Гримасы капитализма. Концессия гарантирует докерам статус безработного…
С 1 ноября 2021 года морской торговый порт «Черноморск» переведет часть сотрудников на трехдневную рабочую неделю. «Сделать это мы вынуждены потому, – подчеркнул в обращении к коллективу и. о. директора порта Александр Попов, – что у предприятия элементарно нет денег на выплату зарплат».
Избавились от схем, несущих убытки
С 16 июля, согласно приказу Мининфраструктуры № 375, Александр Попов был восстановлен в должности исполняющего обязанности директора морского торгового порта Черноморск. На этот шаг столичные чиновники были вынуждены пойти после того, как увидели: убыток порта Черноморск за первое полугодие составил 173, 4 миллиона гривен, валовая прибыль снизилась на 53 процента, а доходность всех подразделений порта – на 67 процентов.
– Объемы погрузочно-разгрузочных работ упали на 54 процента, – добавляет Попов. – А объемы перевалки сократились на 25 процентов. В то же время кредиторская задолженность выросла до более 230 миллионов гривен. Остатки на расчетном счете и в кассах предприятия снизились до исторического минимума – 7,4 миллиона гривен. Разница между доходами и расходами ежемесячно составляла минус 42 миллиона гривен. При этом, только на фонд заработной платы по предприятию необходимо ежемесячно выделять 28-32 миллионов гривен без налогов.
Ранее Попов возглавлял этот коллектив с ноября 2019 года по ноябрь 2020-го. Направляя его в Черноморск, министерские чиновники тогда ставили перед Поповым задачу улучшить экономическую ситуацию в коллективе, убытки которого в 2019 году превысили 150 миллионов гривен, да около 100 миллионов гривен составляла кредиторская задолженность. В общем, государственное предприятие находилось на грани банкротства. Попову удалось вскрыть в порту ряд схем, в результате действия которых предприятие несло большие убытки. Выяснилось, что очень много материалов было куплено предприятием по весьма завышенным ценам. Пришлось в три раза повысить тарифы на хранение грузов. Были пересмотрены тарифы на основные услуги с компаниями, которые ранее получали неконкурентное преимущество, пересмотрены условия или расторгнуты договора с неэффективными арендаторами кранов и другого движимого имущества предприятия.
Удалось избежать арестов счетов
Экономисты подсчитали, что портофлот может формировать порту Черноморск доход, превышающий 260 миллионов гривен в год. Меры, предпринятые менеджментом порта и одобренные докерами, помогли уже осенью 2020 года добиться положительной динамики в экономике предприятия. Если в 2019 году Попов принимал порт с убытком в 177,004 миллиона гривен и долговыми обязательствами на сумму 247,6 миллионов гривен, то 9 месяцев 2020 года порт Черноморск закончил с валовой прибылью 19, 082 миллиона гривен. Остаток средств на расчетном счету составлял 116,119 миллиона гривен. Большая часть долгов кредиторам (более 180 миллионов гривен), поставщикам услуг и товаров была погашена или реструктуризирована. Коллективу удалось избежать арестов счетов и обременений на имущество порта по искам кредиторов.
Однако, в ноябре 2020 началась кадровая неразбериха на предприятии. Вначале Попова отправили в отпуск, а позже – отстранили от работы на период проведения внепланового аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия. На период аудита Министерство инфраструктуры назначило временно исполняющим обязанности директора порта Черноморск Игоря Шевченко. Но, 10 декабря 2020 детективы НАБУ под процессуальным руководством Специализированной антикоррупционной прокуратуры разоблачили его и лицо-посредника в вымогательстве и получении неправомерной выгоды в сумме 250 тысяч долларов. В тот же день они были задержаны в порядке статьи 208 УПК Украины.
– На момент моего возвращения к руководству, вынужден констатировать, что наше предприятие оказалось фактически у последней черты. Мы стоим на пороге банкротства, – отмечал Попов на встрече с докерами. – На предприятии отсутствовал системный менеджмент, не было надлежащего контроля за оперативной деятельностью, а также четкого финансового планирования. Но я обещаю сделать все для того, чтобы не допустить банкротства и остановки хозяйственной деятельности предприятия.
«Принять такой закон – это себя не уважать»
В общем, из-за кадровой чехарды судьбы порта Черноморск снова повисла на волоске. Ведь сейчас решается вопрос о подготовке части порта к передаче в концессию. И, чем успешнее будет действовать в нынешних условиях коллектив порта, тем на более выгодных условиях для государства могут быть заключены концессионные соглашения. И в то же время, любой из кредиторов может инициировать сейчас процедуру банкротства порта, «обескровленного» весьма странным менеджментом. А поскольку он входит в список предприятий, не подлежащих приватизации, то, согласно законодательству, невозможно продать или реализовать каким-либо образом его имущество для удовлетворения требований кредиторов. Это значит, что может быть принято решение о ликвидации порта. Затем имущество обанкротившегося предприятия окажется во владении Министерства инфраструктуры и может быть передано кому-то в аренду или концессию. И это будет, как мы уже отмечали, не самый лучший вариант решения проблемы.
Следует отметить, что докеров мало радует перспектива передачи порта Черноморск в концессию. Председатель профсоюза работников морского транспорта порта Черноморск Сергей Брызгалов ранее стремился всячески блокировать принятие Закона «О концессии», который, по его мнению, был прописан под интересы отдельных олигархов, которые активно лоббируют разные механизмы для перераспределения остатков государственного имущества, в том числе, стратегических предприятий. «Принять такой закон – это себя не уважать», – подчёркивал Брызгалов.
Однако в начале октября 2019 года Верховная Рада приняла закон о концессии во втором чтении и в целом. За него проголосовали 257 депутатов. А затем закон был подписан президентом Зеленским. И докеры Херсонского морского порта, первыми попавшие под концессию в 2020 году, убедились, что по ее условиям нынешние работники предприятия получают гарантированное трудоустройство без права увольнения лишь в течение пяти лет. А затем им, как говорится, гарантируется тревожный статус безработных...
Владимир Крещук,
Одесская область
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.