Губенко. Великий актёр и режиссёр
Любой нормальный человек делает своё дело хорошо, осознавая ответственность перед людьми за результаты своей деятельности — будь они материальными или духовными. Но когда ты знаешь, что дорогой, близкий человек пользуется плодами твоего труда, ты испытываешь особые волнение, гордость, ответственность.
Газету Государства Российского «Завтра» читало и читает большое количество уважаемых и заслуженных граждан Государства Российского. Рабочие уникальных предприятий, сельские жители, обеспечивающие всех нас хлебом насущным, врачи, конструкторы, инженеры, военные, художники. Кого-то их них ты знаешь лично и, делая материал, невольно представляешь, что человек читает статью, тебе дорога его реакция. И уж точно не хочешь ударить перед ним в грязь лицом.
Одним из наших постоянных, верных читателей, нашим преданным другом и соратником был Николай Николаевич Губенко. И осознание того, что твоей работе уделяет внимание такой человек, вдохновляло любого из нас.
В сравнении познаётся многое. Не всё. Тебе не надо сравнивать ни с кем свою маму, чтобы знать, что она — лучшая на свете. Но истинное значение многого понимаешь, именно сравнив явления, события, людей. Невольно порой. Невольные сравнения приходят, когда смотришь нынешние фильмы, спектакли. Сравниваешь актёров, играющих в постановках, сравниваешь замыслы режиссёров… И понимаешь, что «высокое искусство» — это не напыщенно пафосное словосочетание, как тебе казалось. Ты им наслаждался, воспринимая как само собой разумеющееся, не думая даже, что оно может исчезнуть, истончиться, и ты знал людей, которые были воплощением высокого: искусства, помыслов, служения, мастерства.
Николай Губенко, ушедший от нас в 2020 году, и по прошествии лет является немеркнущим светочем. Человек-легенда. От рождения — и через всю жизнь. Вот о ком нужно слагать стихи, писать романы, снимать фильмы. И придёт время, когда этот человек будет воспет. Потому что люди не могут жить без идеала, без примера для подражания.
Само рождение 17 августа 1941 года в катакомбах Одессы — факт необычайной биографии. Маму в 1942 году повесили немцы за отказ сотрудничать с ними. Папа — военный лётчик, бортмеханик бомбардировщика ТБ-3, в том же 1942 году погиб в бою под Ворошиловградом.
Круглый сирота, Николай Губенко всю жизнь был благодарен стране за то, что заботилась, дала воплотить мечты осиротевшим детям войны. После окончания школы-интерната для детей погибших офицеров, где преподавание было с английским уклоном (многие его школьные друзья стали дипломатами), поступил в театральную студию, играл в труппе Одесского театра юного зрителя, затем поехал в Москву и поступил во ВГИК, учился у мастеров с мировыми именами — Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Именно там встретил любовь всей жизни, соратницу, единомышленницу, берегиню, вдохновительницу, соавтора всех своих работ и строгого судию — Жанну Болотову.
После ВГИКа был зачислен в труппу театра на Таганке, что само по себе удивительно для актёра, закончившего не театральный вуз. Стал сразу ведущим актёром. Умел сыграть всё: и мыслителя, и директора, и хулигана, и командира, и разбитного гуляку. Не удовлетворяясь только актёрской работой, поступил на режиссёрские курсы и впоследствии снял несколько фильмов, которые вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Тогда, избалованный советским кинематографом, ты смотрел эти фильмы с удовольствием. А сейчас эти же фильмы, измученный нынешними поделками на плёнке и в цифре, что и фильмами-то назвать нельзя, ты восхищаешься тем высоким искусством, которым тебя наделил Николай Губенко, оставив всем нам свои шедевры: «Подранки», «И жизнь, и слёзы, и любовь», «Из жизни отдыхающих»…
Был последним министром культуры СССР. Что называется — почувствуйте разницу. Только и остаётся, что сравнить да вздохнуть: да, были люди…
Когда стали рушить Советский Союз, громить промышленность, искусство, науку, оборону, признанный в очень привередливом актёрско-режиссёрском кругу — кругу фрондирующем, Николай Губенко чётко обозначил свою позицию, которую можно выразить словами песни: «Была бы наша Родина богатой да счастливою, А выше счастья Родины нет в мире ничего». Вступив в партию в 1987 году, до конца жизни оставался коммунистом.
После того, как Юрий Любимов, вернувшийся стараниями Губенко в страну и в театр, решил избавиться от большой части труппы, посчитав артистов балластом, Николай Николаевич создаёт свой театр — Содружество актёров Таганки. Взваливает на себя такой груз хлопот, ответственности за коллег, мытарств по инстанциям, забвений, умолчаний, игнорирования творческих успехов… Идёт в политику и становится одним из виднейших, деятельных депутатов.
Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, работавший с Николаем Губенко, хорошо его знавший, человек не восторженный и не разбрасывающийся высокими оценками, признаётся, что «всю жизнь восхищался им, восхищался его искусством, восхищался им как мощной личностью, словно сделанной из гранита». Отмечал, что Губенко был идеален во всём: в профессии, в отношениях с коллегами, друзьями, в отношении к своей стране.
Настоящий герой нашего времени. Смелый, решительный, дерзновенный, благородный, беззаветно преданный советской Родине.
Маяковский говорил: «Юноше, обдумывающему житьё, решающему, делать бы жизнь с кого, скажу, не задумываясь: делай её с товарища Дзержинского». Поживи поэт подольше и узнай Николая Губенко, он расширил бы ряд товарищей, с кого юношам делать жизнь.
Екатерина ГЛУШИК
Источник: «Завтра»
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.