Депутаты КПРФ приняли участие в правительственном часе в Госдуме на тему реализации государственной национальной политики
24 мая в Госдуме состоялся "правительственный час" на тему: "О ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики». С докладом выступил руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Вячеславович Баринов. Депутаты КПРФ задали ему вопросы и выступили.
Баринов И. В., руководитель Федерального агентства по делам национальностей:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня в условиях противостояния коллективному Западу серьезную проверку на прочность проходит выстроенная в течение последних десяти лет система межнациональных отношений. Она формировалась с учетом многовекового опыта добрососедства. Сейчас для разрушения ее фундаментальных основ развернута масштабная и агрессивная информационная кампания, рассчитанная на все национальные и религиозные группы. Нашими оппонентами предпринимаются попытки вбить клин и в согласие братских народов нашей страны.
Однако, как отметил президент нашей страны Владимир Владимирович Путин на состоявшемся в прошлую пятницу заседании Совета по межнациональным отношениям, уровень общероссийской гражданской идентичности составляет на сегодняшний момент 94,2 процента, что является рекордным за весь период мониторинга.
"Рост данного показателя прямо пропорционален давлению на нашу страну. Чем больше было клеветы, тем выше он становился", - отметил президент.
Стабильные межнациональные отношения требуют системного подхода. Напомню, что относительно недавно были серьёзные межэтнические конфликты в Кондопоге, в Пугачевске, на Манежной площади, в Бирюлёво. Принятые десятилетия назад решения стали базисом современной модели межнациональных отношений.
Был сформирован Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, утверждена Стратегия государственной политики до 2025 года, создан профильный федеральный орган исполнительной власти, это Федеральное агентство по делам национальностей, создан... В начале... И после создания Федерального агентства по делам национальностей в начале нашей работы мы сосредоточили основные усилия на выстраивании вертикали власти.
На сегодняшний день в каждом субъекте есть подразделения, отвечающие за реализацию национальной политики. Разработаны региональные планы реализации стратегии, утверждены профильные программы. Даже на муниципальном уровне определены ответственные за нашу сферу служащие.
Следующим шагом стало создание финансового механизма - это как раз государственная программа. Это был весьма сложный путь, связанный прежде всего с проблемой применения программно-целевого подхода к столь тонкой сфере.
Г осударственная программа реализации госнацполитики существует с 2017 года. Её ежегодный объём финансового обеспечения составляет порядка 3 миллиардов рублей.
Если по итогам 2017 года кассовое исполнение составило всего 66,3 процента, то по результатам 2022-го эта цифра уже была 99,7.
Прошлый 2022 год показал позитивную динамику по всем ключевым показателям программы. Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, составила 80,7 процента, что выше результатов предыдущего года на 3 процента.
Значительно возросла доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признакам национальной, языковой, религиозной принадлежности. И если по результатам 2021 года отсутствие дискриминации отмечали 67,3 процента, то по итогам 2022-го значение данного показателя выросло до 78,4.
С прошлого года изменился подход к управлению государственными программами в целом, вместе с ним и структура нашей государственной программы, на смену привычным подпрограммам пришли структурные элементы, а именно федеральный проект, ведомственный проект и комплексы процессных мероприятий.
Итак, федеральный проект включает в себя меры по поддержке субъектов Российской Федерации и субсидирование некоммерческих организаций. В частности, субъектам Российской Федерации ежегодно предоставляются субсидии в целях реализации мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России, а также экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов Сибири, Севера, Сибири и Дальнего Востока.
За счет средств федерального бюджета было проведено 773 мероприятия, из них 183 были направлены на поддержку коренных малочисленных народов. Помимо нашей субсидии с 22-го года Минвостокразвития России активно подключилось к этой работе.
Благодаря совместным усилиям доля граждан из числа коренных малочисленных народов удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий по итогам 22-го года составила 67,4 процента, что почти на 5 процентов выше предыдущих показателей.
Для нас важно обеспечение прав коренных народов в первую очередь на защиту их исконной среды обитания, сохранения традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности.
В рамках совершенствования законодательства Российской Федерации тесно взаимодействуем с депутатским корпусом, в первую очередь с нашим профильным комитетом. Совместными усилиями был установлен порядок учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, ликвидированы пробелы правового регулирования, создававшие возможности для обогащения недобросовестных лиц за счет общин КМНС.
В целях получения услуги граждане могут обратиться в ФАДН России лично, по почте или через МФЦ в своем регионе. Для максимального упрощения процедуры совместно с Минцифры России ведем работу по предоставлению услуги с помощью единого портала государственных и муниципальных услуг, планируем завершить переход к 1 июля этого года.
Реализация государственной национальной политики невозможна без участия гражданского общества и поддержка представлена в государственной программе общественных организаций следующими видами субсидий.
Субсидии некоммерческим организациям в сфере духовно-просветительской деятельности, федеральным национально-культурным автономиям и иным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере реализации госнацполитики, поддержка уставной деятельности Общероссийской общественно-государственной организации "Ассамблея народов России", а также Всероссийского казачьего общества.
Хочу отметить, что создание Всероссийского казачьего общества завершило формирование вертикали и управления реестровым казачеством и систематизировало работу по привлечению членов казачьих обществ к несению государственной и военной службы.
Я не могу не сказать, что на сегодняшний момент более 19 тысяч казаков принимает участие в специальной военной операции, создано 15 казачьих подразделений, которые с честью выполняют свой долг перед нашей страной. (Аплодисменты.) Николай Александрович Долуда атаман Всероссийского казачьего общества является вашим коллегой, ну, и моим тоже коллегой.
Далее. Всего в прошедшем году было поддержано 60 некоммерческих организаций, которые провели 6 тысяч 800 мероприятий. Считаем такие меры эффективным механизмом гармонизации межнациональных отношений, а также распространения традиционных российских духовно - нравственных ценностей.
Следующий структурный элемент программы - это ведомственный проект. В рамках ведомственного проекта обеспечивается эксплуатация развития Г осударственной информационной системы мониторинга. Ежегодно системой мониторинга отслеживается порядка семи миллионов информационных сообщений из 300 тысяч источников. Общее количество пользователей составляет порядка 10 тысяч человек на федеральном и региональном уровне. Настройка федерального сегмента проведена в 85 субъектах Российской Федерации. Сейчас занимаемся подключением новых регионов.
Для поддержания системы в активном состоянии во взаимодействии с органами государственной власти субъектов ежеквартально обновляем базу данных источников информационных сообщений.
С декабря 2022 года введён в эксплуатацию и ситуационный центр ФАДН России, который работает в круглосуточном режиме, и основным инструментом, естественно, его является система мониторинга. Отработаны алгоритмы информационного взаимодействия с органами государственной власти. 87 регионов, включая Луганскую Народную Республику и Запорожскую область, наладили с ним оперативный обмен данными.
Ежедневно ситуационным центром выявляется порядка 55 информационных поводов, оказывающих негативное влияние на межнациональные, межконфессиональные отношения. За прошедший период были отработаны 510 ситуаций, имевших конфликтный потенциал.
По результатам межведомственного взаимодействия было возбуждено 36 уголовных дел и 96 административных.
Еженедельно на основании материалов ситуационного центра готовится аналитический обзор основных угрозообразующих событий в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений, который направляется в администрацию президента, аппарат правительства, Совет Безопасности, МВД, ФСО, ФСБ, Генеральную прокуратуру и Росгвардию. Таким образом, функционирование системы мониторинга способствует стабилизации ситуации в нашей сфере, позволяя противодействовать эскалации конфликтов.
С учётом большого количества хакерских атак в 2022 году проведён аудит системы, в соответствии с выявленными замечаниями велась работа по их устранению, в том числе проводилась настройка систем контроля, доступа и оповещения о технических сбоях. На 2023 год запланирована техническая модернизация работы по повышению надёжности и отказа устойчивости.
Хочу обратить внимание, что за весь период эксплуатации системы мониторинга её балансовая стоимость составила всего 107,6 миллиона рублей. Вот для сравнения. В среднем стоимость любой государственной информационной системы составляет порядка 2 миллиардов рублей. То есть мы ограниченными ресурсами в принципе сделали неплохой продукт.
Следующий блок - "Комплекс процессных мероприятий".
В рамках данного блока ежегодно обеспечивается проведение федеральных форумных, культурных, просветительских, экспертных мероприятий, в том числе такие флагманские наши мероприятия, как Всероссийская акция "Большой этнографический диктант" и Всероссийский форум "Народы России".
В прошлом году Всероссийская просветительская акция "Большой этнографический диктант" привлекла к участию более 4 миллионов человек из 89 регионов Российской Федерации и 183 государств мира на всех континентах, подчеркну.
Всероссийский форум "Народы России" - ключевое ежегодное экспертное мероприятие в области национальной политики. Именно на его площадке осуществляется обсуждение и поиск решения актуальных задач государственной национальной политики, повышения эффективности и профессиональных компетенций государственных гражданских и муниципальных служащих, а также представителей общественных организаций в сфере межнациональных отношений. В прошлом году он состоялся в третий раз, привлёк к участию более 600 человек из 85 субъектов.
В рамках комплекса мероприятий также осуществляется работа и в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан. Необходимо отметить, что практическая реализация мероприятий по адаптации иностранных граждан в соответствии с действующим законодательством возложена на органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
С целью упорядочения их деятельности и во исполнение поручения Совбеза ФАДН России совместно с Администрацией президента доработало профильный раздел проекта федерального закона об условиях въезда и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
В прошлом году мы также принимали участие в доработке концепции государственной миграционной политики, в частности нами была разработана новая редакция раздела, посвященная адаптации иностранных граждан в части основных направлений адаптации.
Основываясь на результатах анализа деятельности субъектов, разработаны и утверждены методические рекомендации по повышению эффективности реализации госполитики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Кроме того, в рамках исполнения указаний президента по развитию инфраструктуры адаптации разрабатывается типовой курс для иностранных трудовых мигрантов. Он содержит необходимую информацию по основным положениям российского законодательства, миграционного, трудового, административного, уголовного, нормам поведения в российском обществе и правом отправления религиозных обрядов.
Обращу внимание, что адаптация может осуществляться и без участия государства, ну только тогда в этом случае велика вероятность вовлечения мигрантов в так называемую теневую сферу и противоправную деятельность.
По итогам разработки типового адаптационного курса запланирована его апробация в четырех субъектах, в миграционных центрах, на площадках работодателей, на площадках религиозных организаций и консультационных пунктах.
Материалы будут оптимизированы, доработаны с учетом выявленных в процессе апробации недостатков. Мы понимаем, что вопрос качества человеческого капитала среди трудовых мигрантов сейчас стоит очень остро. Ни у кого не вызывает сомнения, что знание русского языка способствует успешной адаптации иностранных граждан, в связи с чем поддерживаем создание доступного ресурса для изучения русского языка как иностранного.
На наш взгляд, реализация данного проекта станет основой для создания современной образовательной мультиязычной онлайн-платформы не только для изучения русского языка как иностранного, но и для распространения информационно-просветительских материалов.
Важно отметить, что наших граждан в большей степени раздражает не сам факт присутствия инокультурных лиц в их регионах, а их дивиантное поведение.
Недопустимым является, когда представители центрально-азиатских государств используют наши дворы, детские или спортивные площадки, парки, места общего пользования для проведения архаичных и религиозных обрядов, в том числе и для жертвоприношения, как это было в прошлом году в Нижнем Новгороде на детской спортивной... на школьной спортивной площадке иностранные граждане разделывали барана.
Необходимо в доступной форме объяснить, какие нормы поведения приняты в нашем обществе, а за какие действия последует неминуемое наказание.
В рамках комплекса мероприятий также осуществляется деятельность подведомственного Агентству Дома народов России. Это созданный по поручению Президента Российской Федерации ресурсный центр и интегратор лучших практик в сфере реализации государственной национальной политики. Доступное для каждого пространство, где инициируются, разрабатываются и осуществляются новаторские проекты в нашей сфере для обеспечения доступа к знаниям о культуре, истории, традициях, языках разных народов нашей страны.
На постоянной основе осуществляется поддержка программной и проектной деятельности федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, реализуются межнациональные, информационные, образовательные и патриотические мероприятия.
С участием волонтёров из этнокультурных объединений развёрнут гуманитарно-просветительский проект по работе с населением новых субъектов, в первую очередь, конечно, с молодёжью, а также по сбору и доставке гуманитарной помощи, в том числе и военнослужащим.
В ходе более чем 30 выездов доставлено свыше полутора тысяч тонн гуманитарных грузов. Причём эта работа важна не только для тех людей, которые проживают в новых регионах Российской Федерации, но и здесь, в наших регионах для тех людей, которые туда уезжают, потому что любой человек, побывавший на освобождённых территориях, увидевший своими глазами результаты правления нацистского режима, навсегда получает такую своеобразную прививку от экстремизма и становится нашим верным союзником.
Кроме того, с 2022 года Дом народов наделён полномочиями по сохранению языков народов России. Это особенно актуально, потому что в период с 2022 по 2032 год объявлено Организацией Объединённых Наций десятилетием языков коренных народов. Мы первыми в мире на федеральном уровне приняли план проведения десятилетия, особое внимание в нём уделяем внедрению языков в цифровое и информационное пространство.
Ведётся работа по организационному и методическому обеспечению деятельности органов власти и некоммерческих организаций. Совместно с IT-компаниями Дом народов России прорабатывает вопросы разработки базовых языковых технологий, клавиатурных раскладок, онлайн- переводчиков. Уже есть примеры использования технологий искусственного интеллекта для обучающих программ, позволяющих синтезировать родные языки.
Также осуществляется наполнение информацией Всемирного атласа языков и профильной многоязычной онлайн-платформы ЮНЕСКО. Именно по данным этой платформы всемирное сообщество будет оценивать итоги международного десятилетия в каждой конкретной стране.
Государство создаёт условия и реализует меры для сохранения языков, однако ответственность лежит, конечно же, и на самих носителях языков. Живое общение никогда нельзя заменить цифровыми технологиями.
Уважаемые коллеги, проведение специальной военной операции, включение в состав Российской Федерации новых субъектов, вызовы, с которыми столкнулось наше общество, требует не только напряжения и сил, но и корректировки некоторых подходов и изменения приоритетов.
Мы считаем, что при решении двуединой задачи сохранения этнокультурного многообразия и укрепления единства российской нации следует делать акцент прежде всего на укреплении единства. В данном контексте особо важно принятие профильного закона о национальной политике. В тесном взаимодействии работаем над законопроектом с комитетом Государственной Думы по межнациональным отношениям.
И, Вячеслав Викторович, считаем необходимым включение всех депутатов нашего комитета в соавторы, в число соавторов. И вообще должен сказать, что фактически во всех наших мероприятиях, инициативах депутаты принимают активное участие. И спасибо вам за это.
Далее. В числе приоритетных задач взаимодействие с органами власти новых регионов, оказание им методической помощи и осуществление просветительской деятельности.
Коллеги, нами проведён оперативный социологический мониторинг в новых регионах. К сожалению, основные показатели там значительно ниже среднероссийских, что в принципе, особенно это касается общероссийской гражданской идентичности, в принципе это неудивительно, потому что более 30 лет эти территории находились в другой информационной, культурной, образовательной среде и подвергались целенаправленной обработке со стороны западных оппонентов, формировалось откровенно русофобское мировоззрение. Акценты в этой работе нашими оппонентами были направлены на реабилитацию идеологии нацизма, искажение исторической памяти, навязывание нетрадиционных ценностей, в том числе и по вопросам семьи и брака, национальной исключительности.
В этой связи особенно остро стоит вопрос о необходимости реализации мер, направленных на развитие у населения данных территорий нравственных ориентиров, лежащих в основе общероссийской гражданской идентичности, единого культурного пространства нашей страны.
Российская гражданская идентичность - это осознанное чувство принадлежности к России, к её народу, сопричастности и ответственности за происходящие в стране процессы. Обеспечение роста данного показателя является неотъемлемой частью интеграции процессов... интеграционных процессов в новых субъектах.
В связи с этим в рамках исполнения указаний президента совместно с заинтересованными ведомствами нами разработан и утверждён Правительством Российской Федерации отдельный комплекс мероприятий по реализации государственной национальной политики. В целом комплексом предусмотрена реализация организационных, правовых, информационно-пропагандистских мероприятий, они ориентированы, в первую очередь, на укрепление единства, гармонизацию межнациональных отношений, борьбу с дезинформацией и поддержку русского языка. Его ключевые позиции учтены также в программе социально-экономического развития новых субъектов.
Кроме того, по указанию президента создаём территориальные органы агентства, один из которых будет заниматься непосредственно новыми регионами. Это позволит повысить эффективность и оперативность взаимодействия, почувствовать ситуацию, что называется, на земле, оказывать правовую, методическую и практическую помощь нашим новым коллегам. В этом вопросе мы нашли полную поддержку и Председателя Правительства Михаила Владимировича Мишустина.
Подводя итог своему выступлению, отмечу, что наша деликатная и чувствительная сфера требует особого внимания, взвешенных решений и ежедневной системной работы. Я и мои коллеги из агентства прилагаем все усилия, чтобы межнациональные отношения в нашей стране оставались стабильными.
Спасибо большое за внимание.
(Аплодисменты.)
Мархаев В. М., фракция КПРФ:
- Уважаемый Игорь Вячеславович, после внесения изменений в федеральное законодательство об образовании - о добровольном изучении неродных языков - в школах усилился процесс отказа от изучения национальных языков. Образовательные учреждения пошли по пути отказа от преподавания национальных языков, как учебного предмета, и замена его на другие предметы. Введение добровольности изучения национальных языков привело к сокращению их изучающих, а в дальнейшем - к исчезновению языка. Понятно, что это не ваша сфера, но вы представляете интересы народов России и вправе обратиться в Министерство просвещения с целью поддержки национальных языков.
Ваше мнение, насколько оправдана политика ограничения преподавания национальных языков? По новым стандартам преподавание родного языка сократилось в два раза.
Достаточно ли полномочий у агентства для решения возложенных задач, необходимо ли реорганизовать агентство министерства, как это было ранее, для того чтобы полностью отвечать за национальную... (Микрофон отключён.)
Баринов И. В.:
- Ну решение о реорганизации это всё-таки не в моей... Решение реорганизации федерального агентства это всё-таки не в моей компетенции, это руководство, должно принимать правительство, политическое руководство нашей страны.
С точки зрения сокращения изучения языков, ну у нас нет таких данных. Ну вы правы, что это не в моей компетенции, это в компетенции Министерства просвещения. Но я вам скажу, что в языковой политике с точки зрения в первую очередь сохранения языков, конечно, мы уделяем большое внимание, поддерживаем те общественные организации, которые выходят с инициативами по сохранению, развитию, поддержке языков коренных народов. На сегодняшний момент я вам скажу, что по данным Института языкознания в нашей стране используется более 150 языков, а вместе с наречиями это 277, ну это колоссальное многообразие, мало стран в мире, которые обладают этим многообразием и это, соответственно, накладывает ну очень серьезное такое... серьезным грузом ложится и на систему образования в том числе.
В прошлом году, в прошлом году только по данным... Как у нас книгоиздание это называется там?
В общем, да, ну не мои полномочия, хотя повторюсь, что мы большое внимание уделяем этому с точки зрения поддержки общественных инициатив в сохранении языкового многообразия.
Я в своем выступлении говорил, что нынешнее десятилетие с прошлого года объявлено в поддержку языков коренных народов, сформировали мы оргкомитет, планы реализации, и надеюсь, что вот как раз в ходе десятилетия будут выработаны и, может быть, правовые основы для того, чтобы сохранить и... А, ну, да, и разрабатывается концепция языковой политики. Свои предложения мы туда внесли, но опять же головной в разработке - это Минпросвещения, языковой политики.
Михайлов О. А., фракция КПРФ:
- Уважаемый Игорь Вячеславович, в прошлом году правительство утвердило план по проведению Международного десятилетия языков коренных народов, однако он в основном ориентирован на поддержку языков малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В то же время языки других народов России тоже сокращают ареал своего распространения.
Например, число носителей коми, мордовского, бурятского и других языков уменьшилось в два раза за последние 20 лет. В 20-м году в Республике Коми на коми языке не было издано ни одной книги по программе издания социально значимой литературы. Региональные языковые программы отражают только текущую работу, не включают стратегию развития языка, не направлены на увеличение числа носителей языка, а лишь состоят из мероприятий без достижения конкретных показателей. В отсутствие федеральной поддержки никакого развития языков народов России происходить, конечно же, не будет. Соответственно, вопрос.
Готовы ли вы добиваться принятия стратегии развития языков коренных народов России, включая русский язык, у него тоже нет стратегии развития, с обеспечением ее федерального финансирования?
Баринов И. В.:
- Ну, что касается концепции развития языков. Есть поручение президента, оно уже дано, разработать концепцию государственной языковой политики. Ответственным исполнителем, я уже говорил, является Минпросвещения.
Мы со своей стороны принимаем самое активное участие в его разработке, принимали, она, к слову сказать, практически завершена уже, скоро вступит в действие, охватывает все языки, включая русский, как государственный и как русский, как язык межнационального общения.
Мы вот запросили статистику, и по данным в 21-м году на языке коми все-таки было 40 изданий, а в 22-м - 13 изданий. Ну, наверное, это недостаточно и здесь, конечно, проблема упирается в финансирование подобных проектов.
И я, конечно, сторонник того, чтобы средства на это выделялись, чтобы мы, если мы за тысячу лет практически по вине или по инициативе государственной не потеряли ни один из языков, который обитовал в нашей стране, то, ну, необходимо продолжать эту правильную тенденцию и ни в коем случае нельзя потерять ни один язык, потому что это наше богатство и наше достояние. И язык, ну, это все-таки основа самоидентификации этнической, самоидентификации народа.
Матвеев М. Н., фракция КПРФ:
Вы пытались ответить, но я не понял всё-таки, если национальная политика должна проводиться в интересах народов России, то кто эти народы? Может быть, любые народы мира, которые сюда приезжают, включая имеющие за пределами России свои государства? Почему всё-таки до сих пор нет ни определения, ни официального списка народов России, коренных народов по типу коренных малочисленных?
И не кажется ли вам, что и программу переселения соотечественников, и раздачу гражданства, и вообще всю нацполитику правильнее осуществлять с опорой на такой список, а не в интересах диаспор? Если у нас всё хорошо с национальной политикой, почему тогда численность большинства коренных народов России и всех от одного миллиона, кроме чеченцев, сокращается? А государствообразующий народ, русский, сократился за 12 лет на пять миллионов человек или на 4 с половиной процента. Зато идёт массовое переселение в Россию народов Средней Азии, Закавказья, колонизация Дальнего Востока китайцами. Что будет с национальным составом России через 50 лет? И будет ли у него вообще, благодаря такой политике, российская идентичность? Ответьте, пожалуйста, какой ваш прогноз.
Баринов И. В.:
- Что будет на прогноз, что будет через 50 лет, наверное, всё-таки к демографам больше.
Возвращаясь к перечню коренных народов, ну, в 1926 году, когда первые исследования проводились на эту тему, армяне и азербайджанцы, получается, тоже были коренными народами. Что с ними тогда делать? Вычеркнуть их тогда или что?
Поэтому, мне кажется, это решение просто будет, наоборот, способствовать межнациональной розни и росту напряжения в межнациональной сфер е, как это произошло, например, на Украине, когда они взяли и опубликовали перечень коренных народов, куда, кстати, русские не вошли. Мне кажется, что абсолютно этого сегодня делать не надо.
А то, что государственная национальная политика сейчас выдержала испытание, я об этом говорил в своём выступлении, и об этом показывают все социологические исследования, да, проблемы есть, будут. Потому что страна огромная, обладающая огромным этническим и религиозным разнообразием. И, естественно, что будет возникать масса вопросов, масса трений и даже, наверное, конфликтов в этой сфере. Вот мы для этого и работаем. И хотелось бы не предъявлять там друг другу претензии, а эту работу вести совместно. Мы, например, открыты. И если у вас есть конкретные предложения, приходите. Давайте совместно, по-партнёрски, заниматься этой всё-таки очень важной, чувствительной темой для нашей страны. Мы вот, честное слово, приглашаем.
Тайсаев К. К., фракция КПРФ:
- Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Игорь Вячеславович, Валентина Львовна, дорогие товарищи!
Исторически сложилось, что на территории российского государства неизменно проживали представители множества национальностей и этносов. В большинстве случаев расширение границ России происходило за счет добровольного вхождения в ее состав народов, не способных самостоятельно защищать себя. Это такие страны, как Украина, Грузия, Армения, Молдавия и значительная часть Средней Азии.
После Октябрьской социалистической революции 1917 года перед руководством страны остро встал вопрос разгрома национализма во всех его проявлениях. Процесс консолидации нации возможен только в условиях свободного национального развития. Владимир Ильич Ленин выдвинул требование полного равенства всех наций, борьбу против привилегий одной нации и нарушения прав национальных меньшинств.
В ноябре 1917 года был создан Народный комиссариат по делам национальностей, его возглавил Иосиф Виссарионович Сталин, который считал, что необходимым пунктом в решении национального вопроса является право нации на самостоятельное развитие.
На торжестве в честь Победы в Великой Отечественной войне он поднял тост за великий русский народ и его долготерпение. К нему подошёл маршал бронетанковых войск Павел Рыбалко: "Как вы, товарищ Сталин, замечательно сказали о русском народе. Откуда вы, грузин, так глубоко знаете русский народ?". Сталин ответил: "Я не грузин, я - русский грузинского происхождения". Иосиф Виссарионович не выделял людей по национальности, а главная и определяющая сила, по его мнению, кроется в крепкой дружбе народов.
Интернационализм как принцип взаимопомощи независимых народов в общих социально-политических интересах в полной мере раскрыл творческий, созидательный и духовный потенциал народов, вошедших в состав Советского Союза. Стоит вспомнить, какого расцвета достигла литература и искусство национальных республик, которые легли в основу многонациональной советской культуры. Истинно всенародными поэтами и писателями стали представители всех наций и национальностей - Шагинян, Толстой, Пастернак, Гамзатов, композиторы - Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Кара Караев, художники - Дейнека, Пластов, в театре и кино - Вахтангов, Александров, братья Васильевы и многие другие.
Не было ни одной сферы в жизни страны, будь то промышленность, наука или культура, где успехи истинно мирового значения не достигались усилиями коллективов, состоящих из людей различных национальностей.
Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств мира. На её территории проживают представители свыше 190 национальностей и используется более 270 языков и диалектов. Многовековое межкультурное, межэтническое взаимодействие на исторической территории российского государства сформировало уникальное культурное многообразие и духовную общность различных наций, приверженных единым принципам и ценностям. Несмотря на множество национальностей, мы - один народ объединяющий... скрепой которого является великий могучий русский язык.
Победа в Великой Отечественной войне была одержана благодаря усилиям всех советских людей, которые были объединены идеями равенства, братства и справедливости. Все они сражались, умирали, отстаивая свою общую многонациональную Родину.
Ведь не за свои узконациональные интересы солдаты повторяли подвиг Александра Матросова, направил подбитый самолёт на вражеский эшелон Николай Гастелло, принял мученическую смерть в гестаповских застенках Муса Джалиль, стал национальным героем Франции партизан Мисак Манушян, семь братьев Газдановых из маленького осетинского села Дзуарикау погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
На сегодняшний день в специальной военной операции принимает участие весь народ России от Мурманска до Сахалина, от Якутии до Чечни.
Меня очень тронули слова моего друга - бойца с позывным "Горец", абхаз по национальности, который 19 мая выступил на заседании Совета по межнациональным отношениям, который проводил президент Владимир Владимирович Путин, он сказал: "В нашей интернациональной бригаде "Пятнашка" воюют представители 27 национальностей. Мы делим кров, еду, быт, радость побед, горечь утрат, это делает нас едиными, это делает нас сильнее. Я регулярно становлюсь очевидцем того, как казах принимает огонь на себя, прикрывая русского и калмыка, как дагестанец ценой своей жизни спасает украинца-однополчанина, и множество таких примеров. Когда я получил ранение из-под мощного артиллерийского огня, меня выносили мои боевые братья - татарин, кабардинец, грек и русский, передавая друг другу, с учётом того, что там невозможно было разложить носилки.
Мы все воюем за правду, воюем за справедливость. Война очищает. А что в мирное время было очень важным, глобальным, включая и межнациональные разногласия и обиды, сейчас кажется очень мелкими и незначительными. Я уверен, что из этой ситуации Россия выйдет более крепкой и монолитной. Мы все, не взирая на национальность, одна большая, сильная, единая русская семья".
В настоящее время в России сложилась ситуация, которая поставила на повестку дня необходимость сформулировать чёткую и ясную позицию по национальному вопросу и довести его до всех, кому дорога судьба Отчизны.
Хочу поблагодарить Агентство по делам национальностей во главе с Игорем Вячеславовичем Бариновым за ту огромную работу, которую они проводят. Игорю Вячеславовичу удалось организовать вокруг себя грамотную, профессиональную команду.
Наша фракция считает, что для более полной выработки и реализации государственной национальной политики нам необходимо министерство по делам национальностей. Мы неоднократно поднимали этот вопрос перед президентом и председателем правительства, считаем, время для его реализации настало, это сделает работу более системной, эффективной и качественной.
Уверен, что Игорь Вячеславович совместно со своей командой справится с этой работой. Пользуясь случаем, хочу также поблагодарить генерал-лейтенанта полиции Валентину Львовну Казакову за ту огромную работу, которую она проводит. Спасибо большое.
(Аплодисменты.)
Баринов И. В.:
- Спасибо, Иван Иванович, спасибо, коллеги.
Да, на самом деле тема реализации государственной национальной политики очень многогранна, здесь и взаимодействие с общественными организациями национально-культурными, и устойчивая... поддержка устойчивого развития коренных и малочисленных народов, и профилактика экстремизма, национальной и религиозной розни, и пресловутая сегодня всех беспокоящая социокультурная адаптация мигрантов. И это огромная межведомственная работа, которую нам очень сложно будет вести без поддержки, в том числе депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации.
Мы все вот последние дни провели на встречах с депутатскими фракциями, и что порадовало, то, что всё-таки каждый раз была очень серьезная заинтересованность, и был откровенный, иногда, может быть, нелицеприятный разговор, но я думаю, что всё-таки общими усилиями нам удастся сохранить межнациональный мир и согласие в нашей стране. Это залог существования вообще нашего государства.
Спасибо всем за совместную работу и за ваши предложения.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.