КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Депутаты фракции КПРФ в Госдуме приняли участие в правительственном часе, посвященном вопросам продовольственной безопасности

12 ноября в Госдуме состоялся правительственный час на тему: «Развитие современных технологий производства и глубокой переработки в агропромышленном комплексе как основа продовольственной безопасности России и доступности продуктов питания для населения». Депутаты фракции КПРФ задавали вопросы, также слово для выступления было предоставлено председателю Комитета Госдумы по аграрным вопросам В.И. Кашину.

На правительственном часе с докладами выступили председатель Комитета Госдумы по контролю О.В. Морозов, министр сельского хозяйства РФ. О.Н. Лут, министр промышленности и торговли РФ А.А. Алиханов, руководитель Федеральной антимонопольной службы М.А. Шаскольский, аудитор Счетной палаты РФ С.В. Мамедов. С заключительным словом выступил заместитель председателя правительства РФ Д.Н. Патрушев.

О.Н. Лут, министр сельского хозяйства РФ:

За последние годы при поддержке со стороны президента, правительства и парламента российский АПК совершил серьёзный рывок. Мы не только обеспечили собственный рынок всем необходимым, но и стали мировой аграрной державой, поставляя свою продукцию в 160 стран мира. Во многом эти достижения обусловлены внедрением новых технологий и ростом производительности труда, по темпам которого сельское хозяйство является одним из лидеров нашей экономики.

Вместе с тем сегодня перед нашей отраслью стоят новые вызовы. К 2030 году нам необходимо добиться технологического лидерства, что позволит обеспечить независимость от иностранных технологий, главное – сохранить доступность продовольствия для наших граждан.

Коротко расскажу о текущей ситуации в АПК и выполнении показателей Доктрины продовольственной безопасности. По зерну, мясу, рыбе, растительному маслу, сахару, мы обеспечиваем себя с запасом, а к пороговым значениям по молоку, молокопродуктам, плодово-ягодной продукции, картофелю и овощам мы максимально приближаемся. В этом году уровень самообеспеченности будет выше по всем видам продукции, где у нас сохраняется потенциал роста.

Как вы знаете, этот год складывается непросто для наших аграриев, во многих регионах они столкнулись с возвратными заморозками, засухой и другими неблагоприятными погодными явлениями, тем не менее уже можно с уверенностью констатировать, что сборы зерна, картофеля, овощей, фруктов, некоторых масличных культур, а также сахарной свёклы будут выше прошлогодних. На данный момент мы собрали уже 141 с половиной миллионов тонн зерновых и зернобобовых в бункерном весе. По итогам года сохраняется прогноз на уровне 135 миллионов тонн в чистом весе. Ожидаем ряда исторических рекордов, например, по зернобобовым, сое, рапсу, плодам и ягодам в организованном секторе.

Что касается животноводства. За первые 9 месяцев у нас сохраняется устойчивый рост по всем основным направлениям, и по итогам года ожидаем положительные динамики по производству скота, птиц, молока, яиц.

По рыбохозяйственному комплексу, он работает у нас в этом году стабильно, достаточно успешно прошла лососевая путина, выросла добыча сельди. В целом результат работы наших рыбаков позволит полностью обеспечить внутренние потребности страны в рыбной продукции.

Совместно с депутатским корпусом мы продолжаем системно совершенствовать работу отрасли, отмечу инициативы, связанные с оформлением документов в бумажном виде для выхода в море, развитием аквакультуры и любительского, и спортивного рыболовства.

Далее о работе пищевой перерабатывающей промышленности. В этом году производство продуктов питания сохраняется на стабильном уровне, прогнозируем рост по макаронным изделиям, мясным полуфабрикатам, плодоовощным, консервам и другим товарам. Отдельно я хочу отметить хорошую динамику по молочной группе. За январь-сентябрь выросло производство обработанного молока, сливочного масла, сыров, а также сухого молока, которое, в том числе, востребовано во всем мире.

Рост производства важен не только для повышения обеспеченности внутреннего рынка, экспортного потенциала, ну и, конечно же, как фактор сохранения доступности продуктов питания для наших потребителей.

Если говорить об экономической доступности, то за последние 10 лет рост цен на основные продукты питания в нашей стране не превышал общего уровня инфляции, а по рядку категорий все ещё отстает от нее. Вместе с тем, в последние годы мы видим устойчивый рост себестоимости продукции, связанный с удорожанием техники, энергоресурсов, логистики, заемных средств и, конечно, других составляющих.

Здесь хочу особо отметить, внимание, которое уделяется контролю ценовой ситуации на площадке Государственной Думы, в частности в рамках рабочей группы под председательством Алексея Васильевича Гордеева. Также мы находимся в постоянном контакте с коллегами из Минэкономразвития, Минпромторга, ФАС России, другими ведомствами для того, чтобы не допускать перекосов цен на рынке.

Для обеспечения стабильной ситуации у нас сегодня есть все необходимые инструменты, реализуются точечные меры поддержки, применяются механизмы таможенно-тарифного регулирования. Параллельно работаем над повышением привлекательности биржевой торговли, чтобы сформировать национальную систему ценовых индикаторов по ключевым товарам.

Ещё одной важной задачей видим расширение практики долгосрочных контрактов между производителями и торговыми сетями с применением механизма формулы цены на овощную продукцию и ряд других видов продукции.

Считаем, что соответствующее изменение закона «О торговле», которое мы сейчас прорабатываем совместно с Минпромторгом, поможет исключить скачки цен на отдельные группы продовольственных товаров. И хочу попросить вас, уважаемые депутаты, поддержать нашу совместную с Минпромторгом инициативу.

Что касается физической доступности продовольствия, то она обеспечивается обширной сетью объектов розничной торговли, одновременно с развитием традиционной розницы набирает оборот и интернет-торговля. Это, безусловно, важный и удобный для потребителей канал, однако здесь я бы хотела подчеркнуть, что вместе с новыми возможностями платформенная экономика несёт в себе и новые вызовы, которые мы, конечно, должны учитывать, в том числе считаем важным сохранение небольших сельских продуктовых магазинов, которые работают в менее мягких регуляторных условиях по сравнению с маркетплейсами. В малых населённых пунктах именно за счёт мелкой розницы во многом обеспечивается физическая доступность продовольствия и при поддержке её конкурентоспособности требует нашего общего с вами внимания.

Уважаемые коллеги, далее несколько слов о нашем горизонте планирования. До 2030 года мы ориентируемся на национальные цели, которые определены 309 указом президента, напомню, что нам необходимо нарастить объёмы производства продукции АПК не менее чем на 25% и экспорта в 1,5 раза.

Для выполнения этих задач мы разработали, декомпозировали детальные планы, основной вклад в прирост производства должны внести зерно, масличные, мясо, молоко, а также растительные масла, сахар, мука и кондитерские изделия. Эти же позиции должны стать ключевыми драйверами экспорта, при этом для достижения национальных целей нам необходимо совершить технологический рывок, ставим себе цель до 2030 года увеличить производительность труда в сельском хозяйстве почти в полтора раза.

За счёт чего мы будем это делать. В первую очередь за счёт внедрения современных технологий: автоматизация, роботизация, использование беспилотной техники, искусственного интеллекта и других цифровых инструментов.

Также в стране реализуется несколько проектов по умному земледелию, которое совмещает в себе предиктивный расчёт севооборота и точечное внесение удобрений СЗР, применение беспилотных мониторинговых систем и современных метеорологических инструментов. Сегодня всё больше товаропроизводителей, сельхозтоваропроизводителей переходят на эти решения, которые позволяют экономить ресурсы, снижать потерю урожая и существенно повышать нашу производительность труда.

Кроме того, нам нужно добиться высокого уровня самообеспеченности в базовом научно-технологическом звене. Для этого с 2025 года мы реализуем новый национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». Он направлен на развитие селекции, генетики, производство критически важных добавок, ветеринарных препаратов и вакцин, сельхозтехники и оборудования, а также, конечно, на обеспечение нашей отрасли профессиональными кадрами.

Остановлюсь более подробно на каждом направлении.

Первое, это обеспечение независимости в области селекции. К 2030 году нам необходимо достичь 75-процентной самообеспеченности семенами всех основных культур.

С 2022 года мы серьёзно продвинулись в этом направлении. И по итогам текущего года также ожидаем рост этого показателя. При этом ключевое значение для нас имеет эффективность селекционных разработок и их соответствие требованиям рынка.

На протяжении последних лет аграрии постоянно сталкиваются с такими явлениями как возвратные заморозки и продолжительные засухи. И традиционные сорта уже не справляются, поэтому наука совместно с бизнесом создаёт новые решения.

Ещё один вызов, о котором я уже говорила, это рост себестоимости продукции. В результате мы видим повышение спроса на сорта с более высокой урожайностью и меньшими затратами на выращивание растениеводческой продукции.

Наша основная задача на сегодняшний день ускорить селекционный процесс, чтобы быстрее выводить на рынок конкурентоспособные разработки. И сейчас на базе Тимирязевской академии создаётся Тимирязевский геномный центр, который начинает работу по предиктивной селекции в этом направлении.

Теперь о генетике в животноводстве. Мы продолжаем разработку и внедрение высокотехнологичных селекционных инструментов. В первую очередь речь идёт о создании единой базы данных о племенных ресурсах, которая будет запущена уже со следующего года. В ней мы будем сопоставлять производственные показатели животных с их генетической информацией. Это, в том числе, позволит продолжить работу над национальным индексом племенной ценности, который мы сейчас создаём совместно с бизнесом.

Во-вторых, мы пересматриваем технологии генетических исследований. И совместно с бизнесом внедряем секвенирование нового поколения, которое позволит повысить племенной потенциал продуктивных животных.

И, наконец, отдельное внимание уделяем вопросам воспроизводства. В частности, с этого года внедряем технологию эмбриотрансфера для производства быков российской селекции.

Уважаемые коллеги, хочу поблагодарить вас за совместную работу и поддержку племенного животноводства, в том числе, недавнее принятие закона о льготной ставке НДС при ввозе и реализации племенной продукции.

Следующее направление, это биотехнология для кормовой и пищевой промышленности. Это органические аминокислоты, ферменты, витамины, закваски и модифицированные крахмалы.

По большинству видов такой продукции мы зависим от импорта, и здесь нам предстоит большая работа по созданию дорогостоящих и наукоемких производств.

Ряд проектов уже реализуется, например, по закваскам строится новый завод в Ярославской области, в Ростове реализуется проект по производству модифицированных крахмалов, в Туле и Воронеже по лимонной кислоте, в Калуге – по аскорбиновой.

Также реализуется большой проект в Белгороде, где ведется строительство завода по производству кормовых ферментов, а в Татарстане по аминокислотам и витаминам.

Реализация этих и других проектов позволит в разы повысить нашу самообеспеченность критически важными компонентами.

Здесь также хочу поблагодарить депутатов за принятие федерального закона, который дал возможность оказывать государственную поддержку производителям кормовых добавок и ветпрепаратов. Ранее это было невозможно.

Что касается самих ветеринарных препаратов, достижение импортозависимости в этой сфере стратегическая задача, без решения которой мы не можем эффективно развивать животноводство.

Сегодня мы активно стимулируем отечественные разработки и проекты по созданию новых производственных мощностей.

С этого года стартовала подпрограмма ФНТП по развитию технологий производства ветпрепаратов, и это позволит организациям рассчитывать на дополнительные меры поддержки.

Планируем, что в рамках подпрограммы будет создано 19 новых современных вакцин от основных болезней животных.

Продолжаем работу по модернизации технического парка. Совместно с коллегами из Минпромторга занимаемся импортозамещением сельхозтехники, улучшением ее качественных характеристик и повышением производительности труда.

Здесь у нас стоит цель – к 2030 году довести долю новых отечественных тракторов и комбайнов до 20%, а общую долю прицепного и навесного оборудования до 80%.

В этот период в рамках профильной подпрограммы ФНТП должно быть разработано 27 новых видов техники.

Рассчитываем, что это, в том числе, будет способствовать повышению энергообеспеченности сельского хозяйства, о котором сегодня говорили, несмотря здесь на положительную динамику в последние годы, темпы энергообеспеченности, конечно, у нас пока остаются невысокими.

Еще один вызов для нас это сокращение объемов приобретения новой техники в текущем году, что в первую очередь обусловлено снижением ее доступности для сельхозтоваропроизводителей.

Отмечу, что наиболее эффективными мерами поддержки спроса в этом направлении являются льготный лизинг и кредитование. Ставки по льготным инструментам сегодня составляют от 6 до 12 процентов, и мы, конечно, считаем необходимым продолжать работу по развитию этих льготных механизмов.

Уважаемые коллеги, напомню, что с начала 2024 года действует совместная с Минпромторгом рабочая группа по обратному инжинирингу, куда, в том числе, входят сельхозпроизводители и переработчики. Её цель – создать конкурентоспособную, производственную платформу для АПК.

На данный момент в работе находится 335 проектов, охватывающих 14 отраслевых наших направлений, оказана поддержка на сумму порядка 3 млрд рублей. И хочу отметить, что уже в следующем году начнётся серийное производство первого российского селекционного комбайна, а также наши коллеги приступили к разработке первого отечественного свёклоуборочного комбайна, которого мы так все давно ждали.

В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что современный агропромышленный комплекс – это динамично развивающаяся высокотехнологичная отрасль. Всего за 10 лет она смогла уйти от импортозависимости и стать одним из драйверов нашей экономики. У нас есть чёткий план, горизонт планирования, необходимые инструменты и, самое главное, люди.

М.Н. Прусакова, фракция КПРФ:

Уважаемый Дмитрий Николаевич, по данным Росстата, только за два месяца 2025 года продажи российской сельхозтехники на внутреннем рынке упали на 8%, а объём её производства снизился более чем на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Причинами эксперты называют удорожание комплектующих тракторам, комбайнам, посевной технике. Минсельхоз и отраслевые союзы выходили с просьбой проверить обоснованность роста цен на сельхозтехнику. Каковы результаты проверки Федеральной антимонопольной службы обоснованности роста цен на сельхозтехнику?

Патрушев Д. Н., Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:

- Уважаемые коллеги, действительно, у нас достаточно непростая ситуация складывается сейчас на рынке сельхозтехники, мы чуть меньше стали приобретать её. Действительно, аграрии испытывают с этим сложности, но тем не менее в последнее время, в августе-сентябре ситуация стала улучшаться. У правительства есть механизмы, которые позволяют и поддерживать сельхозтоваропроизводителей на покупку сельхозтехники, это и льготный лизинг, и другие инструменты, льготные кредиты. Но у правительства также есть инструменты, которые позволяют поддерживать именно производителей сельхозтехники, это меры Минпромторга.

При этом я думаю, что Максим Алексеевич более детально ответит на предмет роста стоимости сельхозтехники. Да, действительно, этот рост состоялся, но тем не менее, я думаю, что ситуация изменится.

Максим Алексеевич, пожалуйста.

М.А. Шаскольский, руководитель ФАС России:

- Уважаемая Мария Николаевна, надо сказать, что ФАС России с 2023 года по поручению правительства совместно с Минпромторгом и с Минсельхозом ведет проверку цен на сельхозтехнику отечественных производителей. Отечественные производители занимают доминирующее положение на рынке и подпадают под антимонопольный контроль. Вместе с тем, в результате проверок мы не обнаружили экономически необоснованных цен, мы не обнаружили монопольно высоких цен и нарушение антимонопольного законодательства.

Отечественные производители были вынуждены перейти на новые компоненты, отказавшись от компонентов недружественных стран. Так, например, «Ростсельмаш» заменил 6 тысяч компонентов. И, безусловно, в 2022 году был рост себестоимости, заработной платы, логистики, что повлияло на динамику цен. В 2023 году была корректировка цен, примерно на 10-20% в сторону снижения. В 2024-2025 году цены двигались синхронно с инфляцией. Таким образом, работа производителей сельхозтехники балансирует на гране рентабельности, там минимальная рентабельность. Нарушений в данный момент мы не выявили, у нас нет обращений от сельхозтоваропроизводителей на сельхозтехнику по поводу цен, мы будем продолжать мониторинг, в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства будем принимать меры.

С.И. Казанков, фракция КПРФ:

Антон Андреевич, пока вы все-таки не убежали, хотел бы вам задать вопрос. Действительно, до избрания в Государственную Думу я работал на предприятии, которое занималось переработкой сельхозпродукции. И вот исторически сложилось, что в советское время машиностроение для переработчиков находилось на Украине. После развала СССР мы, в смысле они, пищевики стали закупать оборудование уже с Германии, Италии и Польши. Потом ввели санкции. И вот тогда возникли сложности. Поэтому, уважаемый Антон Андреевич, как вы оцениваете текущее состояние и конкурентоспособность российского машиностроения для пищевой промышленности, каких результатов удалось достичь?

А.А. Алиханов, министр промышленности и торговли РФ:

- Вопрос понятен. У нас достаточно неплохая динамика с точки зрения доли российского рынка, мы занимаем где-то 54% по итогам прошлого года в доле, в общей доле на пищевом машиностроении, это где-то 377 миллиардов рублей по итогам 2024 года.

Оксана Николаевна достаточно подробно рассказала про, так называемый, проект обратного инжиниринга, вот который мы администрируем через Агентство технологического развития. Там 335 проектов, которые мы в интересах потребителей, представляющих, скажем так, отрасль переработки, и, которые подведомственны Минсельхозу, агрегировали. Сейчас где-то 46% уже готовы, они используются. Причём, что важно, это не индивидуальные проекты, которые используются исключительно одним каким-то предприятием, это общеотраслевые решения, которые мы делаем доступными для всех промышленных переработчиков аграрной продукции как растениеводства, так и животноводства.

У нас есть, помимо вот этого направления с, так называемым, реверс-инжинирингом, есть направление по субсидированию затрат на НИОКР, где требуются более сложные, может быть, исследования улучшения вот техники применяемой. Там тоже несколько десятков миллиардов рублей, несколько десятков проектов были поддержаны за эти последние годы в этой сфере.

Мы продолжаем эту работу, ещё раз только хочу поблагодарить Оксану Николаевну, она лично этим вопросом занимается. И мы очень надеемся, что вот такой же плотный контакт у нас будет сохраняться. Есть, над чем работать. Я сказал 54%, вроде так звучит благостно, больше половины, но, действительно, есть критические узлы, отсутствие возможности их заменить. Конечно, впоследствии может сыграть с нами злую шутку, то есть будем двигаться достаточно быстро, потому что это, действительно, продбезопасность всей нашей страны.

В.И. Кашин, председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ:

Тема, выбранная сегодня для «правительственного часа», очень актуальная. И неслучайно такая бурная дискуссия сегодня идет. Я должен сказать про технологии, совершенствование технологий. Безусловно, от них зависит продуктивность не только в поле, но и на ферме. Поэтому вопрос наиважнейший, его необходимо, как говорится, двигать по полной, не отставая от самых современных технологий, которые используют успешные страны.

Что касается второй составляющей – переработка. Ну, мы уже долго, как говорится, упражнялись, когда чистое зерно, чистая и голая нефть шла за рубеж и тем самым теряли передел, теряли деньги и значительно большие деньги, а передел – это рабочие места и так далее.

Поэтому в этом плане, конечно, вот эта большая смычка содружества дает те результаты, к которым мы стремимся.

Здесь уже был разговор, что в условиях сложных климатических в этом году на вчерашний день намолочено 144 в бункере миллионов тонн зернобобовых. И я должен сказать, есть еще, что доработать.

Но в этой связи снова возвращаюсь к вопросам, связанным с энерговооруженностью. Вот если бы у нас были научно обоснованные нормы в энерговооруженности, мы бы давно закончили уборку. Потому что многие хозяйства, кто имеет, в том числе и фермерские, достаточное количество техники, месяц назад всё закончили независимо от того, какая это климатическая зона.

Я еще раз просто хочу сказать, что программа перевооружения села давно назрела. Это не только комбайны, это не только сушильное хозяйство, это всё, что связано с инфраструктурой, включая мелиорацию и орошение. Мы приняли с вами сотни законов за последнее время.

И я хочу поблагодарить, Вячеслав Викторович, вас, вы знаете, как принимались законы по плодородию, по науке, по многим другим, по зерну, по ветеринарии. Это были сложные достаточно дебаты, но мы прошли и приняли эти законопроекты, которые нормативную базу создали для того, чтобы получать достойные сегодня урожаи, получать сегодня достойные надои и продуктивность, поддерживая всё, что связано с племенным животноводством, с семеноводством и так далее.

И вот сегодняшний разговор. Казалось бы, где переработка, а где там энерговооруженность? А как же без этого? Или там где почва и где переработка? А как же без этого? Первые процессы происходят в почве, именно почва качественная, плодородная даёт субстанцию попить и покушать растению, чтобы оно сформировало ту массу, которая нам нужна. Да, селекционеры – кадры, они создают те сорта, которые дают и 140, и 150 центнеров с гектара, и мы это с вами хорошо видим.

Но вот ещё раз, возвращаясь к переработке.

Уважаемые товарищи, у нас с вами сегодня почти нет пищевой нержавейки, это целая беда. Если посмотреть сегодня инвестиции, они достаточно развиваются, но текущая ключевая ставка в последнее время ведёт сюда к нулю эту тему. Но я в данном случае хочу сказать, эти инвестиции опять за счёт частного сектора, совсем немного регионы и так и так далее. Но хотя бы социально пищевую переработку можно поддержать было и из фондов соответствующих, в том числе и промышленных.

Что касается высокого передела высоких биотехнологических систем, о чем мы говорим. Незаменимые аминокислоты, ферменты, высокопродуктивные штаммы или мощные энергетические стартовые культуры, это, конечно, наука. Но у нас сегодня бывшие наши центры пищевые притихли, они должны в большей степени этим заниматься, не министр сельского хозяйства должен этим заниматься, с нуля начиная подыскивать какие-то в этом плане площадки. У нас в Советском Союзе был могучий биопром, составами шли там с Волгограда, соответствующая эта продукция. Быков Валера возглавлял академик и сегодня живой.

Но я это лишь только хочу сказать к тому, что мы должны вернуть этих людей. У нас в нормотворчестве реестр выстроен, чего мы должны делать, а оборудования, а техники, а она очень дорогостоящая, её нет. Ее надо создавать. Потому что эти все микробные конверсии с точки зрения получения этого эффективного материала незаменимого, но оно производится на этих машинах дорогостоящих, которых, повторяю, нет. Они должны быть.

Уважаемые товарищи, и, конечно, бюджет. Что бы мы ни говорили, бюджет должен быть соответствующий. Вячеслав Викторович абсолютно правильно говорит про деревни. 35 миллионов. Мы даем копейки. 200 миллиардов, которые по исходной части должны идти на развитие комплексных сельских территорий, половинятся. А при этих ключевых ставках вообще ничего, все уходит в банки. Поэтому были приняты эти решения. Их надо просто-напросто раскручивать.

Когда идет война, мы понимаем... Но завтра войны не будет. Давайте сегодня скажем крестьянам, что мы дадим вам эти деньги.

Почему сегодня еще раз Председатель говорит: слушайте, а где врачи? Почему не окрашены деньги по здравоохранению для села, почему по образованию, почему по спорту и так далее, почему ЖХК огромные деньги дает, почему не окрашены на село деньги?

Мы с Макаровым эту тему года три крутим, крутим, нам все обещают, обещают. В конце концов, ничего пока до конца не проработано.

Я убежден, уважаемые товарищи, что мы на правильном пути. Я поддерживаю, что и вице-премьер наш, и министр, и вся команда, которая сидит, это мощные системные люди, с которыми мы изо дня в день работаем. И я убежден, что у нас все получится, для того чтобы поставленные президентом задачи, а задачи мы хорошо знаем, это не те только деньги, о которых сегодня говорил Вячеслав Викторович. Мы должны получить от экспорта больше, чем продажа оружия, но это речь идет уже не о 43, а о 60 миллиардах долларов. А время, оно бежит быстро. Это возвращение в оборот от 13 до 2030 года миллионов гектаров, это получение и создание условий для двух урожаев с одной единицы площади. У нас опыт такой есть.

Одним словом, если поддержать село с теми задатками и системной работой, которая выстроена сегодня со всем крестьянством, у нас всё получится.

И одна ремарка. Дмитрий Николаевич правильно сказал, наработали много, можете и подешевле продать, но у нас есть, извините меня, и люди на селе, которые немало заработали, им можно потрясти своими кошельками, и там квартиру, и там, и там покупает даже небольшой человек, тоже не голодают. Они должны тоже поделиться своими барышами, и техники должно быть на гектаре столько, сколько научно обосновано, предсказано, и за этим надо следить, как и за всеми другими вопросами, которые сегодня мы говорим, включая врача на селе и, как говорится, общественного тренера.

Вам всем, уважаемые товарищи, спасибо за поддержку, что вы так заинтересованы сегодняшней темой и вообще агропромышленным комплексом. Желаю всем удачи, а министру и нашей команде завершить уборку на таком же подъёме.

Патрушев Д. Н., заместитель председателя правительства РФ:

- Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Сегодняшний наш диалог, он, по сути дела, стал продолжением встреч с фракциями и профильными комитетами, которые мы по традиции провели, готовясь к "правительственному часу". И я сейчас постараюсь резюмировать всё то, что обсуждалось и на них, и сейчас на пленарном заседании.

Итак, для сбалансированной работы АПК в нашей стране выстроена достаточно системная, комплексная система государственной поддержки, которая направлена на развитие производства, на развитие науки, логистики, технических и наших технологических возможностей. При этом мы придерживаемся принципа, что совершенствовать механизмы поддержки можно только в диалоге и с регионами, и с бизнесом. Так инструменты, которые мы предлагаем для нашей отрасли, они действительно становятся адресными. Ну например, я отмечу, что у нас есть набор мер поддержки для стимулирования производства молока, он, наверное, самый большой среди всех подотраслей агропромышленного комплекса. Есть меры поддержки, которые предоставляются малым формам хозяйствования, и они тоже достаточно широкие у нас. Есть меры субсидирования для перевозок. Таким образом, наша государственная поддержка, она обеспечивает удовлетворительное финансовое положение сельхозтоваропроизводителей всех форм. А это в свою очередь гарантирует стабильное предложение продукции на полках наших магазинов и повышает ее доступность для наших граждан.

Соответственно по основным позициям, как сегодня говорилось, ориентиры доктрины продовольственной безопасности у нас исполнены. Ну и здесь хочу добавить, что, несмотря на все сложности, несмотря на все вызовы, у нас уже семь лет подряд сбор зерновых превышает 120 миллионов тонн. Растут у нас объемы и животноводческой продукции, штатно работают пищевая и перерабатывающая промышленности. Себя мы полноценно обеспечиваем продуктами питания. А, как я уже сказал, излишки продукции направляются у нас на внешние рынки.

Российское сельхозсырье и продовольствие оно востребовано, оно поставляется в 160 стран мира, при этом ведется работа над увеличением в структуре экспорта именно товаров с высокой добавленной стоимостью. Но в то же время на внутреннем рынке для повышения доступности продовольствия и сдерживания цен периодически нужны стабилизационные меры. В первую очередь, это льготный импорт, подчеркну, что это абсолютно адекватный рыночный инструмент. Но вот здесь, наверное, хотел бы привести один из ярких примеров, это картофель. В 2023 году его урожай в организованном секторе у нас составил 8,6 миллиона тонн, это был абсолютный рекорд за 30 лет и цены на картофель ожидаемо упали, причем для отдельных аграриев они находились на пределе их рентабельности.

Потом наступил 2024 год, у нас сбор по картофелю был 7,3 миллиона тонн, цены выросли, поэтому до поступления нового урожая в торговые точки, импорт позволил нам за счет дополнительного предложения остановить импульсивный рост стоимости.

Коллеги, здесь отдельно хотел бы напомнить то, о чем уже сказала Оксана Николаевна. Мы очень рассчитываем на вашу поддержку при принятии изменений в закон о торговле, который сейчас разрабатывается. Они будут предусматривать обязательства по заключению долгосрочных контрактов между сетями и поставщиками, как раз для сегмента товарного картофеля это очень актуально. Выбранный подход, он гарантирует сетям нужные объёмы продукции, а нашим аграриям он обеспечит качественный, нормальный, системный сбыт, причём по понятной для обеих сторон цене. Это должно положительно сказаться на финансовой устойчивости наших сельхозтоваропроизводителей.

Коллеги, для поддержки рентабельности аграрных предприятий правительство предусматривает и другие механизмы, они направлены на обеспечение доступности материально-технических ресурсов.

Ну, во-первых, действует пакет мер, позволяющий стабильно предоставлять на внутренний рынок нужный объём удобрения, об этом тоже сегодня уже упоминалось. Во-вторых, работаем над повышением самообеспеченности семенами, сформирован комплекс инструментов, который позволяет поддержать как научные разработки, так и тиражирование уже полученного результата.

Эффект достаточно наглядный, вот буквально в 2022 году у нас обеспеченность собственными семенами состояла порядка 60 процентов, вот по итогам 2025 года мы рассчитываем, что самообеспеченность собственными семенами у нас достигнет 70 процентов.

Продолжу и несколько слов скажу о средствах производства. Важным фактором роста эффективности АПК, и сегодня уже это неоднократно упоминалась, является энерговооружённость. Ну и здесь тоже сохраняются инструменты поддержки, у Минпромторга это субсидии производителям, у Минсельхоза для стимулирования спроса есть и льготное кредитование, есть и льготный лизинг, вместе с тем общую обеспокоенность вызывает тенденция к снижению закупок техники. Данная тема поднималась и сегодня, и на каждой встрече нашей с депутатами.

Я ещё раз скажу, что работа по нивелированию сложившейся ситуации ведётся, мы на уровне правительства продолжим контролировать динамику поставок техники аграриям.

Уважаемые коллеги, я достаточно подробно описал, как правительство поддерживает производство, и следовательно, доступность продовольствия, вместе с тем президент обозначил перед отраслью новые цели по наращиванию объёмов продукции и развитию экспорта. Их достижения во много связаны с внедрением инновационных решений. Агропром в этой части активно идёт вперёд, о чём сегодня уже было сказано.

Коротко отмечу, что до конца 2025 года сельхозземли во всех субъектах должны быть оцифрованы, что повысит качество их использования. Создаются цифровые двойники ферм и роботизированные склады, автоматизируются процессы в наших теплицах.

У агродронов есть большой спектр применения, а поля обрабатывает техника с элементами автопилотирования. Появляется всё больше отечественных решений, которые позволяют повышать производительность труда и в целом эффективность нашей отрасли.

Для стимулирования внедрения современных технологий доступны меры господдержки, в том числе, и льготные кредиты, льготный лизинг, и частичное возмещение затрат.

Параллельно работаем над достижением аграрного суверенитета. С 2025 года у нас появился нацпроект "Техническое обеспечение продовольственной безопасности". О его направлениях рассказала министр.

На отдельные нюансы, которые озвучил Сергей Валерьевич Мамедов, в первую очередь, на ресурсное обеспечение федерального проекта по технике и оборудованию мы обязательно обратим внимание. В целом подчеркну, что реализация нацпроекта создаёт возможности для значительного усиления позиций по целому перечню наименований, где мы ранее критически зависели от импорта технологий.

Мы сможем продвинуться вглубь процессов производства, обеспечивая их за счёт собственных, уже собственных возможностей, в сочетании с применением инноваций всё, что значительно увеличивает потенциал нашей отрасли.

Однако, коллеги, наши результаты напрямую зависят от человеческого капитала, поэтому в нацпроекте есть направление, связанное с совершенствованием их подготовки.

Как отметил аудитор Счётной палаты, на этот федпроект предусмотрено почти половина всего финансового обеспечения нашего национального проекта.

Кадры, конечно же, это важнейшая ценность. С учётом задач отрасли и скорости внедрения новых технологий качественная подготовка специалистов становится едва ли не краеугольным камнем развития сельского хозяйства.

На что хотел бы обратить особое внимание. На всех встречах с депутатским корпусом звучали вопросы о необходимости сохранения сельского уклада жизни.

Несомненно, тема очень важная, и мы ей крайне активно занимаемся.

Но вместе с тем, коллеги, все понимают, что сельский уклад жизни и сельхозпроизводство все-таки это не совсем тождественные вещи.

Тем не менее правительством проводится работа по формированию достойных условий для жизни людей в сельской местности. Думаю, никто не станет спорить, что наиболее действенной, об этом тоже сегодня говорилось, с точки зрения комплексного охвата мероприятий по развитию сельских территорий, является наша одноименная госпрограмма Минсельхоза.

На ее реализацию из федерального бюджета с 2020 года направлено порядка 400 миллиардов рублей. Здесь я хотел бы отметить постоянную вашу поддержку. В рамках депутатских поправок эта программа регулярно получает дополнительное финансирование.

С учетом 2025 года мероприятия затронут уже 17 миллионов человек. Эта цифра, а первую очередь подразумевает охват населения объектами социальной инфраструктуры, созданными в сельской местности в рамках нашей государственной программы. Обновляются дороги, объекты образования, здравоохранения, ЖКХ, спорта и культуры, появляются миллионы квадратных метров жилья. И это позволяет обеспечивать качество жизни людей на уровне, сопоставимым с городским, в том числе тех, кто производит аграрную продукцию, но при этом помогает сохранять именно сельский уклад жизни. И мы обязательно эту работу вместе с вами продолжим.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, в завершение я хотел бы поблагодарить каждого из вас за глубокую погруженность в вопросы, связанные с развитием агропромышленного комплекса. Это выражается в совершенствовании законодательной базы, Вячеслав Викторович, вы об этом сейчас сказали, это отражается в тех мерах регулирования отрасли, которые принимаются и в обратной связи от населения, которую вы нам всегда озвучиваете и, конечно, в постоянном содействии на этапе формирования и утверждения бюджета.

В 2025 году мы вновь рассчитываем на вашу поддержку.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.