КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Депутаты КПРФ задали вопросы и выступили на правительственном часе в Госдуме с участием председателя правления «Российских железных дорог» О.В. Белозерова

13 марта в Госдуме состоялся правительственный час на тему: "О перспективах развития железнодорожного транспорта". С докладом выступил Белозёров Олег Валентинович, генеральный директор, председатель правления открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Депутаты фракции КПРФ задали ему вопросы и выступили.

Белозеров О. В., генеральный директор - председатель правления открытого акционерного общества "Российские железные дороги":

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, коллеги! Прежде всего, хочу высказать слова благодарности за возможность представить работу "Российских железных дорог" в формате "правительственного часа". Для всего коллектива железнодорожников это знаменательное событие и высочайшая ответственность.

История "Российских железных дорог" насчитывает 186 лет. С 2003 года РЖД работает в формате акционерного общества, в этом статусе мы 20 лет и мы достойно встретили юбилей в прошлом году.

В конце 2023 года IV Железнодорожный съезд подвёл итоги работы за шесть лет: с 2018 по 2023 год. Несмотря на глобальные вызовы - пандемию, враждебные действия недружественных государств, долгосрочные цели достигнуты. Задачи, поставленные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, выполнены.

Вручение Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным на съезде нашему коллективу Почётного знака "За успехи в труде" является высочайшей оценкой достигнутых результатов, которые наглядно представлены в цифрах.

Я предлагаю посмотреть краткий видеоролик.

(Идёт видеотрансляция.)

(Аплодисменты.)

Уважаемые коллеги, компания уверенно занимает ведущие позиции по ключевым показателям среди железных дорог мира. Обеспечиваем 85 процентов грузооборота и 28 процентов пассажирооборота всей транспортной системы Российской Федерации.

Доходы РЖД с 2018 года выросли в полтора раза и достигли 2 триллионов 600 миллиардов рублей в 2023 году. Объём инвестиций за шесть лет увеличился в два с половиной раза и в прошлом году превысил 1 триллион 232 миллиарда рублей. Объём приведённой работы за шесть лет вырос более чем на 10 процентов. Три последних года он превышает рекордные показатели железных дорог, достигнутые в 1988 году при Советском Союзе в границах Российской Федерации. 

За рекордными цифрами ежедневный добросовестный труд каждого работника. Достижения "Российских железных дорог" - это заслуга всего коллектива, который сегодня в нашей стране самый многочисленный, почти 900 тысяч человек. Мы не только самое большое, но и многопрофильное предприятие, взаимодействующее со всеми отраслями экономики, государственными и общественными институтами, исходя из специфики конкретного вопроса.

Наше главное достояние и ценность - сотрудники "Российских железных дорог". Для них в приоритетном порядке создаём условия для производительного труда, развития компетенции, раскрытия профессионального потенциала.

Как системообразующее предприятие стремимся к тому, чтобы коллективный договор был неизменно одним из лучших в стране и являлся эталоном. Обязательства по договору неукоснительно выполняются. Трудовые споры давно, как говорится, канули в Лету. В соответствии с коллективным договором дважды в год проводим индексацию заработной платы на уровне выше инфляции. За 2023 год она составила около 8 процентов.

Для критически важных специальностей с учётом условий труда вводим постоянно действующие дополнительные региональные и профессиональные надбавки.

Благодаря развитию человеческого капитала выполнено поручение президента по росту производительности труда за период с 2011 по 2018 год в полтора раза, а ежегодный темп составил 6 с половиной процентов, при этом за последние шесть лет рост превысил 20 процентов.

Социальная политика компании - содержание программных мероприятий - соответствует задачам социальных проектов, которые изложены президентом страны в Послании Федеральному Собранию 29 февраля текущего года.

В компании созданы и постоянно развивается система непрерывного образования и подготовки кадров, от детского сада до рабочего места и нашего корпоративного университета, который в 2021 году был признан лучшим в мире.

Система работает в единой логике на общий результат, именно так, как подчеркнул глава государства в Послании Федеральному Собранию. В качестве примера приведу только один сегмент - школьное образование. С 2020 года совместно с регионами реализуем проект "РЖД-класс".

Современные образовательные пространства с ориентацией на профессиональную подготовку эффективно работают в 84 муниципальных школах. Только в 2023 году в профориентационные мероприятия вовлечено более 80 тысяч детей и школьников. Ежегодно принимаем на работу свыше 7 тысяч выпускников железнодорожных вузов.

Сегодня РЖД - молодой коллектив. Более трети железнодорожников, а это сотни тысяч человек, работники в возрасте до 35 лет. Для них действует специальный комплекс программ образования и карьерного роста. В компании работают около 200 тысяч женщин. Улучшение условий труда, отдыха и социальной поддержки наших работниц - приоритетное направление. Особенное внимание уделяем молодым мамам, для которых установлены: дополнительная

корпоративная надбавка при рождении ребенка, материальная помощь и детские пособия.

Широко применяется режим гибкого графика и дистанционной работы.

Создание необходимых условий труда позволило для сотрудниц законодательно ввести профессию машиниста. И сегодня уже более 80 женщин успешно водят пассажирские поезда.

Заботу о неработающих пенсионерах и ветеранах компании рассматриваем как социальную миссию и нашу ответственность перед поколениями, которые создавали мощь Российских железных дорог.

Важным элементом общей системы обеспечения безопасности перевозок  является               корпоративная медицина. Она вписана в общегосударственную систему здравоохранения и представлена в 71-м субъекте страны.

Хочу высказать слова благодарности депутатскому корпусу за поддержку и принятие законодательной нормы по телемедицине.

В компании в 2023 году выполнено более 900 тысяч дистанционных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

В течение двух-трех лет распространим эту технологию на критически важные категории сотрудников.

В социальной политике наш безусловный приоритет всестороння поддержка работников, находящихся в зоне специальной военной операции, и их семей.

Сформирован отдельный адресный набор социальных гарантий и льгот.

В долгосрочной перспективе компания сохранит курс на рост социального благополучия железнодорожников. Наш базовый принцип при этом останется неизменным: люди - ключевой актив компании.

Далее хочу остановиться на основных направлениях нашей работы.

Сегодня пассажирский комплекс обслуживает и перевозит 1 миллиард 200 миллионов пассажиров в год. Это более двух с половиной миллионов рейсов.

2023 год является рекордным. Внутрироссийские перевозки достигли максимума за последнее десятилетие.

Прогнозные оценки ежегодного роста пассажиропотока показывают, что за шесть лет он еще увеличиться на 100 миллионов человек.

В целевом состоянии пассажирский комплекс к 2030 году

должен обеспечивать обслуживание и перевозку не менее 1 миллиарда 300 миллионов пассажиров в год, при этом свою ключевую задачу видим не только в обеспечении растущего объема, что само по себе важно, а также в стремлении максимально соответствовать духу времени, работать на опережение при неизменно высочайшей безопасности перевозок.

В агломерациях мы завершим этап становления железнодорожного транспорта, как неотъемлемой составляющей единой городской транспортной среды. Встречая клиента, железная дорога вместе с другими видами транспорта предложит оптимальную логистику, освободит пассажира от постоянной заботы оформления проездных документов и их предъявления. Достаточно будет только задать параметры: откуда, куда и в какое время желательно начать поездку. На смену цифровым процессам приходит искусственный интеллект. Элементы такой системы уже сегодня применяются на практике.

Например, на Урале и в Поволжье реализуем пилотный проект онлайн бесконтактной оплаты проезда с использованием геолокации.

В восьми агломерациях действуют единые транспортные карты, а в трех реализована возможность бесплатной пересадки. Проекты "Городская электричка" уже запущены в 17 городах. Мы видим хорошую перспективу их 

реализации в Ярославле, в Воронеже, в Саратове, Иркутске, Улан-Удэ, Чите и Хабаровске. Новый качественный шаг сделаем в построении транспортных связей между агломерациями.

В соответствии с установками Президента Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию уже в текущем году завершим проработку перспективных схем организации движения на основе Московских центральных диаметров с Ярославской, Тверской, Калужской и Владимирской областями.

В дальнем следовании количество отправленных пассажиров за 2023 год превысило уровень доковидного 2019 года почти на 5 процентов и составило 122 миллиона человек. Это рекордный показатель за 15 лет, начиная с 2009 года.

Наша цель - предлагать пассажиру не только перевозку по железной дороге,

а полностью сформированное путешествие, неважно деловое или развлекательное. Для этого мобильное приложение РЖД трансформируется в многофункциональный продукт предоставления транспортных сервисов и сопутствующих услуг.

Мы реализуем программу модернизации и обновления всех составляющих пассажирского комплекса. Коротко остановлюсь на ключевых моментах.

Первое. Это обновление парка вагонов. Новый подвижной состав - это современный уровень комфорта, это скорость, высокая динамика роста объёмов перевозок. Программа обновления формируется в размере около тысячи 100 вагонов в год. Мы взяли за правило ежегодно предлагать пассажирам новые модели с публичным обсуждением их потребительских свойств. При создании образцов реализуется принцип модульного исполнения салона с возможностью его трансформации и замены устаревших элементов с учётом отзывов и оценок пассажиров. Наша целевая задача - сокращение среднего возраста вагона с 12 с половиной до 10 лет.

Второе. Обновление пассажирской инфраструктуры. Сегодня она включает более 10 тысяч остановочных пунктов, на которых расположено более тысячи 200 вокзалов и свыше 17 тысяч платформ. Мы по-новому

подходим к реконструкции вокзалов: проводим полное обновление, при этом сохраняя их исторический облик. Наша общая задача с администрациями городов - вписать вокзальный комплекс в современный ландшафт агломераций.

В числе приоритетов вокзальных сервисов - комфортные условия для маломобильных пассажиров, сегодня услуга их сопровождения предоставляется на всех вокзалах страны. До 2030 года откроем специализированные залы более чем на 200 вокзалах, которые обслуживают свыше 70 процентов маломобильных пассажиров, в их числе вокзалы вблизи санаторно-курортных зон и реабилитационных центров.

Третье. Передовые инфраструктурные решения. В 2023 году впервые применили абсолютно новый мобильный модульный конструктив вокзального комплекса для использования там, где в настоящее время отсутствуют помещения для пассажиров. В 2024 году будет поставлено 15 таких модульных вокзалов, включая остановочные пункты городов Золотого кольца России, а к 2030 году их число вырастет до 400. В наших планах создание беспроводной инфраструктуры связи для обеспечения высокоскоростного доступа в глобальную сеть.

Отдельно затрону железнодорожный туризм. Это новый сегмент пассажирских перевозок, который имеет свои особенности и отличается от дальнего следования и пригородного сообщения, мы динамично развиваемся, за год маршрутная сеть выросла в полтора раза, перевезено почти миллион человек. Но по сути указанные перевозки носили пилотный характер. Чтобы нам сделать следующий качественный шаг в развитии железнодорожного туризма, необходимо принятие законодательных норм регулирования данного сегмента. Мы подробно с вами говорили об этом на наших встречах, мне кажется, что нашли понимание, и просим поддержать наше предложение.

Перед собой ставим задачу - к 2030 году по объему услуг перерасти втрое, до 3 миллионов человек.

В Год семьи, объявленный указом президента, и с учетом нового национального проекта "Семья", представленного главой государства в Послании Федеральному Собранию, мы запускам акцию "Путешествуй с детьми", в рамках которой будет предложена скидка 15 процентов на проезд в купейных вагонах дальнего следования для всех путешественников, которые едут с детьми до 18 лет.

Отдельная тема - создание высокоскоростного сообщения. Глава государства в Послании Федеральному Собранию четко сформулировал этапы реализации проекта, начинаем с направления Москва-Санкт- Петербург, затем в Казань и на Урал, в Ростов-на-Дону, на Черноморское побережье, в Минск. Проект совместно реализует РЖД, Правительство Москвы и Сбер по концессионной модели.

Практически в течение пяти лет будет создан новый отраслевой транспортно-производственный сегмент с обеспечением технологического суверенитета государства.

В грузовых перевозках среднегодовые темпы роста объёмов до 2030 года приняты на уровне более 2 процентов в год. Это почти плюс 200 миллионов тонн к 2023 году.

По контейнерным перевозкам за 6 лет прирастали более чем на 11 процентов ежегодно, и вышли на рекордную цифру 7 миллионов 400 тысяч ДФЭ. К 2030 году планируем увеличение на треть - до 10 миллионов ДФЭ.

Базовым клиентским сервисом станет предоставление вариативности логистических решений на основе динамического управления ресурсами, что особенно важно для предприятий малого и среднего бизнеса. Это приоритетный и один из самых масштабных проектов компании, реализуемых по технологии управления данными.

Важным направлением являются перевозки по коридору Север-Юг. Это наш резерв, наше будущее. Здесь ключевая задача вместе с железнодорожниками из Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана обеспечить сбалансированное развитие всех трёх маршрутов.

В текущем году завершаем выполнение мероприятий комплексного плана модернизации инфраструктуры. Целевые показатели предыдущих периодов выполнены в полном объёме. И нет сомнений, что они будут достигнуты и в 2024 году.

Железнодорожная инфраструктура на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна будет обеспечивать провозную способность 125 миллионов тонн с ростом за 10 лет в два раза, к портам Северо-Запада 145,6 миллиона тонн с увеличением на треть, а на восточном полигоне 180 миллионов с ростом в 1,7 раза.

В соответствии с Посланием президента Федеральному Собранию уже сформированы целевые ориентиры дальнейшего развития до 2030 года.

Перевозки на северо-запад - 220 миллионов тонн. В направлении портов Азово-Черноморского бассейна - 152 миллиона тонн. По Восточному полигону - 210 миллионов тонн.

По Восточному полигону хочу подчеркнуть, что 210 миллионов тонн - это цифра провозной способности по условному контрольному сечению Комсомольск-Волочаевка. Всего же в восточном направлении перевозки уже в прошлом году выросли до 288 миллионов тонн, а новая инфраструктура позволит по итогам 2030 года увеличить эту цифру ещё на 85 миллионов.

Наш общий настрой - постоянно искать пути сокращения сроков завершения строительных работ. И здесь, уважаемые коллеги, я хочу высказать слова благодарности за принятие 254-го федерального закона по срокам строительства.

Приведу один пример. Срок строительства и ввода объекта во временную эксплуатацию был сокращён более чем с двух лет до девяти месяцев, но, к несчастью, срок ограничен 2024 годом, мы этот вопрос с вами обсуждали и просим поддержать предложение о продлении срока действия 254-ФЗ до 2035 года.

Увеличение объёмов перевозок обеспечивается в том числе за счёт применения инновационных технологий. Здесь нам неоценимую помощь

оказывает Министерств о транспорта, поскольку вместе с новыми решениями обновляется и нормативная база. И здесь хочу высказать слова благодарности в адрес министра транспорта Виталия Г еннадьевича Савельева за активную работу его ведомства в этом направлении.

Целевой ориентир путевого комплекса, поэтапный вывод инфраструктуры на нормативный уровень. Сейчас мы уверенно вышли на ремонты в объёме 5 тысяч километров ежегодно. До 2030 года предполагается выполнение работ в размере около 40 тысяч километров.

Динамично развивается проект по внедрению технологии квантовых коммуникаций. Здесь мы строго следуем установкам главы государства, цитирую: "Для России это абсолютно приоритетная задача, создаётся база для бурного развития отраслей и услуг экономики больших данных - экономики будущего".

За год магистральная сеть увеличена более чем в 2,5 раза и достигла протяжённости 3 тысячи 295 километров.

Отдельно, коллеги, остановлюсь на вопросах транспортной безопасности. Сегодня это один из самых сложных аспектов, в том числе и с точки зрения ресурсного обеспечения. Защите подлежат 34 тысячи объектов. Здесь мы движемся поэтапно, выделяя приоритет.

Также по экологическому направлению хочу проинформировать, как мы и обещали, на Восточном полигоне создана и функционирует эффективная система контроля объектов строительства. В течение трёх лет не поступило ни одного замечания, все требуемые компенсационные мероприятия не только выполняем, но и перевыполняем, и это наглядный пример результативности совместной работы с межфракционной группой "Байкал" и Комитетом по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.

Уважаемые коллеги, на 2024 год выпало знаменательное событие в жизни всей нашей страны. Начало строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Напомню, это самая масштабная стройка за всю историю Советского Союза. За 10 лет с 1974 по 1984 год было построено порядка трёх тысяч километров новых путей. И сегодня я с большим удовлетворением могу проинформировать, что за 10 лет с 2014 года, выполняя поручение Президента Российской Федерации, страны, по развитию Восточного полигона, также суммарно построено порядка трёх тысяч километров новых путей.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, коллеги! Вся работа "Российских железных дорог" строится исходя из поручений Президента Российской Федерации, целей национального развития и решений правительства. Послание Президента Федеральному Собранию для нас развёрнутая программа действий на ближайшие шесть лет до 2030 года.

Мы чётко понимаем, что необходимо сделать и какие целевые параметры должны обеспечить.

И в заключение хочу поблагодарить депутатов восьмого созыва и особенно Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры за принятие законодательных решений, позволяющих нам уверенно следовать путём развития. Спасибо всем депутатам за конструктивный диалог при подготовке к "правительственному часу". Мы всесторонне обсудили вопросы, которые, по нашей оценке, требуют законодательного урегулирования.

Дополнительно к темам, которые я затронул в ходе доклада, актуальными являются вопросы эффективности использования пропускной способности инфраструктуры и обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах. Прошу поддержать. Спасибо большое за внимание.

Останина Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ:

- Уважаемый Олег Валентинович, и в видеоматериале, и в вашем докладе вы упомянули о том, что 2024 год объявлен Годом семьи, но то ли предложенных вами мер недостаточно, то ли правительство надеется, что вы сделаете всё за собственный счёт, к сожалению, в числе 47 министерств и ведомств, которые упомянуты в плане реализации указа президента, возглавляемая вами госкорпорация не названа. 104 меры поддержки, ни одной меры поддержки не делегировано РАО "Железные дороги".

Вы сказали о том, что будет реализован проект "Путешествуем всей семьёй", это на замену проекта "Большая семья", который с 2020 года у вас работает? Потому что то же самое - 15-процентная скидка. Только что вот были в нашей кассе, последние цифры: чтобы доехать из Москвы до Краснодара туда и обратно семье, трое детей, потребуется не 72 тысячи, а 61 тысяча, если воспользоваться бонусом. Из Владивостока нет прямого поезда на южные наши курорты, поэтому поездка составит - 231 тысяча для семьи... (Микрофон отключён.)

Белозеров О. В.:

- Спасибо огромное, Вячеслав Викторович, воспользуюсь, но на первый этот вопрос отвечу самостоятельно.

Во-первых, вы абсолютно справедливо сказали, что 47 ведомств участвуют в программе. Мы не ведомство, мы акционерное общество, и поэтому мы соучастники в ряде случаев именно как хозяйствующий субъект. 

Соответственно, вы правильно в своём вопросе отметили, что мы можем поддерживать какие-то элементы либо в рамках благотворительной деятельности, либо в рамках наших внутренних маркетинговых элементов.

Вы сказали, что новая программа, как она соотносится с уже действующей программой? Отличаются они тем, что программа "Большая семья" - это скидки для тех семей, где трое и более детей, а в этом году, именно в Год семьи мы ввели скидку для всех тех, кто просто путешествует со своими детьми, с одним ребёнком, чтобы было комфортно двигаться в этом году.

При этом я напомню, что очень жёстко наше государство регулирует сегмент пассажирских перевозок. У нас 59 процентов перевозок пассажиров осуществляется по расценкам, установленным Федеральной антимонопольной службой. То есть они чётко прописаны, что сколько может стоить.

Мы поддерживаем ваш подход и тоже считаем, что в Год семьи можно было бы расширить объём субсидирования. В указе, в самом указе, который чётко выполняется, в том числе, и "Российскими железными дорогами", отдельной строчки по железнодорожным перевозкам нет. Поэтому мы со своей стороны определённые льготы ввели, но предлагаем, что всё-таки в рамках нового бюджета, утверждения бюджета посмотреть. У нас была очень хорошая практика в 2021 году, когда правительство вводило для семей определённые льготы, вот возможно её стоило бы продлить. Спасибо.

Куринный А. В., фракция КПРФ:

- Олег Валентинович, несмотря на оптимистичный доклад, всё-таки кадровые проблемы в компании существуют. Есть недобор сегодня и машинистов, помощников машинистов, путевых рабочих. Это связывается с низкими заработными платами. Ну, по отношению к ответственности безусловной. Даже якобы есть какая-то программа замещения мигрантами части этих рабочих, с которой мы не согласны.

Что делается в плане увеличения реальных заработных плат, приравнивания в данном случае или адекватного соотношения заработных плат управленческого персонала и рабочих?

Ну и второе. Это всё-таки некоторые такие шаги по разгосударствлению вашей компании. Это и частные компании, это передача на аутсорсинг обслуживания тепловозов, это продажа ваших санаториев ведомственных. Не считаете ли вы необходимым собрать всё это в единый государственный кулак и всё-таки управлять этим централизованно, а не раздавать по частям, тем более что это не очень эффективно?

Белозеров О. В.:

- Ну, сразу же хочу начать с того, что определённый дефицит кадров у нас действительно есть, поскольку железнодорожники надёжные и ответственные, но и, соответственно, в том числе и производственные предприятия на сегодняшний момент стараются повышением заработных плат привлечь наших сотрудников. Г де-то мы сталкиваемся на территориях, где возобновлены работы оборонных предприятий. Где-то в силу ответственности наши коллеги активно едут восстанавливать новые территории российские. Поэтому определённые вопросы с кадрами у нас есть.

Но вот в вашем вопросе прозвучал такой элемент, что у нас есть программа замещения мигрантами. У нас нет такой программы, и я на этом чётко хотел бы акцентировать внимание, мы всегда опирались на россиян. (Аплодисменты.)

Более того, качество, надёжность действий связано, прежде всего, со всеми обязательными атрибутами. У нас действительно работает 3 тысячи, порядка 3 тысяч 400 человек из дружественных стран, ну, прежде всего, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, но это строительные работы и, прежде всего, на Восточном полигоне.

Почему? Потому что там спрос не покрывается просто людьми, и, соответственно, мы... в прошлом году у нас трудилось на Восточном полигоне 30 тысяч человек летом. Вот единовременно 30 тысяч человек. Если раньше БАМ строила вся страна, весь Советский Союз, на сегодняшний момент строит Россия. Россия может себе позволить такой громадный проект как "Восточный полигон", но люди обязательно требуются. Всё, что связано с безопасностью, с надёжностью, это всё наши россияне.

Если кто-то приходит на работу в "Российские железные дороги", он обязательно либо обучается, либо имеет аттестат, проходит все исследования в рамках наших обязательных требований. При этом заработная плата, как я уже говорил, коллективный договор, мы индексируем нашу заработную плату, индексируем всегда по инфляции либо выше, поскольку у нас растёт производительность труда, поэтому у нас есть возможность увеличивать заработную плату даже чуть выше.

При этом у нас очень хороший социальный пакет. В год на одного сотрудника порядка 83 тысяч рублей мы добавляем на иные нужды в рамках коллективного договора. Поэтому мы бережём и очень ценим наших сотрудников. Спасибо.

Щапов М. В., фракция КПРФ: 

- Уважаемый Олег Валентинович, компания "РЖД" была и остаётся примером социально ориентированного предприятия. Вместе с тем мы часто слышим от простых рабочих компаний вопросы о том, почему их зарплаты равны или меньше зарплат офисного персонала и во много раз меньше, чем у руководящего состава.

Почему, например, простой путеец получает около 40 тысяч рублей, электромонтёр - около 70, слесарь - в районе 50? С чем связана такая разница, и собирается ли руководство компании увеличивать зарплату простым рабочим?

Ещё один вопрос связан с БАМом. Восточный полигон, бесспорно, это магистральный проект, но у нашей страны остались обязательства перед предыдущими поколениями строителей, перед бамовцами, о которых сегодня много говорили, и некоторые из них до сих пор живут в бамовских посёлках, бараках зачастую без воды, нормального отопления, инфраструктуры.

Регионы, к сожалению, не справляются с переселением, и может ли чем-то помочь РЖД в этом вопросе строителям БАМа? Спасибо.

Белозеров О. В.:

- Ну, прежде всего, начну с того, что оплата труда в "Российских железных дорогах" идет четко в соответствии с расчетами, в том числе с внесением вклада каждого сотрудника в общее дело, это четко выверенные цифры, над которыми мы всё равно работаем.

Более того, рабочий персонал и те, кто непосредственно участвуют в производстве, зарабатывают больше, нежели как вы сказали офисные сотрудники. Так по нашим... нашим официальным данным секретари зарабатывают порядка 44 тысяч рублей, а монтер пути 87 тысяч, а машинист 113 тысяч. Более того, у нас крайне внимательно ведется учет по разным территориям. В ряде случаев некоторые специальности выбиваются по уровню оплаты труда. Так в целом по России у нас объем средних выплат железнодорожникам по субъектам выше на 16 процентов в среднем, нежели чем в регионах. Мы, единственное, проигрываем на Сахалине и в Ямало¬Ненецком округе, но там есть свои нефтегазовые особенности.

Вот, соответственно, по всем остальным мы выверяем, и у нас есть специальные доплаты, в том числе по дефицитным профессиям, в том числе по привлечению и дополнительные выплаты по помощи, по жилью, компенсационные выплаты, это не всегда входит исключительно в зарплатный проект. Это мы считаем важнейшим приоритетом для нас.

В отношении БАМа. Программа носит государственный характер.

Всё, что мы как "Российские железные дороги" могли сделать для наших сотрудников, мы сделали. Прежде всего у нас нет ни аварийного, ни старого жилья, которое используется для проживания наших сотрудников, которые выполняют свой функционал. И в районе БАМа мы делаем дополнительные доплаты, субсидируем работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ипотека у нас в ряде случаев платится сотрудниками 4 с половиной, где-то 2 процента, по ипотеке мы поддерживаем. В ряде случаев при рождении детей делаем доплаты 200 и 500 тысяч... Александр Дмитриевич, в зависимости от обстоятельств делаем доплаты, если у кого-то родились дети, или от индивидуальных каких-то решений.

Гаврилов С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ:

- Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, для нас крайне важным является сегодняшний открытый, принципиальный и содержательный диалог, в том числе с фракцией.

Уважаемый Олег Валентинович, мы передали вам 58 вопросов, мы знаем, что они находятся в работе, и во многом это связано с тем, что для нас железные дороги являются крайне важным фактором развития, стратегического развития нашей страны.

Напомню, что железнодорожники выручали наше государство в самые тяжелые времена.

Только во время Великой Отечественной более 20 миллионов вагонов с войсками и техникой были доставлены к линии фронта, 15 миллионов было эвакуировано в тыл. Тысячи предприятий были спасены.

И сегодня железные дороги сохраняют приоритетное значение не только в сфере обороны и безопасности, но и обеспечивая основание для связывания основных узлов, звеньев нашей единой экономической системы.

Кроме того, мы помним, что железные дороги являются одним из наиболее доступных видов транспорта для миллионов наших граждан.

В условиях антироссийской кампании и санкций железные дороги смогли обеспечить разворот на Восток и укрепив отношения с дружественными странами в рамках роста товарооборота.

Но для нас холдинг "РЖД" важен не только с точки зрения того, что он является крупнейшим налогоплательщиком и работодателем, но он, по сути, является флагманом, общероссийским флагманом инвестиций, поскольку косвенный эффект от его инвестиций это более 9 триллионов рублей для 20 связанных отраслей.

Уважаемые друзья, мы прекрасно помним, что железные дороги прошли крайне тяжелый путь реформ развития. В 90-е годы значительная часть подвижного состава, производственных предприятий, непрофильных активов были переданы в частные руки. Но главное, что удалось избежать в период сплошной приватизации, это потери контроля за собственными железными дорогами.

И я бы хотел бы отметить, что это наша общая заслуга, в том числе и фракции, и лично Геннадия Андреевича, сохранение 100-процентного пакета акций за "Российскими железными дорогами", за государством российским.

Но тем не менее мы видим, что последствия реформ привели к своим очевидным, в том числе негативным последствиям. До сих пор действия многих частных операторов грузовладельцев, грузоотправителей, грузоперевозчиков приводят к серьезной дезорганизации перевозок. Это связано и с простоями, и концентрацией вагонов на подъездных путях, и искусственный дефицит провозных мощностей, и рост цен на контейнерные перевозки.

Одним из выходов в этой ситуации мы полагаем возможным возврат основного парка грузовых вагонов под контроль одной из дочерних предприятий "Российских железных дорог" и резкое увеличение штрафов для перевозчиков за простой вагонов. На дороге должен быть один хозяин, как мы считаем, это государство.

Все эти годы наша фракция не изменяла свои позиции по обеспечению и по роли, по улучшению роли государства в управлении железными дорогами. В этом году мы отмечаем 50-летний юбилей БАМа, одной из величайших советских строек и основы разворота на Восток. И для нас принципиально важным является, что сейчас железные дороги выходят, по сути, на уровень бамовских достижений.

Однако для развития экономики страны важно, конечно, развитие строительства железных дорог, это Северный широтный ход, это подход к морским портам Северо-Запада и Юга России, Центральный транспортный узел, это развитие высокоскоростных магистралей.

Мы считаем, что развитие, план развития высокоскоростных магистралей должен не только замыкаться в рамках Центральной России, и мы надеемся, что высокоскоростные магистрали свяжут не только Москву с Минском, но и с Пекином. Вы правы, что нам есть чему поучиться у наших коллег, у наших товарищей в Китайской Народной Республике, в том числе не только строительству, но и управлению высокоскоростными магистралями.

Мы считаем, что "Российские железные дороги" не только предоставляют услуги, но и являются серьёзным фактором индустриализации страны, внедряя современные технологии разработки. Однако мы полагаем, что, несмотря на огромную инвестпрограмму (более триллиона 200 миллиардов), средств явно недостаточно, и рост тарифов, к сожалению, весьма ограничен, поскольку сказывается на совокупном спросе нашей экономики. Ограничены и возможности внешних привлечений заимствований на международном рынке, хотя мы помним, что РЖД всегда были одним из лидеров на глобальных финансовых рынках.

Мы считаем, что государство должно взять на себя ответственность по докапитализации предприятия. Это связано не только со средствами ФНБ, но и, возможно, активами нерезидентов, чьи средства заморожены в спецсчетах, они могли бы быть инвестированы в вечные облигации РЖД, направленные на реализацию инвестиционных проектов. Центральный банк мог бы включить эти ценные бумаги в ломбардный список и посмотреть возможность их использования в качестве обеспечения по сделкам РЕПО. Кроме того, Центральный банк, который предполагает отчитываться сам в ближайшее время, мог бы направить централизованное фондирование на поддержку деятельности "Российских железных дорог".

Сегодня перед железными дорогами стоят эпохальные задачи, и мы полагаем, что, возможно, встал вопрос о возвращении железным дорогам части публичных полномочий, в том числе с точки зрения госполитики в области железнодорожного транспорта. Мы недавно рассматривали опыт Госкорпорации "Росатом", и считаем, что этот опыт полезен был бы для дальнейшего развития и трансформации железных дорог от акционерного общества, возможно, в сторону госкорпорации.

Мы считаем, что настало время для широкого использования цифровых технологий для минимизации перевозок на основе межотраслевых балансов и внедрения широкой системы государственного планирования, а не только индикативного прогнозирования развития железных дорог, что могло бы сказаться положительно не только на транспортном сообщении, но и в целом на экономике нашей страны.

Мы считаем очень важным, что железные дороги сохраняют свои традиции, начиная с традиции субботников, первый из которых был, напомню, в апреле 19 года, организован при участии Владимира Ильича Ленина на "Москве- Сортировочной", это и первый праздник, профессиональный праздник в России - День железнодорожника.

Мы считаем, что объединение традиций, советских традиций управления и строительства железными дорогами с современными технологиями, с современным опытом управления позволит достичь тех целей, которые ставит государство страны, в том числе и Государственная Дума перед коллективом и перед руководствомжелезных дорог. Спасибо.

(Аплодисменты.)

Белозеров О. В.:

- Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты! Уважаемые коллеги!

Буду краток. Хочу поблагодарить за высокопрофессиональный диалог во время встречи. И хочу вас заверить, ещё раз обратить внимание на то, что ваши обращения помогают нам становиться лучше. И хочу заверить, что "Российские железные дороги" вас не подведут. И все поставленные задачи будут выполнены.

Спасибо вам огромное.

 
 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.