ДО ГЛАВНОГО САЛЮТА ОСТАВАЛОСЬ ЧУТЬ БОЛЬШЕ ГОДА… К 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
10 апреля одесситы отметили один из главных праздников Южной Пальмиры: день освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Когда войска 3-го Украинского фронта выбили врага из города, до окончательной победы над ним оставалось чуть больше года.
Не раз был в шаге от смерти
Не нарушая строгих правил карантина, одесситы поодиночке или по двое приходили возложить цветы к памятнику Неизвестному матросу и к стеле «Крылья Победы». С глубокой благодарностью поклонились находящимся рядом с нами ветеранам-освободителям Южной Пальмиры Евгению Семеновичу Ахлупину, Николаю Ксенофонтовичу Безымянному, Николаю Терентьевичу Гридасову, Николаю Ивановичу Московому, Василию Тимофеевичу Симонову, которым были вручены цветы и подарки.
Одесситы благодарны Николаю Московому, который вместе с группой своих боевых товарищей участвовал в разминировании нашего легендарного оперного театра. Сам он считает освобождение Южной Пальмиры одной из главных страниц в своей военной биографии, в которой разминирование театра осталось самым памятным эпизодом. На сегодня из участников разминирования в живых остался один Николай Иванович. 27 января он отметил 96-летний юбилей.
Родился Московой в станице Зимовники Ростовской области. Рано приобщился к колхозному труду. В 15 лет стал помощником комбайнера, трудился в строительстве подсобным рабочим. А школу окончил с золотым аттестатом – медалей тогда не было. Еще до войны было у него четыре других знака доблести: «Готов к труду и обороне», «Готов к противохимической обороне», «Готов к санитарной обороне» и «Ворошиловский стрелок».
Повестку в военкомат он получил утром 22 июня 1941 года. Затем прошел отбор для учебы в Военно-медицинской академии. Но, в связи с блокадой Ленинграда, так и не попал в академию, а был направлен в 1341-й пехотный полк 319-й стрелковой дивизии. В первом же бою пехотинец Московой получил ранение. «После излечения меня направили в саперную роту 1026-го воздушно-десантного корпуса. Прослужил в нем до конца марта 1945 года сначала в звании рядового, сержанта, затем командира отделения инженерной разведки», – продолжает свой рассказ Николай Иванович. Он участвовал в бою при высадке на Малую Землю, освобождал Мелитополь, Херсон, Донецк, Луганск, Николаев и ставшую ему родной Одессу. Не раз был в шаге от смерти, получив еще четыре тяжелых ранения. Но в трудный час судьба оказывалась милостива к нему. Подлечившись, он снова возвращался в строй.
«Увлекал за собой других бойцов»
Вот выписка из приказа о награждении Москового медалью «За Отвагу»: «Красноармеец Московой при выполнении боевого задания по проделыванию проходов в минных полях перед передним краем обороны корпуса в районе хутора Подгородный Крымского района Краснодарского края в ночь с 18 на 19 июля 1943 года под сильным огнем пулеметов и минометов снял 10 противотанковых мин и затем, получив приказ выносить мины с минного поля, вынес и замаскировал 80 мин. Днем 22 июля, сопровождая танки по проходам к переднему краю обороны противника тов. Московой проявил подлинное мужество – он провел танк до траншеи немцев несмотря на сильный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь, обеспечив этим дальнейшие действия танка».
А это выдержка из приказа о награждении Москового орденом «Красная звезда»: «В ночь на 14.02.1945 года батальон выполнял боевое задание по уничтожению группировки немцев, вырвавшихся из Будапешта и пытавшихся выйти на соединение со своими через лесные массивы. Участвуя в составе группы гвардии старшины Доронкина, тов. Московой огнем из своего автомата уничтожил 7 немецких солдат и рассеял группу немцев, пробиравшихся в село. При выполнении боевого задания проявил мужество и отвагу, одним из первых бросился в атаку на немцев, увлекая за собой других бойцов».
– А море впервые в своей жизни я увидел на подходах к Одессе, – говорит Московой. – В ночь на 10 апреля я в составе подвижной группы выдвинулся к Дофиновке. Немцы под мощным прикрытием стали спешно покидать ее. Затем мы вышли к Жеваховой горе и выдвинулись в сторону Одесской Сортировочной станции. К Пересыпскому мосту продвигались с перестрелками. На мосту нашу группу разделили. Оттуда, прижимаясь к домам, я продвигался в город. Войдя во двор на улице Новосельского, почувствовал запах горелого мяса. Постучал в одну дверь, вторую – везде тишина. Я в подвал, а там два обгоревших тела – мужчина в фуфайке и полураздетая девочка в синеньких трусиках... До сих пор не могу их забыть.
«Надо сохранить в памяти труд саперов»
– Десятого апреля 1944 года выдалось холодным, даже морозным, – продолжает Московой. – В Одессе был сильный туман, мелкий колючий не то снег, не то дождь рубил, как крупа. Уже за Пересыпским мостом заметили мужика на телеге. Увидев нас, он обрадовался, приподнял сено и достал ящик водки. Поставив его на землю, закричал: «Братки, солдатики, празднуйте!» Много сил и нервов в те дни нам пришлось потратить на разминирование Одесского оперного театра.
После освобождения Одессы Николай Московой прошел почти всю Европу – принимал участие в освобождении Молдавии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Югославии, Австрии и Чехословакии. Его боевой путь отмечен семью орденами и тремя десятками медалей. Войну он закончил весной 1945-го, а из рядов Вооруженных Сил уволен в июле 1979-го. Вся его долгая служба связана с сугубо военным поприщем. Последнее время был заместителем начальника Одесского объединенного высшего военного училища.
К сожалению, уже ушли из жизни два его сына – Александр и Алексей, также посвятившие себя военному делу. Младший, Алексей, был в числе первых ликвидаторов последствий Чернобыльской катастрофы. Полученная им доза радиации оказалась смертельной. Хорошо, что сегодня радуют Москового трое внуков и один правнучек.
А одесситы требуют от городского совета отметить ратный труд саперов, разминировавших оперный театр: на здании театра должна появиться памятная доска с их именами.
Владимир Крещук,
Одесса
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.