КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. 30 сентября 1941 года началась Битва за Москву

80 лет назад в ходе Великой Отечественной войны началась легендарная Битва за Москву. Главной стратегической целью немецко-фашистских войск тогда был захват столицы СССР.

В течение 203 суток шли яростные, ожесточенные и кровопролитные бои, в которых с обеих сторон сражались свыше 7 млн. солдат и офицеров, около 53 тысяч орудий и минометов, около 6,5 тысяч танков и штурмовых орудий, более 3 тысяч боевых самолетов. Битва под Москвой явилась решающим военным событием первого года Великой Отечественной войны.

План операции «Тайфун», утвержденный Гитлером в сентябре, предусматривал не только окружение и взятие Москвы, но и полное ее уничтожение вместе со всем населением.

30 сентября 1941 года началась Московская стратегическая оборонительная операция, ставшая первым этапом битвы под Москвой (30 сентября 1941 — 20 апреля 1942 года) — одного из главных событий в ходе всей Второй мировой войны.

Для осуществления плана немецкому командованию удалось на направлениях главных ударов создать внушительное превосходство в военной силе. Немецкие войска начали атаковать 30 сентября 1941 года, а 2 октября перешли в наступление основные группировки. Фашистам удалось прорвать оборону и к 7 октября окружить советские армии. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но этим планам не суждено было сбыться.

Окруженные советские армии в течение двух недель в упорных боях удерживали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась линия обороны, подтягивались резервные войска, но гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Бои шли уже в 80–100 км от столицы.

В середине октября началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, промышленных предприятий, населения. С 20 октября в Москве было введено осадное положение.

Всю Советскую страну облетели слова политрука Василия Клочкова, сказанные своим солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!»

В конце октября было принято решение провести на Красной площади парад, тем самым мобилизовав население на дальнейший отпор врагу. Высшее командование прекрасно понимало, что сложившаяся ситуация не совсем располагает к проведению парада, но в нём видели не только традицию, но и мощный моральный и эмоциональный заряд. Население столицы, после тяжёлого месяца осадного положения, должно было найти в себе силы и встать на защиту города. И вот 7 ноября 1941 года на Красной площади, по многолетней советской традиции, прошёл военный парад, посвящённый 24-ой годовщине Октябрьской революции.

Сталин на параде заявил: «Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..»

Речь вождя действительно придала сил москвичам.

Вот как об этом дне вспоминает член спортивного общества «Динамо» Павел Беляев: «Несмотря на сложную обстановку, продолжалась подготовка к параду в честь 24-й годовщины Октября. 7 ноября 1941 года этот парад состоялся, что безусловно сыграло положительную роль в настроениях не только тех, кто прошёл по Красной площади, но и всего населения нашей Родины, вселило уверенность — падать духом нельзя, надо верить в себя, суметь выдержать нелёгкие испытания».

13 ноября 1941 года Гитлер отдал новый приказ своим войскам о массированном наступлении на Москву: «Город должен быть окружён так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель — будь то женщина или ребёнок — не мог его покинуть. Произведены необходимые приготовления к тому, чтобы Москва и её окрестности с помощью огромных сооружений были затоплены водой. Там, где стоит сейчас Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа».

Тяжелейшие бои разворачивались с новой силой в районе Тулы, Можайска, Волоколамска, Клина и Наро-Фоминска. Немцам, несмотря на сокращение численного состава и перебои в поставках оружия, удалось продвинуться на несколько километров ближе к столице. 17 ноября советским командованием был отдан приказ №0428, требовавший «разрушать и сжигать дотла» населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км вправо и влево от дорог.

В результате кровопролитных боев и упорного сопротивления советских войск немецким захватчикам в ноябре 1941 года, наступление немцев было остановлено

Это позволило мобилизовать все военные части, и к началу декабря 1941 года началось советское контрнаступление, о чём свидетельствовал в своих воспоминаниях Гудериан: «Наступление на Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасными. Мы потерпели серьёзное поражение, которое из-за упрямства верховного командования повело в ближайшие недели к роковым последствиям».

Отстоять Москву удалось благодаря отваге и героизму тех людей, которые были в столице в те дни. На протяжении двух месяцев люди жили в страхе, что их дома и семьи будут уничтожены, но даже в эти страшные часы им удалось найти в себе силы, чтобы продолжать жить и бороться.

Из воспоминаний поэта Михаила Вершинина: «В мастерской, окна которой были наглухо закрыты, при свете маленькой синей лампочки художник в эту первую ночь нашей совместной работы говорил о прерванных войной планах, о смертельной опасности, нависшей над страной, о том, что, возможно, надо будет встать в строй защитников Москвы, тем более что Москва уже стала прифронтовым городом. В мастерской сохранилась пачка молотого кофе, а у меня карманы были набиты изюмом, купленным за два дня до того в магазине Военторга».

Один из секретарей Московского комитета партии рассказывает о необычном эпизоде: «Оставшийся в городе симфонический оркестр радиокомитета под руководством народного артиста СССР Николая Семёновича Голованова дал в Колонном зале Дома союзов концерт для бойцов, отправляющихся на фронт. Была исполнена увертюра «1812 год» П.И. Чайковского. Симфонический и участвовавший вместе с ним духовой оркестр исполнили это произведение великого композитора с большим подъёмом. И надо было видеть, как бойцы, одетые в походную форму, стоя аплодировали музыкантам. Оркестр пять раз повторял финальную часть увертюры. Она прозвучала как гимн великому русскому народу, как призыв к победе над врагом».

Юрий Сергеев, член спортивного общества «Динамо»: «В октябре 41-го завод эвакуировали, меня не взяли, так как я был холостой. Люди в панике покидали город. Как жить дальше, что делать, я не знал. Однажды я получил повестку, где мне предписывалось явиться по адресу Старая площадь, дом ЦК партии. Там я встретил знакомого моего отца, который, узнав, что я в городе остался один, предложил мне работать охранником на ВВЦ. Тогда внутри скульптурной группы «Рабочий и колхозница» находился телефонный пункт связи. Во время бомбёжки приходили сведения о пожарах, попадании бомб в дома и учреждения. Весь ноябрь я дежурил на этом пункте связи, а потом охранял Северные ворота».

Анна Виеска, помогавшая в те дни трудовому фронту, пишет:«Я была на трудовом фронте в Беляево и Лианозово. Однажды была сильная перестрелка. Чтобы спрятаться, мы вбежали в пустой дом, повалили на пол шкаф и спрятались в нём. Нас очень долго искали, а мы лежали в шкафу и думали, что так мы спасёмся. При всей серьёзности положения — какие мы были ещё дети! Мы видели всякое. Это были дни смертельной опасности, но москвичи сплотились в едином порыве — Москву во что бы то ни стало отстоять! Каждый, кто не пал духом, понял, что и от него зависит будущее Родины».

5 декабря 1941 года советские войска перешли в наступление, разгромили ударные группировки группы армий «Центр» и сняли угрозу, нависшую над Москвой.

Можно бесконечно приводить свидетельства тех, кто был в Москве в эти роковые дни. Героизму и отваге жителей города не было предела, о чём говорит, например, беспомощное и отчаянное письмо немецкого рядового Фольгеймера жене в декабре 1941 года:«Здесь ад. Русские не хотят уходить из Москвы. Они начали наступать. Каждый час приносит страшные для нас вести. Умоляю тебя, перестань мне писать о шёлке и резиновых ботиках, которые я обещал тебе привезти из Москвы. Пойми, я погибаю, я умру, я это чувствую».

На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецко-фашистской армии во Второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости. Красная Армия вырвала у врага стратегическую инициативу и создала условия для перехода в общее наступление. 

Николай Кукоба

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.