КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Говорят творцы необходимого театра

Автор: Правда.

«Дело, имеющее общественный характер»

Мечтая о театре на новых началах, ища для создания его подходящих людей, мы уже давно искали друг друга.

…Мы приняли на себя дело, имеющее не простой, частный, а общественный характер.

…Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь.

Цель искусства переживания заключается в создании на сцене живой жизни человеческого духа и в отражении этой жизни в художественной сценической форме.

* * *

Театр — лучшее средство для общения народов между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств. Если бы эти чувства чаще вскрывали и народы узнали бы, что в большинстве случаев нет места для злобы и ненависти там, где её искусственно разжигают для иных, эгоистических целей, сколько бы раз народы пожали бы друг другу руку, сняли шапки, вместо того, чтоб наводить друг на друга пушки и наступать на несуществующих врагов.

* * *

Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться в поте лица, страдать.

* * *

Чтобы играть Чехова, надо проникнуться ароматом его чувств и предчувствий, надо угадывать намёки его глубоких, но недосказанных мыслей.

 

* * *

Главным начинателем и создателем общественно-политической линии в нашем театре был А.М. Горький... Спектакль («На дне») имел потрясающий успех.

К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ.

 

«Программа была революционна»

Программа начинающегося дела была революционна.

Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актёрского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров.

Эмблема «Чайки» на нашем занавесе символизирует для нас наше творческое начало, нашу влюблённость в Чехова, его громадную роль в МХАТ.

* * *

«Царём Фёдором» мы открывали театр… Тут играл роль большой интерес к трагедии, которая тридцать лет находилась под цензурным запретом; и любовь публики к национальным, историческим пьесам; и легче было …ошеломить публику почти музейными костюмами…

 

* * *

Когда борешься против рутины, естественно ждать и протестов. Кому бы пришла в голову смелая мысль говорить со сцены спиной к публике? Однако же в «Чайке» К.С. Станиславский поставил скамью у самой почти рампы, и актёры сидели на ней спиною к публике и так вели беседу. И, однако же, это вышло очень удачно…

 

* * *

«Три сестры» остались лучшим спектаклем Художественного театра и по его великолепнейшему ансамблю, и по мизансцене Станиславского.

 

* * *

Наша дорога искусства Художественного театра — это большая дорога всего русского искусства, честная, искренняя, простая, прямая, непременно искусства живого человека… И вся эта дорога определилась уже в «Чайке».

…«Вишнёвый сад» как будто вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов. И всё, что мог лучшего создать театр с произведением Чехова.

* * *

Очень интересно было проследить отношения между Чеховым и Горьким. Два таких разных. Тот — сладкая тоска солнечного заката, стонущая мечта вырваться из этих будней, мягкость и нежность красок и линий; этот — тоже рвётся из тусклого «сегодня», но как? С боевым кличем, с напряжёнными мускулами, с бодрой, радостной верой в «завтра», а не в «двести — триста лет».

Вл.И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО.

 

«Мы — в пути»

Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко — в творческом порыве, единении, отречении от себя и во славу идеи создания русского реалистического театра — 120 лет назад сумели воплотить в жизнь то, что будет названо лучшим театром страны и гордо носить имя: Московский Художественный театр.

Мы по-православному хотим помянуть тех, кто сумел встать рядом с гениальными основоположниками и своими жизнями и великими талантами доказать жизнеспособность их мечты о предназначении драматического театра — просвещать, раскрывать природу человека, а значит — совершенствовать его.

Горький, Чехов, Островский, Булгаков, Шекспир, Метерлинк и, конечно, Достоевский и Толстой нашли, наконец, сердца, умы, интеллект, способность к подлинной самоотдаче в лице прекрасных актёров, которых сумели воспитать, научить и вдохновить Станиславский и Немирович-Данченко.

Мы уважительно относимся и к свершениям, и к тому, что названо пишущими критиками — «кризисом», иногда «концом» театра, мы стараемся уважать чужие и чуждые нам мнения. Спор дарует силу и подвигает к действию. Это не значит, что мы соглашаемся и покорно внимаем тем, кто так любит зачёркивать свершившееся и настаивает на конце реалистического театра…

Мы кланяемся Большим мхатовским актёрам — Москвину, Качалову, Станиславскому, Лилиной, Тарасовой, Хмелёву, Ливанову, Андровской… Мы благодарим тех великих, с которыми нам посчастливилось играть и кто были нашими учителями непосредственно, будь то аудитория Школы-студии или сцена нашего любимого театра. Мы хотим походить на них, мы тянемся к их высоте, красоте, мы хотим удержать и развить во времени то главное, что сумели понять, почувствовать и усвоить.

За годы после раздела МХАТ СССР имени М. Горького мы создали свой репертуар, стараясь удерживать и развивать то, что названо традицией, и с первого же сезона определили свой путь как «возвращение к Станиславскому». В традиции МХАТ — авторы-современники. Лучшие из них — Валентин Распутин, Виктор Розов, Алексей Дударев, Василий Белов, Юрий Поляков. Сегодня нам ведомо главное: чтобы иметь право считать себя наследниками великих традиций, надо эти традиции постигать, развивать, любить и не предавать.

Мы — в пути.

Т.В. ДОРОНИНА.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.