Этот день в истории Страны Советов.
13 июля 1977 года министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко (он же и руководитель экспедиции) подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке этого исторического рейса.
«Арктика» готовилась к такому рейсу со дня рождения — с 25 апреля 1975 года, когда на ледоколе был торжественно поднят флаг нашей Родины. На протяжении двух арктических навигаций она направлялась в районы, где складывались сложные ледовые условия: то в северо-восточную часть Карского моря, то в Чукотское море.
По образному выражению капитана атомохода
Юрия Сергеевича Кучиева, «испытывались бойцовские качества ледокола».
9 августа 1977 года советский атомоход «Арктика» после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли.
В экспедиции принимали участие более 200 человек. В задачи ученых входило достичь Северного полюса. Кроме того следовало проверить возможности нового ледокола, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами.
Необходимо было проверить не только крепость бортов но и работу энергоустановок, эффективность вертолетной разведки с борта ледокола, поведение навигационной техники в условиях, когда повышена вибрация и когда непрерывные удары корпуса судна о тяжелые льды усложняют курсоуказание ледоколу.
Корабелам было исключительно важно узнать, как поведут себя гребные винты, когда им придется долго и непрерывно рубить паковый лед: ни в нашей стране, ни за рубежом до сих пор не проводились исследования работы лопастей в многолетних льдах
Кроме этого надо отметить, что рейс не имел целью лишь достижение географической точки Северного полюса: в этом случае можно было бы проложить курс, по которому «Арктика» дошла бы до полюса много быстрее. Выбранная трасса представляла интерес для нас в научном и тактическом отношении: результаты рейса помогут решить вопросы технической политики в области морского транспортного судостроения и схем грузоперевозок.
Ледовая обстановка требовала от экипажа высокой профессиональности, северной закалки и слаженности. Когда корабль вошел в тяжелые многолетние льды толщиной в три и более метров, ему пришлось испытать так называемое заклинивание. Были весьма напряженные моменты: при одном заклинивании атомоход несколько часов не мог выбраться из ледяного плена, хотя в действие были приведены системы, которые помогают кораблю «расклиниться».
Атомоход и его экипаж с честью выдержали испытания тяжелыми льдами, и в самых сложных ситуациях на корабле царила спокойная атмосфера уверенности в своих силах.
В проведении этого исторического рейса исключительно большую помощь оказали экспедиции летчики советской гражданской авиации, которые вместе с гидрологами в сложных условиях вели с воздуха стратегическую ледовую разведку. А результаты многолетнего упорного труда гидрографов позволили «Арктике» уверенно идти в высоких широтах.
15 августа ледокол пересек 85-й градус северной широты и вошел в приполюсный район.
17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени корабль, преодолев мощный трехметровый ледяной покров Центрального полярного бассейна, первым в мире достиг Северного полюса.
«Прибыли 04,00 МСК»,- передал по радио в Москву капитан «Арктики» Юрий Сергеевич Кучиев, когда ледокол достиг географической точки Северного полюса.
Участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. Атомоход провел на вершине Земли 15 часов. За это время ученые успели выполнить комплекс важнейших исследований и наблюдений, а перед уходом с полюса спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР.
Выдающуюся победу участники плавания также посвятили 60-й годовщине Великого Октября.
13 суток потратил ледокол «Арктика», чтобы совершить беспримерный переход по сложному маршруту Мурманск — Северный полюс — Мурманск. За это время он прошел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль через многолетний лед.
Несколько слов о технических характеристиках «Арктики».
При проектировании и строительстве атомохода «Арктика» был решен целый ряд серьезных проблемных вопросов, в результате чего советскими корабелами создан тип ледокола, не имеющий аналогов в мировом ледоколостроении.
Наибольшая длина ледокола -148 метров, ширина - 30 метров (по конструктивной ватерлинии соответственно - 136 и 28 метров). У «Арктики» имелось четыре палубы и две платформы, развитая пятиярусная надстройка. В качестве движителей были применены три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага.
Корпус ледокола был сделан из высокопрочной стали, а в местах наибольшего воздействия ледовых нагрузок имел усиленную конструкцию. Конструкторы и строители предусмотрели все необходимые меры для предотвращения любых аварийных ситуаций. В числе этих мер:
- средства раннего обнаружения микропротечек теплоносителя энергоустановки;
- контроль состояния наиболее ответственных участков контура первичного теплоносителя и состояния металла корпуса реактора.
Для этих целей были использованы ультразвуковые, гаммаграфические и оптические методы, приняты «на вооружение» проникающие краски, магнитные порошки и многое другое.
Атомная паропроизводящая установка (АППУ) была расположена в специальном отсеке в средней части ледокола. Она состояла из двух самостоятельных установок с реакторами водо-водяного типа. Комплекс конструктивных решений и технических средств обеспечивал полный технологический контроль за работой АППУ и полную безопасность всего личного состава.
На ледоколе имелось 155 кают, преобладающее большинство из них одноместные. Кроме традиционной кают-компании: столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, плавательный бассейн, спортзал, библиотека, учебный класс, две финские бани, парикмахерская, фото-каюта и бытовая мастерская. Медицинский блок ледокола включал амбулаторию с физиотерапевтическим и стоматологическим отделениями, операционное отделение, рентгеновский кабинет, лаборатории, стерилизационную, изолятор и лазарет.
Создатели атомохода, учитывая условия плавания этого корабля, обеспечили доступ во все необходимые помещения без выхода на открытую палубу. Если бы льды вывели из строя гребные винты: в кладовых ледокола был запас продуктов на много месяцев, на борту дополнительный к штатному вертолет, мощный бульдозер, волокуши, лесоматериалы, палатки, газовые плиты, взрывчатка и многое другое, что могло понадобиться в случае значительной задержки в пути.
14 сентября 1977 года Асхадуллину Фидусу Фаизовичу — старшему мастеру атомной паропроизводительной установки атомного ледокола ««Арктика»,
Гуженко Тимофею Борисовичу — руководителю экспериментального рейса, министру морского флота СССР,
Кучиеву Юрию Сергеевичу — капитану атомного ледокола ««Арктика»,
Пашнину Олегу Георгиевичу — главному инженеру-механику атомного ледокола «Арктика»,
Хлопкину Николаю Сидоровичу — члену-корреспонденту Академии наук СССР за выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм были присвоены звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали ««Серп и Молот».
По материалам открытых источников Влад Мушенко
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.