Форель "в законе"
В начале марта в республиканском министерстве сельского и рыбного хозяйства прошло совещание с руководителями и специалистами предприятий аквакультуры по вопросам соблюдения норм природоохранного и ветеринарного законодательства. Для Карелии эти вопросы – едва ли не самые острые в развитии товарного рыбоводства, которое стало для республиканских властей одним из экономических приоритетов. Достаточно вспомнить прокатившиеся по всей республике протесты местных жителей против открытия новых форелеводческих хозяйств и громкую историю про "кровавые реки" в карельских лесах, которая облетела многие федеральные издания.
Минсельхоз Карелии сообщил о состоявшемся совещании довольно скупо, ограничившись итогами деятельности предприятий рыбохозяйственного комплекса региона за 2020 год и планами на 2021-й, о которых собравшимся рассказал министр Владимир Лабинов. Кроме того, министерские чиновники упомянули в своем пресс-релизе о выступлении исполняющего обязанности заместителя руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Семена Русанова, который, как отмечается на сайте карельского Минсельхоза, "проинформировал о необходимости соблюдения предприятиями аквакультуры условий заключенных договоров пользования рыбоводными участками и порядке предоставления отчетности", а также "обратил внимание участников совещания на важность приведения в соответствие с требованиями федерального законодательства деятельности по выращиванию объектов аквакультуры".
Однако опубликованный на министерском сайте доклад господина Русанова оказался полон весьма впечатляющих данных, которые республиканские власти предпочитают не афишировать. Например, о том, что "по состоянию на 24 февраля 2021 года согласование хозяйственной деятельности отсутствует на 99 из 212 рыбоводных участках, предоставленных для осуществления индустриальной аквакультуры". Фактически это означает, что почти на половине рыбоводных участков Карелии хозяйственная деятельность не согласована!
В прошлом году Северо-Западным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству было направлено 42 претензии о нарушении условий договора пользования рыбоводным участком в связи с отсутствием согласования, которое является необходимой процедурой для открытия форелевой фермы. Причем, как следует из доклада и.о. руководителя управления Семена Русанова, в число тех хозяйств, у которых не оказалось согласований их деятельности, попали весьма известные в Карелии и за ее пределами компании. Например, ООО "Русское море – Аквакультура", которое "прославилось" на всю страну упомянутой выше историей с "кровавыми реками" в Сегежском районе. Согласно данным Росрыболовства, у этой фирмы не согласована деятельность на 14 рыбоводных участках, большая часть из которых была передана в пользование еще десять лет назад!
Среди тех, кто до сих пор не получил согласования, значится даже индивидуальный предприниматель Николай Федоренко, знаменитый своей рыбной продукцией не только в Карелии, но и в российской столице. Как отмечается в докладе исполняющего обязанности заместителя руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Семена Русанова, у ИП Федоренко числится шесть рыбоводных участков, не имеющих согласования хозяйственной деятельности. Причем, договоры пользования некоторыми из них были заключены еще в 2016 году.
Такую картину невозможно представить в лесопромышленном комплексе Карелии. Я не припомню ни одного арендатора карельского лесфонда, который бы на протяжении нескольких лет пользовался лесными участками без согласованного проекта освоения лесов. Однако в республиканском Минсельхозе, похоже, не видят особой проблемы в отсутствии согласований хозяйственной деятельности на почти половине рыбоводных участков. Куда больше чиновников беспокоит необходимость учета мнения населения при формировании этих участков.
В своем выступлении на совещании министр сельского и рыбного хозяйства республики Владимир Лабинов отметил, что Карелия по-прежнему является российским лидером по выращиванию товарной форели. В прошлом году ее объем достиг в регионе 132,8 тысячи тонн, а в нынешнем министерские чиновники рассчитывают на рост до 134 тысяч тонн. И, судя по всему, единственные, кто этому мешает – местные жители, которые хотят сохранить свои чистые озера.
Валерий Поташов
Материалы "Столица на Онего"
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.