КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Из жизни КПРФ

18:04
Вчера
АНТИКОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИСТЕРИЯ ДОВОДИТ ДО ВАНДАЛИЗМА
22:22
19.11.2024
Г.А. Зюганов: «Ставка Центробанка в 21% душит экономику и не позволяет эффективно бороться с фашизмом»
14:01
19.11.2024
Вопрос о снижении стоимости вырубки лесов Петрозаводска - снять с повестки! 
18:06
18.11.2024
Карельские коммунисты выразили недоверие главе Петрозаводска Инне Колыхматовой и попросили ее уйти в отставку добровольно
11:52
15.11.2024
В Госдуме во втором чтении прошло обсуждение проекта федерального бюджета на трехлетний период. Коммунисты не поддержали этот проект с самого начала.
14:00
12.11.2024
Г.А. Зюганов: «Невозможно обеспечить внутреннюю стабильность в стране, когда 25 главных олигархов хватанули еще 26 миллиардов долларов»
11:09
12.11.2024
Фракция КПРФ в Заксобрании Карелии подготовила обращение в прокуратуру с просьбой проверить законность публичных слушаний, проведённых администрацией Петрозаводска 8 ноября.

Дания: Успех партии левых сил на выборах в Копенгагене

В материковой части королевства Дания 16 ноября состоялись местные выборы. Избиратели выбирали депутатов 98 городских и районных, а также 5 региональных советов. В условиях нового оживления пандемии в выборах всего приняло участие 67 процент избирателей, что чуть меньше обычного для местных выборов.

Впервые за 112 лет крупнейшей партией датской столицы, в Копенгагене, стала не Социал-демократия, а партия левых сил, Красно-Зеленый Альянс / ”Enhedslisten” (КЗА), получившая 25 процент голосов. Социал-демократия, которая по-прежнему остается крупнейшей партией страны, собрала там, в своем традиционном бастионе, 17 процент голосов.

Всего в выборах участвовало более 50 партийных списка, в том числе два крупных социалистических (КЗА и партия народных социалистов). В нескольких крупных городах участвовали также два малочисленных коммунистических списка.

Основные политические итоги выборов:

  • Несмотря на то, что Социал-демократия впервые с 1909 года лишилась позиции лидера столицы, тем не менее из-за расклада политических сил сохранила там за собою должность мэра. И в целом, оставаясь крупнейшей партией страны, она имеет больше всех постов мэров (всего 44 из 98), хотя получила самый плохой электоральный результат за последние 25 лет.
  • В пригороде Копенгагена, Фредериксберге, впервые за 120 лет партия консерваторов лишилась поста мэра.
  • Партия КЗА завоевала новые мандаты в 7 коммунах глубинки/ провинции, где она раньше не была представлена и стала крупнейшим списком в Копенгагена и на острове Борнхольм в Балтийском море.
  • Среди классических правых партий позиции консерваторов укрепились, отчасти за счет Либералов, которые почти 20 лет были у власти. Последние потеряли много голосов, но по-прежнему по количеству мэров остается второй (после социал-демократов).
  • Среди право-популистских партий, которые отличаются ксенофобскими настроениями (прежде всего против мусульман) произошло передвижение голосов. Так Датская Народная Партия (национал-консервативного толка) потерпела серьезное поражение. Ее на этот раз справа обошли сторонники жесткого неолиберализма из молодой национал-либеральной партии Новые Правые (НБ). Последняя теперь имеет 64 мандата.

В общей сложности по стране голоса крупнейших восьми партий распределились следующим образом (в процентах):

 

2021

2017

Социал-демократия

28,5

32,4

Либералы

21,2

23,1

Kонсерваторы

15,2

8,8

Народные социалисты

7,6

5,7

Kрасно зеленый альянс (КЗА)

7,3

5,9

Социал-либеральнaя партия радикалов

5,6

4,6

Датская Hародная партия

4,1

8,7

Новые Правые (НБ)

3,6

0,9

Однако эти данные мало что говорят о противоречивых электоральных тенденциях и о той электоральной драме, которая происходила в ряде городов. Эти данные имеют поэтому аналогию с общем показателем средней температуры пациентов по больнице. 

Пожалуй результаты местных выборов лишь наполовину отражают общие электоральные настроения в целом по стране. Не меньшую роль имеет также конкретные локальные условия, то есть наиболее злободневные проблемы на местах и кроме того - личность мэра.

Общенациональные тенденции

  • По мнению многих аналитиков, на результаты нынешних местных выборов повлияло падение популярности нынешнего социал-демократического правительства во главе с 43-летней Метте Фредериксен (Mette Frederiksen) из-за неуверенного, а порой ошибочного подхода к проблеме коронавируса. Основной упрек - это его решение о полной ликвидации важной экспортной отрасли выращивание норок (Дания была одной из крупнейших производителей в мире).
  • Pаскол в крупной Либеральной партии пошел на пользу новому руководству Консервативной партии.
  • Заметной национальной тенденцией является партийный кризис право-популистской Датской Народной партии. Она 6 лет назад завоевывала около 20 процентов голосов, получив тогда приток правых социал-демократов. Теперь же она стоит перед угрозой самоликвидации. После поражения на нынежных местных выборах лидер этой партии, адвокат Кристиан Туельсен Даль (Kristian Thulesen Dahl) заявил, что подает в отставку.  

Местные текущие проблемы

В отличие от парламентских выборов, локальные проблемы играют важную роль на местных выборах. А эти проблемы в чем-то повторяются повсюду (экология, вопросы воссоздания социального сектора и т.д.), а в чем-то имеют сугубо специфический характер (отношение к строительству конкретной новой транспортной артерии, к сооружению в сельской местности многоэтажных домов и пр.). Примером может послужить те два администрaтивных подразделения, Копенгаген и Борнхольм, где ”нарушителем спокойствия” стала партия КЗА.

В первом случае это объясняется активной позицией КЗА по трем ключевым вопросам столицы: агитация против строительства дорогостоящего элитного жилья, против планов строительства жилья в природоохраняемой зоне острова Амагер; и против планов сооружения искусственного острова в водах столичного порта. Во всех трех случаях правящая социал-демократия вместе с правыми партиями занимали иную позицию. 

А на острове Борнхольм КЗА впервые завоевало первое место из-за конструктивной критики принятого местными социал-демoкратическими властями совместно с правыми партиям острова бюджета, где предполагается сокращение расходов на школьные и дошкольные учреждения. Кроме того, КЗА предложил программу создания новых рабочих мест в сфере "зеленой экономии" и выступил с реальными предложениями по экологическим вопросам.

В случае копенгагенского пригорода Фредриксберг - это был протест избирателей против предыдущего консервативного мэра. Он на словах выступал против жилищной спекуляции и коррупции, но был в СМИ разоблачен за то, что сам купил огромную шикарную квартиру и перепродал ее по спекулятивным ценам.

В глубинке западной части Дании, являющийся традиционным бастионом либералов, социал-демократы лишились много голосов избирателей, живущих за счет обслуживания живодноводческих ферм, но которые теперь закрыты из-за решения правительства о полной ликвидации отрасли выращивания норок.

В пограничном городе Тённер на границе с Германией, впервые мэром был выбран лидер партии немецкого национального меньшинства. Из-за раскола внутри лидировавшей в городе Либеральной партии, все другие партии теперь сплотились  в пользу ”иного”, ”нейтрального” и прагматического лидера немецкого меньшинства. Его партия, получив лишь 13 процент голосов, заняла четвертое место в городе, но смогла в борьбе за пост мэра обьединить вокруг себя депутатов других партий. 

Значение личности мэра и традиция широких союзов

На нынешних выборах сохранилось стабильное распределение числа мэров между классическими партиями. По предварительным данным у социал-демократов теперь 44 постов мера (в 2017 г. было 47), у Либералов - 35 (было 37), а у консерваторов 12 (было 8). То есть из 98 постов примерно 90 остались за "классическими" партиями.  И при этом из 95 мэров, каждый пятый - женщина.

Характерная черта политической жизни малочисленной страны с развитым гражданским обществом является такой фактор как образ локального лидера. Мэр любого адмистративного образования в повседневной жизни на виду. Не только в местых СМИ, но и как сравнительно доступного человека. В этом проявляется не только закономерность малочисленного субъекта муниципальной власти (в стране только Болшой Копенгаген имеет больше миллион жителей, а в основном города сравнительно малочислены), но и особенности политической культуры страны. Здесь открытость, публичность, внешняя эгалитарность и простота нравов поражает иностранцев. В ряде городов популярный мэр нередко переизбирается на два-три срока, оставляя явный отпечаток деятельности не только в виде своих политических приоритетов, но и в способности обеспечить широкое межпартийное согласие вокруг принимаемых решений.

В датских местных органах власти новый мэр избирается после выборов голосами депутатов. Поэтому создание временных союзов/коалиций вокруг распределения поста мэра и постов председателей тематических подкомиссий имеет большое значение. При этом идеологически родственные партии ищут свою выгоду, нередко заключая временые ”неестественные” союзы, ради получения выгодной должности. В то время как депутат местных советов получает лишь скромный гонорар, пост мэра и пост председателя подкомиссий, а также пост в составе различных общественных советах неплохо вознаграждаются.

Социал-демократы сохранили за собой лидирующее положение в 3-х из 4 крупнейших городов, своих традиционных бастионов. Как отмечалось выше - лишь в Копенгагене был провал, притом исторического значения.

Либералы лишь отчасти сохранили лидерство в своих традиционных бастионах, а консерваторы наоборот сделали новые завоевания. Примечательно, что в ряде случаев консерваторы впервые завоевали должность мэра в ряде местных образованиях, где из-за недовольства избирателей политикой приватизации либералов - теперь победили левые силы. Но в результате межпартийных переговоров обнаружилось, что социал-демократы и правые партии не желают, чтобы мэром становился левый кандидат; поэтому они создали союз "нелевых" сил  для сколачивания блока большинства. 

При этом в основном сохранилась традиционный расклад сил: в Копенгагене у власти левые силы и левоцентристы, a в районах к северу и южнее столицы преобладют либералы или консерваторы. А на западе страны, на полуострове Ютландия, в крупных городах у власти – социал-демократы, а в глубинке – либералы.

В целом именно переплетение указанных трех факторов: общенациональные тренды, локальные особенности и роль лидера - дает объяснение результатам. И несмотря на отсутствие в стране ярких контрастов и при внешней стабильности картины, очевидно, что внутри сравнительно малочисленной страны (5,8 милл. жителей), налицо весьма пестрый расклад политических сил.

***

Если раньше местные выборы в основном касались проблем социального сектора, а в прошлый раз – также и проблем миграционной политики, то сейчас именно различные аспекты проблемы экологии оказались в центре внимания. И прежде всего в Копенгагене, где активность внепарламентских движений в защиту природы и кампании в защиту климата способствовала росту участия молодежи в выборах, и повлияла на повестку дня всех политических партий. Все как один вынесли эти проблемы на первый план. А в этих массовых движениях наряду с различными экологическими активистами важную просветительскую и мобилизационную роль играли левые силы. Прежде всего из числа сторонников партии КЗА и коммунистов.

Для левых и левоцентристских сил состоявшиеся выборы не имели однозначного исхода. Очевидно, что перед народными социалистами, завоевавшими два поста мэров, и перед партией КЗА с ее успехом в двух крупных административных единицах, стоит теперь сложная задача совмещать прежнюю роль оппозиционной партии-протеста и критикa устоев капитализма с ролью администратора-управляющего делами буржуазного хозяйства. У них перед глазами наглядный пример исторической эволюции социал-демократии из рабочей партии с антикапиталистической риторикой в правящую народную партию, которая за последние десятилетия не только пополнила свой идейно-политический арсенал элементами неолиберализма, но и поправением в вопросах миграционной политики и политики вооружения.

Для социал-демократии на последних выборах особенно заметным была потеря голосов в крупнейших городах страны. Это говорит о том, что надежды партии не просто на преодоление десятилетнего электoрального спада, но и на то, чтобы вновь стать ”всенародной”, объединителной силой, пока для премьера Метте Фредериксен не сбылись. А поскольку ее однопартийному правительству в лучшем случае осталось полтора года до очередных выборов, то пора извлекать уроки из нынешнего поражения.

Аксель Владимир Карлсен

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.