Гримасы капитализма. Пустые слова и реальные жертвы
На киргизско-таджикской границе произошли очередные столкновения между гражданами двух государств. Как и раньше, для вспышки насилия хватило небольшой искры, что ставит под сомнение эффективность принимаемых для нормализации ситуации мер.
Киргизско-таджикское пограничье подтвердило свой статус одного из самых взрывоопасных мест Центральной Азии. С начала года здесь произошла серия серьёзных инцидентов, в которых погибли несколько человек, а счёт пострадавшим идёт на десятки. В марте толчком для беспорядков стало строительство киргизской стороной автомобильной дороги в районе таджикского анклава Ворух. Жители последнего заявили, что трасса проходит по их землям. Продолжавшиеся несколько дней стычки, в которых был убит по меньшей мере один человек, завершились после вмешательства правительств двух стран. В Бишкеке и Душанбе заявили о готовности активизировать работу по делимитации и демаркации государственной границы, половина протяжённости которой — 451 из 979 км — остаётся несогласованной.
Делегации, возглавляемые вице-премьер-министрами, провели ряд встреч. Результатом стала договорённость о совместных полевых обследованиях и создании крупномасштабных топографических карт. После этого, уверяют чиновники, все спорные вопросы разрешатся, и мир на границе будет гарантирован. Ещё больше надежд возлагалось на визит в Таджикистан президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова. Его встреча с Эмомали Рахмоном должна была состояться как раз в Ворухе, а главной темой переговоров в обеих столицах называли обсуждение проблем приграничного урегулирования.
Однако конфликты продолжились. В начале июля драка граждан двух государств послужила причиной новых волнений. Жители киргизских сёл перекрыли дорогу, связывающую Ворух с остальной территорией Таджикистана. Но этот эксцесс померк на фоне следующего. 22 июля начались новые столкновения, в которых участвовали сотни людей с обеих сторон. Поводом стала установка на въезде в Ворух флагштока с государственным знаменем Таджикистана. Граждане Киргизии заявили, что эта земля принадлежит им, и попытались помешать строительным работам. В ход пошли камни и охотничьи ружья. С киргизской стороны к врачам обратились свыше тридцати человек, 17 из них госпитализированы, в том числе девять с огнестрельными ранениями. Среди них оказались шестеро сотрудников МВД и пограничной службы. Таджикские власти сообщили об одном погибшем и как минимум десяти пострадавших. Опасное ранение, в частности, получил начальник следственного отдела управления МВД по Согдийской области Абдурасул Шомирсаидов. Эвакуировать тяжелораненых на «большую землю» удалось только 25 июля, когда была наконец разблокирована дорога Ворух — Исфара. До этого проезд по ней был закрыт недовольными гражданами Киргизии. В этот же день вернулись домой около 700 жителей киргизского села Ак-Сай, эвакуированных после начала беспорядков.
Частичной нормализации обстановки способствовали переговоры руководителей пограничных ведомств и министров внутренних дел двух стран. Они обязались вести совместное патрулирование спорных участков границы, обеспечить присутствие дополнительных сил в приграничных сёлах и проводить разъяснительные работы с населением.
Но, как показала история межгосударственных отношений после развала СССР, подобные шаги способны лишь на время притушить конфликт, не затрагивая его глубинных причин. Среди последних можно выделить несколько. Во-первых, отсутствие политической воли в окончательном решении спорных вопросов по границе. Процесс не сдвигается с мёртвой точки много лет, что, в частности, связано с постоянной министерской чехардой в Киргизии. За годы независимости здесь сменилось три десятка правительств. Во-вторых, тяжёлое социально-экономическое положение. Баткенская область Киргизии, граничащая с Таджикистаном, является рекордсменом как по безработице, так и по бедности. 34 процента её населения официальная статистика Киргизии относит к бедным. Аналогичные проблемы испытывает соседняя республика. Ситуацию усугубляет демографический фактор. Население Воруха за последнее десятилетие увеличилось на треть, а Согдийская область, к которой он относится, «прибавила» почти полмиллиона человек. В отсутствие эффективной государственной политики трудоустройства и борьбы с бедностью это оборачивается ростом напряжённости и взаимной вражды.
Без решения этих первостепенных вопросов все соглашения останутся на бумаге, а заявления растают в воздухе. Вот почему нельзя считать прорывными переговоры глав двух государств. Несмотря на опасения об их возможном срыве, они всё-таки состоялись. 26 июля Сооронбай Жээнбеков и Эмомали Рахмон встретились на границе Баткенской области и анклава Ворух, а на следующий день продолжили общение в курортном городе Чолпон-Ата в Киргизии. «Мы предлагаем придать переговорному процессу динамику и результативность, — заявил Жээнбеков. — Важно продолжить работу по вопросам госграницы, следуя принципу «от простого к сложному». Убеждён, что мы совместными усилиями превратим наши границы в ворота созидания, мира и благополучия». Но каких-то конкретных договорённостей, касающихся ситуации в приграничных районах, стороны так и не достигли. Это повышает вероятность новых конфликтов и новых жертв.
Сергей Кожемякин
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.