. И. Утиным, В. Нетовым и А. Д. Трусовым, о чем в протокольной книге Генерального Совета сохранилась следующая запись: "Письмо из Женевы содержит известие об образовании Русской секции и просьбу принять ее в Товарищество. Распространение движения Интернационала в России... послужит действенным препятствием для панславизма. Предварительная работа проведена настолько успешно, что завязана переписка с поляками, чехами и словенцами. Секция выражает пожелание, чтобы представителем ее в Совете стал гражданин Маркс, потому что характер движения в конкретных условиях очень схож в Германии и в России; сочинения Маркса широко известны среди русской молодежи и высоко ценятся ею. И он всегда разоблачал зловещие деяния так называемых русских патриотов. Ни в коем случае они не согласятся на то, чтобы их представителем был кто-нибудь из русских, проживающих в Лондоне. Секция не согласна с Бакуниным. Она намеревается разоблачать тех, которые проповедуют одни принципы на Западе и другие на Востоке" ("Генеральный Совет I Интернационала. 1868 - 1870. Протоколы". М. 1964, стр. 156).
24 марта К. Маркс послал членам Русской секции письмо в котором писал, что он с удовольствием принимает почетную обязанность быть представителем Русской секции в Генеральном Совете.(См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 16, стр. 427).
Как секретарь-корреспондент для России в Генеральном Совете К. Маркс оказывал молодой организации I Интернационала всемерную поддержку. На заседании Генерального Совета К. Маркс постоянно представлял интересы вновь образованной секции, информировал ее членов о принимавшихся решениях. Он привлекал членов Русской секции к активному участию в делах международной пролетарской организации, доверяя им выполнение чрезвычайно важных поручений, и в период борьбы с анархо-сектантским оппортунизмом бакунистов и в дни существования первой рабочей власти во Франции. Представитель Русской секции в Генеральном Совете самым внимательным образом следил за направлением печатного органа Русской секции - "Народного Дела", отмечая как его слабые, так и положительные стороны.
В свою очередь русская секция вела печатную пропаганду учения К. Маркса.В 1871 году в Женеве был издан первый русский перевод Учредительного Манифеста под заглавием "Первый манифест Международного Товарищества Рабочих (1864 года)", осуществленный А. В. Корвин-Круковской, и брошюра "Международное Товарищество Рабочих", включавшая общий устав Интернационала и устав Русской секции.
А. В. Корвин-Круковская (1843-1883)
Секция распространяла свои произведения среди революционеров в России. Кроме издания "Народного Дела", произведений К. Маркса и документов I Интернационала, члены Русской секции организовали еще специальный выпуск "Библиотеки Международного Товарищества Рабочих
О взглядах членов Русской секции можно судить по ее программе, особенно по первой теоретической главе. В программе указывалось, что экономический гнет русского народа, поддерживаемый всем общественным и политическим устройством, совершенно одинаков с гнетом, который душит весь европейский и американский пролетариат. Отсюда члены секции делали вывод, что там, где положение одинаково, там должны быть одинаковы и аналогичны и средства к уничтожению его и к замещению его новым строем социальных и индивидуальных отношений.
Во второй главе программы главной задачей Русской секции называлась пропаганда идеи и начала Интернациональной Ассоциации; что секция должна была способствовать устройству интернациональных секций в среде русских рабочих масс, в целях установления прочной, солидарной связи между трудящимися классами России и Западной Европы. Однако, теоретически обосновывая неизбежность революции в России, члены секции многие вопросы рассматривали еще с идеалистических позиций. Они представляли революцию в России лишь как результат интеллектуального развития общества, преклонялись перед русской крестьянской общиной и артелями (глава 1, §§ 2 и 3), которые рассматривали в качестве основы будущего социалистического общества. Рисуя это будущее общество как федерацию промышленных и земледельческих товариществ, члены Русской секции недооценивали революционную роль фабрично-заводского пролетариата - могильщика капитализма. В их взглядах нашла свое отражение незрелость рабочего движения в России.
Однако члены Русской секции знали о социальном расслоении русского крестьянства и понимали, что обогащение крестьян-кулаков происходит за счет разорения огромного большинства общинников. Являясь последователями Н. Г. Чернышевского, они верили в социалистическое преобразование сельской общины после революции. Общинное землевладение, по их мнению, после освобождения от насильственного политического гнета должно естественно развиваться и, в силу развития, переноситься с общинного владения землею на такое же владение всеми другими материалами и орудиями производства, и наконец на такое же общинное, т. е. равенственное распределение самих продуктов производства.
Таким образом, можно утверждать, что члены секции не дошли еще до понимания учения К. Маркса и Ф. Энгельса о диктатуре пролетариата, о гегемонии рабочего класса в революции, но они сделали известные шаги в направлении научного социализма и лучше других русских революционеров того времени понимали необходимость организации рабочего класса.
Ознакомившись с программой Русской секции, К. Маркс больше всего заинтересовался главой III, названной "Пропаганда и развитие Международного Товарищества Рабочих в других славянских землях". В письме членам комитета Русской секции от 24 марта 1870 года он обратил внимание на пятый пункт этой главы в котором отмечалось, что императорское иго, гнетущее Польшу, есть тормоз, одинаково препятствующий политической и социальной свободе обоих народов - как русского, так и польского. К. Маркс считал освобождение Польши предварительным условием для общего освобождения европейского пролетариата.
Члены секции рассматривали пропаганду принципов I Интернационала среди славянских народов как одну из главных задач в борьбе с реакционной идеей панславизма. Н. И. Утин и его товарищи стремились иметь агентов- корреспондентов в славянских странах, чтобы с их помощью основать там самостоятельные секции I Интернационала.
Практическая деятельность членов Русской секции включала в себя активное и всестороннее участие в швейцарском рабочем движении, в работе секций Интернационала в Женеве. Вся деятельность Русской секции в этот период также шла еще под флагом борьбы с бакунизмом. Н. И. Утину удалось собрать большой материал о дезорганизаторской деятельности анархистов и на основании его составить подробный доклад Генеральному Совету Интернационала, который был использован К. Марксом во время Гаагского конгресса, а также позднее, при написании главы VIII ("Альянс в России") в работе "Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих", созданной совместно с Ф. Энгельсом..( К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 18, стр. 323 - 452.) Эта работа нанесла окончательный удар бакунизму и подвела итог огромной теоретической и организационной борьбе с бакунистами в I Интернационале.
Русская секция существовала до осени 1872 года по мере отъезда из Женевы ее членов.
Русская секция Международного Товарищества Рабочих возникла в период, когда в России рабочий класс и рабочее движение совершали свои первые шаги. I Интернационал не мог еще найти для себя сколько-нибудь подготовленной почвы в тогдашней России. Однако в лице русских революционеров-демократов, воспитанных на идеях Н. Г. Чернышевского, он обрел своих искренних сторонников. Группа русских революционеров-эмигрантов, как отмечал В. И. Ленин, сделала попытку "перенести в Россию самую передовую и самую крупную особенность "европейского устройства" - Интернационал" (В. И. Ленин. Полн.Собр.Соч. Т. 1, стр. 287).
Русская секция была одним из активно действовавших отрядов в составе руководимой К. Марксом международной организации рабочего класса. Она внесла немаловажный вклад в пропаганду в России опыта западноевропейского рабочего движения и идей I Интернационала. Под влиянием великих идей К. Маркса и Ф. Энгельса, их деятельности в качестве вождей I Интернационала формировалось сознание передовой части русских революционеров, постепенно совершался процесс их перехода от утопического социализма к усвоению идей научного социализма.
По материалам открытых источников Николай Кукоба
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.