ЗА ЧТО ЖЕ МЫ благодарны Марксу? Попытаюсь кратко ответить на вопрос, какое влияние оказывает марксизм на мир.
Великая историческая заслуга Карла Маркса перед человечеством заключается в том, что он не только первым поставил три важнейших вопроса, но и на них ответил. Первый вопрос: что такое частная собственность? Если его ответ сформулировать очень кратко, то он доказал, что частная собственность — это распоряжение чужой рабочей силой.
Во-вторых, он поставил вопросы: почему частная собственность должна быть разрушена? В чём смысл разрушения частной собственности? На них он ответил «Капиталом». Уже само название его работы — «Капитал» — призвано подчеркнуть, что частная собственность приняла последнюю свою форму — капитал. Маркс доказал: капитал дальше не может развиваться, потому что главное свойство капитала — порождать новый капитал. Поэтому если эта процедура не остановится, то человечество будет идти по тупиковой ветви. Человечество не может не выражать глубокую благодарность Марксу за то, что он нам обосновал и описал, почему сама природа капитала требует разрушения его власти над обществом.
Третье. Карл Маркс объяснил не только почему, но и какими путями частная собственность должна быть уничтожена. Он чётко и определённо доказал, каким путём частная собственность развивалась, а значит, таким же путём она должна разрушаться. Процесс ликвидации частной собственности подобен её становлению, только всё это должно идти в противоположном направлении.
И только после этого Маркс сформулировал самую главную идею и цель коммунистов: уничтожение частной собственности. И эти три слова определяют всю суть марксизма, она именно в уничтожении частной собственности. И это — та цель, которую Маркс поставил перед коммунистами. Величайшая заслуга в том, что он нашу жизнь сделал в этом отношении абсолютно цельной, целенаправленной и сознательной.
После этого Маркс выделил в развитии человечества три эпохи. Первая эпоха — это царство естественной необходимости. Этот общественный процесс характеризовался прежде всего формированием частной собственности. Его пережило человечество в течение 40 тысяч лет. Этот сложный процесс протекал стихийно, неосознанно, он привёл к тому, что частная собственность не только сформировалась, но и стала определять отношения между людьми.
Итак, царство естественной необходимости исчерпало себя. На смену ему пришла вторая эпоха, которую Маркс назвал царством осознанной необходимости. Мы — современники этой эпохи. Теперь мы начнём разрушать частную собственность, уничтожать её всевластие, проходя многочисленные этапы на этом историческом пути. Я хочу остановиться на том, что этот процесс очень длительный. Очень часто, когда говоришь об уничтожении частной собственности, современники почему-то думают, что это — одномоментный акт. Нет, это очень сложный длительный процесс, потому что частная собственность складывалась в течение 40 тысяч лет, и естественно, что осуществить демонтаж этой громадной системы за какой-то короткий промежуток времени в принципе невозможно.
Это период формирования сложных общественных структур, которые будут революционными и эволюционными методами преодолевать частную собственность. Этот процесс может осуществиться в течение довольно-таки длительного времени. Причём весь этот отрезок человеческого развития Маркс назвал коммунистической формацией.
И вот тут я хочу обратить внимание на то, что у нас как-то часто смешивают два понятия. Маркс всё время писал, что коммунизм не есть цель коммунистов, что нашей целью является уничтожение частной собственности. Коммунизм же — это тот промежуток времени, довольно-таки значительный, в течение которого будет происходить демонтаж частной собственности. Поэтому коммунизм — это целая эпоха, которая сравнима с предыдущей эпохой, которую человечество фактически уже пережило. И нам нужно чётко помнить, что коммунизм — это период времени, в течение которого уничтожается частная собственность, то есть период, в течение которого реализуется цель коммунистов. Цель же коммунистов — уничтожение частной собственности. Решив эту задачу, человечество перейдёт в царство свободы. Если мы идём по этому пути уничтожения частной собственности, то мы — марксисты. Если мы почему-либо отказываемся идти по этому пути — мы не марксисты.
По страницам газеты "Правда", Владимир Корниенко, доктор физико-математических наук, доктор философских наук, профессор (Латвия)
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.