"Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз!"
После победы Великой Октябрьской социалистической революции национальная политика Советской власти под руководством партии большевиков строилась на основе принципов равенства всех наций и народностей, признания прав наций на самоопределение, вплоть до создания независимого государства. Было заявлено о свободе и неприкосновенности верований, обычаев и культурных учреждений народов, населявших Россию. В Советском правительстве был создан наркомат по делам национальностей (наркомнац), который возглавил И.В. Сталин.
На территории бывшей царской империи возникло несколько независимых государственных образований. Это созданные на основе национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская Советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные Советские республики, Дальневосточная республика (ДРВ). В РСФСР входило девять автономных республик и 14 автономных областей.
Образовались также независимые национальные государства (буржуазно – демократические) – Латвия, Эстония, Литва, Польша, Финляндия.
Между РСФСР и советскими республиками начала развиваться система двухсторонних договоров, предусматривавших объединение ведомств и функций обороны, экономики, внешней политики, торговли, транспорта, финансов и средств связи, были ликвидированы таможенные границы. На общих принципах строилось налоговое законодательство. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета.
Стремление Советской власти расширить сферу деятельности для дальнейших социалистических преобразований; для улучшения хозяйственных и культурных связей; совместной обороны и проведения внешней политики – все это создавало предпосылки для образования новой Федерации Советских республик
С этой целью в августе 1922 года Пленум ЦК большевистской партии создал комиссию во главе с И.В. Сталиным, поручив ей подготовить вопрос о взаимоотношениях РСФСР с самостоятельными советскими республиками.
Комиссия на заседании 23 и 24 сентября (так как Сталин был докладчиком, то на нём председательствовал кандидат в члены Политбюро, секретарь ЦК РКП(б) В.М. Молотов) приняла за основу предложенный генсеком проект, предусматривавший вступление Украины, ЗСФСР и Белоруссии в состав РСФСР в качестве автономных республик.
За него проголосовали 8 человек, против был председатель Совнаркома Грузии П.Г. Мдивани, а председатель Всеукраинского ЦИК Г.И. Петровский воздержался, так как ЦК КП(б)У вопрос о присоединении к РСФСР ещё не обсуждал (председатель Совнаркома Украины Х.Г. Раковский проект поддержал).
25 сентября одобренный накануне проект И.В. Сталина вместе с другими материалами комиссии и резолюциями Центральных Комитетов компартий Грузии, Азербайджана и Армении был доставлен В.И.Ленину в Горки. Однако В.И. Ленин посчитал принятое решение не оптимальным. В тот же день он беседовал с членом комиссии, членом ЦК РКП(б), наркомом финансов Г.Я. Сокольниковым, а на следующий день — с И.В. Сталиным.
26 сентября в письме для членов Политбюро ЦК партии, направленном на имя Л.Б. Каменева (при Ленине заседания Политбюро вёл председатель Совнаркома, во время его болезни эти обязанности исполнял Каменев). В нём Владимир Ильич сообщал: «Одну уступку Сталин уже согласился сделать. В § 1 сказать вместо «вступления» в РСФСР — «Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии». Дух этой уступки, надеюсь, понятен: мы признаём себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии». § 2 требует тогда тоже изменения. Нечто вроде создания наряду с заседаниями ВЦИКа РСФСР — «Общефедерального ВЦИКа Союза Советских Республик Европы и Азии»… Сталин согласился отложить внесение резолюции в Политбюро Цека до моего приезда. Я приезжаю в понедельник, 2/Х…»
Новизна ленинского подхода состояла не в предложении федеративного устройства, а в создании — впервые в мире — двухуровневой федерации, когда в Союз советских республик входили бы две федерации — Российская и Закавказская. И Сталин принял эту новаторскую идею и активно участвовал в её реализации.
На октябрьском 1922 года Пленуме ЦК РКП(б) когда решался вопрос об образовании Союза ССР Владимир Ильич из-за болезни не присутствовал, но целом он не сомневался, что идею двухуровневой федерации ЦК примет.
Во-первых, спорные вопросы были согласованы со Сталиным, во-вторых, новая советская федерация уже на практике существовала. Иначе пленум ЦК РКП(б) не обсуждал бы вопросы денежной реформы в Закавказье, а он, председатель Совнаркома РСФСР, не заботился бы о положении дел в каменноугольной промышленности Донбасса и о его снабжении, о положении на бакинских нефтепромыслах, не назначал бы встречу заместителю председателя Совнаркома Украинской ССР М.В. Фрунзе… А именно эти проблемы Ленину пришлось решать в первые дни после возвращения из Горок.
Действительно, октябрьский пленум ЦК РКП (б) принял документ, определивший сущность и содержание Союзного договора. Вот текст постановления пленума:
«1. Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в «Союз Социалистических Советских Республик» с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава «Союза».
2. Высшим органом «Союза» считать «Союзный ЦИК», составляющийся из представителей ЦИКов РСФСР, Закавказской федерации, Украины и Белоруссии пропорционально представляемого ими населения.
3. Исполнительным органом «Союзного ЦИКа» считать «Союзный Совнарком», назначаемый «Союзным ЦИКом».
4. Индел, Внешторг, Наркомвоен, НКПС и Потель (Наркомат почт и телеграфа. — В.Т.) республик и федераций, входящих в состав «Союза», слить с таковыми «Союза Советских Социалистических Республик» с тем, чтобы у соответствующих наркоматов «Союза Республик» имелись в республиках и федерациях свои уполномоченные с небольшим аппаратом, назначаемые наркомами «Союза» по соглашению с ЦИКами федераций и республик.
Примечание: Считать необходимым привлечение представителей заинтересованных республик в соответственные заграничные представительства НКИД и НКВТ.
5. Наркоматы финансов, продовольствия, народного хозяйства, труда и инспекции республик и федераций, входящих в состав «Союза Республик», равно как и центральные органы борьбы с контрреволюцией подчинить директивам соответствующих наркоматов и постановлениям Совнаркома и СТО «Союза Республик».
6. Остальные наркоматы входящих в состав «Союза» республик, как-то: юстиции, просвещения, внудел, земледелия, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными».
Идеи «новой федерации» были реализованы. Но Ленин постоянно заботился о том, «чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничтожали их независимости, а создавали ещё новый этаж, федерацию равноправных республик».
Во имя последовательного проведения в жизнь такого подхода В.И. Ленин направил (очевидно, после принятия постановления «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми советскими социалистическими республиками») «сердитую» записку на имя Л.Б. Каменева с наказом: «Т. Каменев! Великодержавному шовинизму объявляю бой не на жизнь, а на смерть. Как только избавлюсь от проклятого зуба, съем его всеми здоровыми зубами. Надо абсолютно настоять, чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди
русский
украинец
грузин и т.д.
Абсолютно!»
Это предложение Ленина также было воплощено в жизнь. Вплоть до принятия Конституции 1936 года председателями Центрального Исполнительного Комитета СССР были председатели ЦИК всех союзных республик, в союзном ЦИКе они председательствовали по очереди.
В общем, пленум ЦК РКП(б), проходивший в октябре 1922 года, сыграл судьбоносную роль. Именно он стоял у колыбели великой державы. Других межреспубликанских государственных институтов, правомочных принимать подобные решения, в ту пору просто не существовало. Ленинская партия с первых дней своей деятельности объединяла большевиков всей многонациональной России. И тогда, когда она была неделимой Российской империей, и тогда, когда под властью Временного буржуазного правительства на глазах рассыпалась на части.
К тому же в составе Центрального Комитета Российской коммунистической партии (большевиков) были представлены партийцы разных республик. В историческом октябрьском пленуме работали видные большевики, избранные в ЦК на XI партсъезде в апреле 1922 года. Среди 46 членов и кандидатов в члены ЦК РКП(б) Украину представляли пять человек — три члена ЦК и два кандидата в члены. По два человека представляли федерацию Закавказья и республики Средней Азии. В комиссию ЦК, которая вырабатывала основные принципы союзных отношений, входили представители РСФСР, Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении.
Что это было именно так, свидетельствует стремление украинского народа к установлению и развитию федеративных связей УССР с РСФСР, а в последующем и с другими братскими советскими республиками, что находило свое выражение и законодательное закрепление в решениях высших представительных органов власти УССР.
Напомним, что еще 25 декабря 1917 года Первый Всеукраинский съезд Советов, провозгласив Украину Республикой Советов, объявил ее федеративной частью Российской республики.
Воля украинского народа к тесному единению с братскими народами нашей страны была также закреплена в первой Конституции УССР, в ст. 4 которой провозглашалось: «Украинская Социалистическая Советская Республика заявляет о своей полной солидарности с ныне существующими уже Советскими республиками и о своей решимости вступить с ними в теснейшее политическое объединение».
Важную роль в развитии федеративных связей между независимыми советскими республиками сыграл их военно-политический союз, а после окончания Гражданской войны сотрудничество суверенных советских республик в форме их хозяйственного союза.
Воля украинского народа к дальнейшему совершенствованию федерации советских ее республик была воплощена в решениях V Всеукраинского съезда Советов, который ратифицировал союзный рабоче-крестьянский договор между РСФСР и Украиной от 28 декабря 1920 года.
Так, революционное творчество масс, направляемое Коммунистической партией и сконцентрированное в деятельности высших представительных органов власти УССР, позволило уже в первые годы после победы социалистической революции установить между Украиной, РСФСР и другими братскими советскими республиками тесные федеративные связи.
К лету 1922 года стало совершенно очевидным, что вопрос о коренном улучшении и совершенствовании федеративных взаимоотношений жизненно важен для всей федерации независимых республик. Поэтому в этот период объединительное движение на Украине вступило в новую, высшую фазу своего развития. Его основным содержанием стало уже не только стремление к укреплению и развитию федерации советских республик, а к объединению советских республик в единое союзное государство.
Особую инициативу проявил Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет Советов и его третья сессия VI созыва, состоявшееся 10 - 16 октября 1922 года. Наряду с решением важнейших вопросов государственного и хозяйственного строительства сессия много внимания уделила вопросу дальнейшего совершенствования федеративных связей между братскими советскими республиками.
На пленарном заседании сессии 15 октября 1922 года выступил член Президиума ВУЦИК Э. И. Квиринг, который по поручению делегаций Киевской, Донецкой и Харьковской губерний поставил перед сессией ВУЦИК и правительством УССР вопрос о взаимоотношениях между Украинской ССР, РСФСР и другими советскими республиками.
В своем выступлении Э. И. Квиринг указал на то, что Украина как независимая республика находится в договорных отношениях с РСФСР. Но фактически существующие между республиками отношения значительно шире, чем это предусмотрено союзным договором. Поэтому по целому ряду вопросов, возникающих между советскими республиками, приходилось действовать с учетом сложившейся практики.
Э. И. Квиринг также отметил, что международная обстановка настоятельно требует дальнейших шагов в деле укрепления братского союза между советскими республиками. В заключение он особо подчеркнул то обстоятельство, что пять лет существования советских республик и опыт, накопленный а этот период, дают все основания для дальнейшего укрепления братского союза советских республик, и внес предложение об объединении советских республик в единое союзное государство.
Предложение, внесенное Э. И. Квирингом, получило горячую поддержку и одобрение членов ВУЦИК. Секретарь Всеукраинского ЦИК В. И. Ермощенко предложил создать комиссию для выработки по данному вопросу резолюции, в основу которой положить тезис «Больше единства между Советскими республиками и равноправия интересов всех братских республик».
Сессией ВУЦИК была избрана комиссия, в состав которой вошли видные деятели Коммунистической партии и Украинского Советского государства, члены ВУЦИК - А. И. Иванов, Д. 3. Лебедь, М. В. Фрунзе, а также другие члены ВУЦИК, представители всех губерний Украины.
16 октября 1922 года комиссия представила на рассмотрение сессии ВУЦИК проект революции «Об отношениях между Советскими республиками», который после обсуждения был единодушно принят.
В резолюции были проанализированы экономические и политические факторы, обусловливавшие необходимость и важность дальнейших шагов по углублению и развитию федеративных связей между советскими республиками. С особой силой в резолюции была подчеркнута необходимость положить в основу строительства союзного государства ленинские принципы полного равноправия республик и добровольность их объединения.
Сессия ВУЦИК поручила правительству УССР войти в переговоры с правительствами советских республик по вопросу об оформлении общесоюзных законодательных и исполнительных органов (Союзного ЦИК и Совнаркома), а также органов, руководящих внешней политикой.
Резолюция третьей сессии ВУЦИК VI созыва «Об отношениях между Советскими республиками» получила горячую поддержку и единодушное одобрение трудящихся масс Украины и послужила новым импульсом к развертыванию объединительного движения в республике за создание единого союзного государства.
Постановление сессии ВУЦИК по вопросу о создании единого союзного государства было одобрено состоявшимся 16 - 17 октября 1922 года Пленумом ЦК КП (б) У, который обязал партийные организации республики разъяснять это решение широким массам трудящихся.
Огромное внимание освещению работы и решений третьей сессии ВУЦИК VI созыва уделяла партийная и советская печать республики. 17 октября 1922 года газета «Коммунист» опубликовала интервью М. В. Фрунзе и других членов ВУЦИК по вопросам углубления федеративных связей между братскими Советскими республиками. В своих выступлениях члены ВУЦИК особо подчеркивали важность образования союзного государства.
Решения третьей сессии ВУЦИК обсуждались на партийных собраниях и конференциях, в советских органах и на собраниях беспартийных. Везде они получали горячую поддержку и одобрение трудового народа Украины.
Так, например, партийная конференция Черниговской губернии в постановлении, одобрив решения сессии ВУЦИК, отметила, что образование СССР будет великим политическим достижением; в результате которого советские республики и Советское государство в целом станут более организованными, более сплоченными, что неизмеримо укрепит экономическое и политическое положение страны.
Предложение об объединении советских республик в единое союзное государство было в центре внимания местных съездов Советов. Этот вопрос рассматривался на уездных, волостных и губернских съездах Советов, проходивших на Украине в ноябре - декабре 1922 года.
Многочисленные резолюции съездов Советов убедительно свидетельствуют о том, что ленинская идея образования Союза ССР овладела широкими массами трудящихся и стала подлинно всенародной идеей.
VI Елизаветградский уездный съезд Советов, приветствуя постановление сессии ВУЦИК, поручил своим делегатам на VII Всеукраинском съезде Советов решительно настаивать на немедленном воплощении в жизнь идеи объединения советских республик в СССР.
В решении IX съезда Советов Ахтырского уезда было записано, что исходя из интересов мощи пролетарских республик, съезд считает, что вопрос объединения советских республик в единый союзный центр является назревшим и настаивает на его немедленном проведении в жизнь.
30 декабря 1922 года открылся Первый Всесоюзный съезд Советов. В нём приняли участие 2 215 делегатов. Самой многочисленной была российская делегация – 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин.
Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырёх республик – РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР.
Договор определял порядок вхождения отдельных республик в СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Право свободного выхода декларировалось, однако механизм осуществления этого права не был определён. На съезде был избран ЦИК СССР, в состав которого вошли председатели ЦИК союзных республик.
В январе 1924 года, уже после смерти В.И. Ленина, была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявляется Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК). Конституция СССР установила Государственный герб, флаг и столицу СССР.
В 1925 году к СССР присоединились Узбекистан и Туркменистан, в 1929 году – Таджикистан, в 1936году – Казахстан и Киргизия. В 1936 г. была распущена Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР); Армения, Грузия и Азербайджан вошли непосредственно в состав СССР.
Образование СССР способствовало усилению военной мощи страны, давало возможности для плодотворного экономического развития и укрепления Страны Советов. В дальнейшем число советских республик постоянно увеличивалось. В середине 80-х гг. ХХ в. в состав СССР входило 15 союзных республик: Армения, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, Российская, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На их территории проживали свыше 270 млн. человек – представители более ста наций и народностей, объединенных в Великий Советский народ.
Объединение в одно многонациональное государство и консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.
В Украине, к примеру, только за первую пятилетку (1928-1932 г.г.) было построено свыше 400 заводов и фабрик, шахт и электростаниций. На селе, несмотря на сопротивление кулачества, в 30-е годы было организовано 88 тыс. колхозов, 929 совхозов, 1227 МТС. К этому времени продукция тяжелой промышленности в УССР в 10 раз превысила уровень 1913 года, машиностроения – в 42 раза, производство электроэнергии – в 24 раза. 92 % ее изготавливалось на новых и реконструированных предприятиях.Подъем экономики создал условия для повышения благосостояния и культуры населения, обеспечения занятости.
Единство нового федеративного государства политически обеспечивалось единством Коммунистической партии (роль экономических стяжек выполнял единый народнохозяйственный комплекс СССР). И пока сохранялась верность данной у гроба Ленина клятве беречь единство коммунистов, как зеницу ока, нерушимость Советского Союза была гарантирована. Об этом знали не только мы, но и наши противники. Потому на рубеже 80—90-х годов важнейшей мишенью при разрушении СССР была выбрана именно Коммунистическая партия.
Вместо прежнего монолитного организационного строения КПСС оппортунисты навязывали партии федерализацию. Чрезвычайно показательна дискуссия, развернувшаяся на XXVIII партсъезде вокруг 22-го параграфа партийного Устава, определявшего место компартий союзных республик в структуре Коммунистической партии Советского Союза. В редакции, предложенной возглавляемой М.С. Горбачёвым редакционной комиссией, предусматривалось её федеративное устройство. Когда эстонский коммунист Л.Э. Аннус напомнил, что «превращение партии Ленина в союз компартий» несёт угрозу раскола, слово тут же взял генсек-расстрига. Он демагогически убеждал съезд, что следует отказаться от требований, чтобы коммунистические партии союзных республик опирались на Программу и Устав КПСС. Делегаты более чем двумя третями голосов отвергли его позицию.
Это было на утреннем заседании XXVIII съезда 12 июля 1990 года. Однако едва началось вечернее заседание, Горбачёв снова берёт слово: «В Уставе КПСС есть раздел о компартиях союзных республик… Давайте вернёмся, обсудим. В преамбуле есть последний абзац: «КПСС строит свою работу на основе Программы и Устава партии, её организации действуют в рамках Конституции» и так далее. Думаю, можно записать: «КПСС, все её организации строят свою работу на основе Программы и Устава, действуют в рамках Конституции СССР, конституций союзных, автономных республик, советских законов». Это позволит 22-й параграф и раздел о компартиях, который специально включён в Устав для учёта новых реальностей в развитии страны, общества и КПСС, не трогать, оставить в том виде, как его предложила комиссия».
В общем, как говорит народная пословица, не мытьём, так катаньем. И уши федерализма в том Уставе оставались. Например, в нём предусматривалось, что в Политбюро ЦК КПСС входят все первые секретари компартий союзных республик по должности. В результате в 1991 году в его составе одновременно были два первых секретаря расколовшейся КП Эстонии.
Коммуномутанты, пробравшиеся в 80-е годы прошлого века в руководство КПСС, после XXVIII партсъезда усилили свои нападки на Коммунистическую партию. Опубликованный в «Независимой газете» горбачёвцами проект новой партийной программы уже не содержал никаких скреп, способных сохранять единство и целостность Советского Союза.
Таким образом, убрав стержень советской федерации — Коммунистическую партию, — они разрушили и сам Союз. Вот почему сегодня задача построения нового союзного государства по силам только коммунистам.
В Постановлении Президиума Центрального Комитета Компартии Украины «О 100-летии Великой Октябрьской социалистической революции» от 1 декабря 2016 года по этому поводу подчеркивалось: «Реставрация капитализма на территории СССР и в ряде других стран означает лишь временное отступление социализма.
Истекшие после антисоциалистического переворота 1991 года четверть века показали, что капитализм не в состоянии решить острейшие проблемы современности и должен уступить место прогрессивному строю – социализму».
Мы, коммунисты, твердо уверены, что трудящиеся Украины не только сохранят добрую память о советской эпохе, но и вернут себе достойную жизнь. Для этого необходимо вдумчиво осмыслить пройденный путь, оценить причины временных поражений социализма, сверить шаги нашей партии с ленинским курсом и с его вещими словами, адресованными будущим поколением народа Украины: «При едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна, без такого единства о ней не может быть и речи» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 24, стр. 128)»
По материалам открытых источников Влад Мушенко
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.