Депутат КПРФ Константин Черемисов: «Космос, который мы можем потерять»
12 апреля 1961 года на земную орбиту был выведен первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года в честь первого полета человека в космос был утвержден День космонавтики.
В ноябре 1968 года на конференции Международной авиационной федерации было принято решение утвердить 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики. А 7 апреля 2011 года на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, которой 12 апреля провозглашалось Международным днем полета человека в космос.
Это международное признание закономерно. Ведь полет советского космонавта, коммуниста Юрия Алексеевича Гагарина ознаменовал начало новой эры развития человечества. Причем, как особенно сейчас мы ясно понимаем, не только развития технико–технологического, но, и это в первую очередь, развития социально–политического.
Почему стали возможны такие достижения в СССР? Хотелось бы остановиться только на двух взаимосвязанных моментах. Во–первых, это открывшиеся возможности для огромного числа людей. Возможности учиться, свободно трудиться, заниматься наукой, творчеством. В этот поступательный процесс были вовлечены все граждане страны. Условия были созданы, остальное во многом зависело от способностей и желания самого человека. Особенно перед молодым поколением открывались самые широкие перспективы. Это не могло не сказаться на настроении и социальном самочувствии людей. Недаром СССР называли страной оптимистов и романтиков.
День космонавтики – это день первого полета человека в космос. Но, если бы не советская власть, смог ли бы этим первым человеком стать Юрий Гагарин, сын плотника и работницы фермы, начало школьных лет которого пришлись на тяжелое военное время. Появилась ли бы у этого мальчика возможность закончить техникум, поступить в аэроклуб ДОСААФ, быть замеченным и поступить в авиационное училище. Во всей этой цепочке событий – не только способности и упорство самого будущего космонавта, но и созданные страной система образования, спортивной подготовки, и главное, реальная возможность использовать свои полученные знания на практике.
Советская система образования, особенно по инженерно–техническим специальностям, занимала лидирующее положение в мире. После запуска первого космического спутника американский президент сказал, что «русские выиграли не ракетами, а за школьной партой».
В свою очередь, как подчеркивал педагог–новатор В.Шаталов, «Сила нашей школы состояла в том, что в науку шло огромное количество детей «от плуга и станка». Дороги были открыты любому».
После распада СССР и свертывания социалистических принципов жизнеустройства, ситуация кардинальным образом изменилась.
По данным социологов, «в современном российском обществе уменьшающееся равенство возможностей приводит к возрастающему реальному неравенству карьерных траекторий выходцев из семей с разным социально–экономическим и культурным статусом».
Во–вторых, это отношение советской власти к кадрам в целом. Здесь и ответственность на всех уровнях, и безусловное требование знания дела, профессионализм, и бережное отношение к работникам.
4 мая 1935 года И.В.Сталин, выступая перед выпускниками военных академий, произнес знаменитую фразу «Кадры решают все!».
Во времена, так называемой, перестройки началась борьба с руководящими кадрами предприятий, фабрик, заводов, учреждений. Убирались профессионалы, прошедшие путь от низов и знающие производство от и до. Одновременно активно продвигалась мысль, что менеджер «может руководить баней, театром, банком и заводом», главное, чтобы он был «эффективным».
Эта тенденция укоренилась. Примеров тому более чем достаточно. Возможно, наиболее показательным из последних является назначение директором ГМИИ им.А.С.Пушкина Е.Лихачевой, которая имеет юридическое образование, работала в Федеральной миграционной службе, позднее стала сотрудником Музея архитектуры им.А.В.Щусева. Но наиболее поразительным фактом является даже не такое разнообразие сфер деятельности, а ее представление о географии родной страны. В недавнем интервью она выдала фразу, которая поразила многих россиян: «В Башкирии, например, выезжаешь из Улан–Удэ, едешь по направлению к монгольской границе, на север вдоль Байкала».
Так что будет совершенно справедливо подчеркнуть, что Гагарин – олицетворяет именно нашу советскую Родину.
Сейчас мы отмечает этот знаменательный день не только с закономерным чувством гордости, но и с немалой горечью.
В советское время работу по объединению и координации работы огромного количества предприятий и научных организаций, связанных с производством ракетного вооружения и ракетно–космической техники выполняло Министерство общего машиностроения СССР.
У «космического» министерства много выдающихся достижений. Но хотелось бы напомнить о двух, от которых ничего не осталось. 20 февраля 1986 года был выведен на орбиту первый модуль пилотируемой научно–исследовательской станции «Мир», эксплуатация которой должна была прекратиться через пять лет, но продлилась в три раза дольше.
Вот как о станции говорит О.Д.Бакланов, канд. техн. наук, министр общего машиностроения СССР, которого называют «отцом» орбитальной космической станции «Мир» и системы «Энергия–Буран». «Орбитальный комплекс «Мир» мыслился нами как новая ступень в освоении космоса. Как постоянно наращиваемый модулями город. Станция представляла непреходящую интеллектуальную и научную ценность. После 15 лет работы на орбите первый модуль для науки был просто неоценим. Мы до сих пор не знаем, как экстремальная среда космоса в течение столь длительного времени действует на материалы. Только поэтому хотя бы первый блок нужно было вернуть на землю для исследований. Если бы не развал СССР, чего мы старались не допустить, то, убеждён, мы бы уже побывали на Марсе. Что получила Россия взамен «Мира»? Ничего. Пошли в услужение к американцам. На их МКС нам отведена роль подручных. Да и сама эта станция – в сущности, копия нашей».
Станция «Мир» была затоплена в 2001 году.
Последним большим достижением в работе министерства в космической сфере стало создание многоразовой транспортной космической системы «Буран». «Буран» совершил свой единственный полет в 1988 году. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме. Расчёт траектории движения и управление параметрами движения на всех этапах полёта осуществлялся бортовым вычислительным комплексом на основе ЭВМ «Бисер–4». Американский «Шатлл» мог совершать посадку только на ручном управлении. Программное обеспечение было разработано Институтом прикладной математики им.М.В.Келдыша РАН.
На научно–практической выставке–конференции, посвященной 10–летию полета «Бурана», генеральный конструктор НПО «Молния» Г.Е.Лозино–Лозинский, подводя итоги того блестящего полета, напомнил, что «для обеспечения возможностей «Бурана» специально был разработан ряд новых материалов: металлических, композиционных, резиновых, клеевых. Надо сказать, что к сегодняшнему дню мы имеем дополнительный задел по еще более качественным конструкционным и другим материалам, которые могут и должны быть применены при создании следующих кораблей авиакосмического направления, а также в народном хозяйстве. Факт, например, что алюминиево–литиевый сплав, который мы специально с ВИАМом разрабатывали как следующий шаг для улучшения массовых характеристик орбитального корабля, уже применен американской компанией «Мак Доннелл Дуглас». Разработанные методы расчета в сочетании с аэродинамическими продувками обеспечили точное определение аэродинамических и температурных воздействий. Причем, как показал потом осмотр нашего орбитального корабля, все методические разработки и прогнозы подтвердились на практике с высокой точностью. А что это означает? Это означает, что мы с вами получили в руки огромный научно–инженерный багаж, позволяющий отныне создавать орбитальные корабли различных видов. Это означает также, что, обладая этим научным багажом, мы с вами способны сегодня создавать гиперзвуковые самолеты со скоростью полета более 4000 км/ч. Мы получили возможность широко осваивать атмосферу. Хочу обратить ваше внимание на то, что именно на основе этого багажа мы готовы создавать авиационно–космические транспортные системы, применение которых будет гарантировать нашей стране уверенное использование космоса. Сегодня уже широко известна несколько перефразированная формулировка: «тот, кто силен в космосе, тот силен и на земле». Такая страна, как Россия, начавшая освоение космоса, не может не думать о том, как не утратить свои лидирующие позиции в этой сфере. Тот багаж, который мы с вами получили, создав «Буран», является надежной основой дальнейшего развития высокоэкономичных и оперативных космических транспортных систем. Вот результат».
Корабль был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно–испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился.
1 декабря 1991 года Министерство общего машиностроения было упразднено. Началась реформаторская чехарда. С катастрофической скоростью Россия начала терять свои позиции и в сфере освоения космоса.
В течение последних лет страна первых покорителей космоса выполняла роль, по существу, транспортного извозчика. В это время американцы могли спокойно работать над новыми проектами, а китайцы догнать лидеров.
В итоге Китай сейчас абсолютный лидер по космическим запускам. В 2021 году он осуществил 56 космических запусков, включая две пилотируемые миссии. США совершили 51 запуск. Россия в 2021 году совершила 25 запусков, включая три пилотируемых.
Достоянием гласности периодически становились коррупционные, финансовые скандалы, судебные разбирательства, связанные с деятельностью космических структур. После развала Минобщемаша, и это признал Рогозин в 2015 году, обосновывая очередную реструктуризацию космической отрасли, образовались «непрозрачные схемы управления, финансирования, а порой и владения».
В 2005 году разгорелся скандал, когда выяснилось, что «Энергия» брала кредиты по завышенным ставкам в банках, где вице–президентом работал сын тогдашнего руководителя Роскосмоса А.Перминова.
В 2007 году Счетная палата прямо указывала, что так называемые международные дочки наших ведущих космических предприятий (назывались три основных – «Энергия», Космический центр им.Хруничева, НПО им.Лавочкина) – это не более чем прикрытие для торговли нашими технологиями на международной арене. Аудиторы так и не доискались, куда же деваются огромные прибыли от этих проектов.
По данным Генпрокуратуры, с 2014 года, когда началось возведение космодрома «Восточный», было выявлено более 17 тыс. нарушений закона, более тысячи человек привлечено к различным видам ответственности, возбуждено свыше 140 уголовных дел, ущерб составил более 10 миллиардов рублей.
К сожалению, подобного рода скандалы, наверное неизбежны, коль скоро страна была ввергнута в дикий капитализм.
Очевидно, что те, кого российские либеральные власти называли «наши партнеры», всегда вели жесткую экономическую, геополитическую войну против России. Еще сохраняющиеся позиции России в космической и военной областях, доставшиеся от СССР, до сих пор обеспечивают ей место среди ведущих мировых держав. И «партнеры» готовы на многое, чтобы лишить нашу страну этого места.
Чтобы не допустить этого необходима смена курса. Уже не только сторонникам КПРФ, но и просто всем мыслящим нашим согражданам, понятно, что сохранение нынешнего социально–экономического и политического курса ведет страну к гибели.
Прошлое и настоящее российской космической отрасли особенно наглядно демонстрирует преимущества социализма. Достижения СССР в космосе – торжественный гимн стране социализма!
Константин Черемисов
Зам. Председателя Московской областной Думы,
второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ,
полковник запаса
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.