ИСТИНА ВРЕМЕНИ НЕ ПОДВЛАСТНА!
К. Маркс писал: «Так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе… и только при совершенно определённых условиях она бывает способна к самокритике». И несколькими страницами позднее такое замечание: «Понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции».
Будет, думается, правильным рассматривать прогресс в качестве процесса не отрицания предыдущих достижений последующими, а как развитие(прогресс)путём накопления, обогащения, расширения и углубления исторического наследия человеческой цивилизации.
И в этот процесс должны вписываться переосмысление, переоценка, но не во имя отбрасывания или изоляции тех или иных культурно-исторических феноменов, явлений, а в целях обогащения, приобретения дополнительного знаний, нового опыта.
В известном стихотворении «Читатели газет» Марина Цветаева предельно эмоционально выразила своё отношение к «стихии людской пошлости». Увидев её адские черты в лицах современников, она обрушила на них град ярчайших язвительнейших метафор. «Глотатели пустот», «хвататели минут», «чесатели корост», «жеватели мастик», «смесители кровей»… Все эти полезные образы стали пророческими заклинаниями. Недаром поэт – он же и пророк, его участь не только услаждать, но и провидеть, и, как кажется, часто не просто «гадательно», как бы «сквозь тусклое стекло», а воочию.
Цветаева дала современникам обидные, но, увы, точные характеристики, которые со временем подтвердили свою достоверность. Французский философ Жиль Липовецки деликатно назвал нынешнюю эпоху «эрой пустоты», вскрыв суть духовного кризиса культуры. Пустота существования приобрела чарующие невинные черты, пленив своих адептов иллюзиями счастливой жизни без смысла, ума и совести.
То, чего опасались многие мыслители XIX-XX веков, теперь произошло: восторжествовала пошлость в форме бессмысленности, став нормой повседневности. Цветаева писала о «глотателях пустот» в середине 30-х, Липовецки – о душевной пустоте в начале 80-х. Сегодня ситуация ухудшилась.
«Либеры» не пропускают на страницах своих изданий статьи, критикующие нынешнее состояние экономики, нравственности, законности и других направлений в жизни госудавства. Миллионы людей, прожившие, как и я, по сорок лет при Советах, слыша млечинское враньё, чувствуют себя униженными и неполноценными под вопросительными взглядами детей и внуков. Каково? Такие типы либеральной оранжереи, как Л. Млечин( не так давно “просвещал” белорусов махровым антисоветизмом: видно, своего-то маловато), Н. Сванидзе, Б. Надеждин, Л. Улицкая, В. Пелевин и другие, открыто и безнаказанно клянут всех и вся.
Особенно достаётся правителям, руководившим страной до 1990 года, причём на ложном, не подтверждённом документами материале. Я задаю себе вопрос: у нас в стране правдивость и достоверность информации - не основа работы телеканалов, тем более государственных? У нас перевелись честные редакторы на телевидении, почему позволяют течь лжи из гадючьих глоток? Кто даёт добро на подобные плевки в душу миллионам телезрителей? Рейтинги?! А какую смуту вносят подобные телеведущие в головы телезрителей? Особенно неискушённых в истории Отечества? Но никто не останавливает псевдоисториков. Более того, в родной Беларуси сподобились издать “дневники Геббельса”!
Президент А. Лукашенко постоянно говорит о необходимости давать отпор фальсификаторам истории, активизировать работу СМИ в этом плане(“многие редакции мхом поросли”). Что же на выходе?
Как сказал писатель Н. Лесков около ста пятидесяти лет назад, правда, о положении в России: “На небе ни просвета. Везде minimum мысли. Всё истинно честное и благородное сникло; оно вредно и отстраняется, - люди, достойные одного президента, идут в гору. Бедная Родина! С кем она встретит испытания, если они суждены ей?”. Уж никак не с эрнстами, млечиными, сванидзе и ко.
Скажу больше: мне, как историку-литератору больно смотреть на то, как в наглую игнорируются злободневные темы нашей многострадальной истории: о 17 сентября – ни слова, о коллаборационистах - ни гу-гу (не кто иной, как Васiль Шырко, бывший главред “Белой Вежи”, лауреат Государственной(!) премии заявил мне: “Не чапайце нашых хлопцаў!”), зато пресса с упоением тиражирует деяния Радзивилов, Сапег, Войниловичей и т. д., постоянно муссирует тему политических репрессий в отношении рыцарей “беларушчыны”, поднимает на щит проблему Холокоста (о сионизме речи нет). Вероятно, подобное устраивает идеологическую вертикаль и “лiтаратурных знаўцаў” СПБ. Отсюда становиться понятным “уганараванне” сумнiўнага кшталту “постацяў” i “асобаў”, перайменаванне назваў “гiстарычных мясцiн” и т. д. и т. п.
Автору этих строк в течение года не удалось опубликовать в белорусских изданиях ни одной(!) статьи по актуальным вопросам наследия Клио и современности (в ответ – трафаретные “холдинговые” отписки, как-то: “материал принят к сведению”; “редакция не планирует”; “не в нашем формате” и др.). Запрос по теме к г-же Качановой Н.И. принёс очередную формальную отписку с примечанием: не доволен ответами из редакции – подавай, братец, в суд… К слову, у коллег по писательскому цеху аналогичная ситуация; зато для “избранных”, кочующих с “удобными” допiсамi – зелёный свет. Подобное явление, хотелось бы надеяться, временное.
Соглашусь: на ветрах несчастий и штормов современный человек в конце XX века оказался затерянным в толпе приниженных усталым безразличием сограждан. Бездуховность (и “глотатели пустот” требуют себе зрелищ, прежде всего зрелищ – это соответствует логике полной визуализации и коммерциализации жизни и культуры, которая происходит прямо пропорционально интеллектуальному и, конечно, духовному измельчанию человека) – невознаградимая утрата…; на позиции человеческого достоинства остались не сломленные духом поборники правды, чистые, верные, честные сотоварищи, и нет смысла рассчитывать на стихию объединённой толпы и улыбчивую солидарность тротуарных лицемеров. Если в душе не угасает совестливая боль, человек не одинок даже в толпе недругов и в окружении равнодушных.
Время – незаменимый свидетель и судья, а писатель – неустанный искатель вековой цели и законов нашего существования. Вот что пишет в статье “Что же произошло?” писатель Юрий Бондарев (“Правда”, май 2011), характеризуя сложившееся положение вещей: “В октябре расстрельного 1993 года я с пронзительной болью почувствовал, что такое ложь и что такое правда, но в особенности глубоко и горько до слёз, почувствовал, что я – царица великого и униженного народа, чья боль – моя боль. И эта боль, не затихая, живёт во мне. И всё-таки я верю, что зло возвращается к тому, кто сотворил его, и творец зла познает кару судьбы – жестокую и праведную.
Некто скажет, что я в чём-то не прав. Но я живу в своей стране и говорю о любимой своей стране, где я родился и где рядом ощущаю мученический дух лучших сыновей и дочерей Отечества.
И я верю: кто-то, мудро познав жизнь нашу тяжкую, все испытания, которые случились в России и со всеми нами, скажет: давайте же не ловить ускользнувшее древко, а мужественно, со спокойной стойкостью осмысливать, что же в конце концов на нашей родимой земле произошло и как мы будем жить дальше”.
Солидаризируемся с позицией Юрия Бондарева, уважаемый читатель?
Сегодня – на фоне кровавых событий очередной “революции” и войны – стоит освежить нашу память и перелистать страницы дневника писателя-гуманиста. Тем более что многие из них, как выясняется, более чем актуальны.
«Всякий национализм имеет нечто отрицательное, даже и защитный национализм слишком легко переходит в агрессивный. В украинском есть ещё и привкус национализма романтического и бутафорского», - пишет Короленко в своих дневниках, резко отмежёвываясь от тех, кто ставил и ставит во главу угла этническое происхождение. Он, искренне симпатизирующий украинской культуре и языку, проживающий в эталонно малороссийской Полтаве, приходит в бешенство от пришлого западноукраинского диалекта, который он именует исключительно «галичанским жаргоном».
Короленко ужасается зверствам петлюровцев, «гайдамаков». В одной из записей 1919 года Владимир Галактионович рассказывает о молодом петлюровце и арестованных петлюровцами узниках:
“... Когда я немного разговорился с ним, он сказал, что “шёл биться за правду и за Украину”, но когда его прикомандировали к штабу и контрразведке, он увидел такие дела, что пришёл прямо в ужас. При этом лицо молодого человека передёрнулось судорогой, голос задрожал и на глазах показались слёзы. Чижевскую (Короленко пришёл вызволить из-под ареста эту ни в чем не повинную девушку.- К.К.) действительно, по-видимому, расстреляют. Сидит ещё московский студент Машенжинов. Его тоже расстреляют, как и крестьянина.
- За что же крестьянина?
- Они ненавидят крестьян за то, что они большевики…”.
Очень важно, что рассказывает "совестливый" петлюровец о своих "побратимах". Оказывается, украинские вояки ненавидят не только «московских студентов», но и украинских крестьян, то есть, по сути, свой собственный народ.
Народ, в свою очередь, ненавидит «гайдамаков» и приведённых ими на родную землю немецких и австрийских оккупантов:
“Я разговаривал с крестьянами, привезшими больного к доктору Будаговскому из Нижних Млинов под Полтавой. У них стоит немецкий отряд. Грабят бесцеремонно, угрожая револьверами. Хватают кур, гусей, забирают яйца и хлеб, режут свиней... И это из многих мест. Озлобление в деревнях растёт… Глухое озлобление и против “панiв”, которые отдали Украину под немцев. В одной подгородней деревне мужики в одном доме уже кинулись с топорами и зарубили одного или двух немцев, а сами убежали. Дом был снесён до основания.”
Но паны-националисты с оккупантами милуются, поскольку на штыках оккупантов держиться их власть на Украине. (См.: Константин Кеворкян. Короленко против хунты.- “Литературная газета”, 2016. - 24-30 марта).
Владычество жёлто-блакитных «патриотов» оборачивалось для жителей Украины не только изощрёнными издевательствами, но и репрессиями против еврейского населения, которые вошли в историю как “петлюровские погромы": “От 3 до 6 час. вечера убивали всех евреев, живших в еврейских кварталах. Половина евреев, жителей этих улиц, вырезана. Много раненых… Это напоминает действительно времена гайдамаков на Украине. “Патриоты” могут гордиться. Это уже не одна историческая бутафория. Воскресают времена самого неподдельного варварства!”.
Как видим, нравы украинских националистов не слишком изменились: безжалостное презрение к простому народу, приторные лобзания с “западными друзьями”, слепая ненависть к России и русским. И закономерная реакция на их кровавый балаган истинного патриота и гуманиста Короленко: “...во мне повернулось больное сердце: вот оно, настоящее мазепинство! Россия беспомощна, и Украина будет кромсать её вместе с австрияком!" .Теперь они, конечно, разинут рот уже на Одессу.
Выпускники “школы скороспелок” и сегодня в авангарде так называемой революции достоинства. По стране шляются стаи вооружённых молодых людей со своим видением “справедливости”, в камуфляже с нашивками всяческих батальонов.
“Армия, легко отступавшая от фронта, не собирается расходиться по домам. Не очень трудно захватывать свои города. Дело переходит в паразитное существование вооружённой части народа на счёт остатков разрушающегося достояния остального народа”.
Да это же о нынешней Украине как будто написано! Короленко фиксирует пандемию анархизма, разрушающего государство. Видит ли великий писатель-гуманист выход из ужасной ситуации, в которой оказалось общество? И здесь вспоминается ещё одно известное изречение Короленко: “Насилие питается покорностью, как огонь соломой”.
Пришло время перечитать классику… (Там же).
Вселяет оптимизм то обстоятельство, что нашествие социальных и культурных призраков и фикций обострило тягу людей к настоящему и подлинному. В том числе людей молодых. Но… новое поколение зачастую опирается в своих суждениях на антисоветскую пропаганду, культивируемую СМИ, особенно телевидением, не знакомо с альтернативными взглядами на прошлое.
Наблюдаемое в нашем обществе разномыслие, похоже, будет разрешено не нашими полемическими задорами, а лишь дальнейшим ходом мировой (не побоюсь этого слова) истории. Поэтому при всей необходимости идейных симпатий и антипатий, оппоненты, как думается, способны сойтись на базовых принципах, заложенных Джоном Голсуорси и другими отцами-основателями: свобода печати, свобода творчества и одновременно борьба “с такими пагубными проявлениями свободной прессы, как лживые публикации, преднамеренная фальсификация и искажение фактов в политических и личных целях”. Вспомним, о чём предупреждали нас авторы “Вех”.
Убеждён, в очередной раз утверждаю: разум продолжит своё триумфальное шествие, достойно отвечая на вызовы времени! Память об общем прошлом, уважение к нему, общее понимание опыта Отечества, общее отношение к героям и антигероям, победам и поражениям – это то, что формирует самосознание народа, его представление о себе, своих возможностях, своём будущем. Нельзя жить и создавать что-либо на исторической пустоте. Кто самого себя не уважает, тот не может уважать других. Того и другие уважать не будут.
Есть энергичная, талантливая молодёжь, которая ищет своё место в жизни и пытается обрести себя. Надо дать ей опору и ориентиры. Следует избавляться от диктатуры “учебников”, выпущенных на деньги Международного фонда “Культурная инициатива” (Фонда Сороса), отбросивших выношенные человеческой цивилизацией социалистические идеи, марксизм в целом, а не только его левую ортодоксальность. Давших ловкачам, желающим подзаработать, возможность броситься в правую ортодоксальность “во множестве теорий и концепций”, являющихся лишь различными вариантами одной господствующей сегодня либеральной доктрины: “демократии без народовластия”.
… Идеал межнационального согласия, по-разному сформулированный А. Пушкиным (“когда народы, распри позабыв, в великую семью соединяться”) и Л. Толстым (“искать то, что объединяет людей, а не разъединяет их”), история проверяла и будет проверять на прочность. Мы помним завет князя Александра Невского: “Научитесь ладить с людьми любой национальности, не принижая своего достоинства”.
Необходимо обеспечить неразрывную связь времён и поколений, не выбрасывать ни одного этапа из нашей истории. Сплачивать народ следует на любви к своей истории, своей земле, на гордости за величие предков, на основах высокой духовности и устремлённости к высотам социальной справедливости. Законы исторического развития действуют неумолимо. Никому не дано остановить их.
Публикацию подготовил В.Егорычев, кандидат исторических наук
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.