Человек и революция
Историческая эпоха новейшего времени, содержание и характер которой состоят в революционном переходе человечества от капитализма к социализму, завершает свое движение в глобальном хаосе. Последний представляет собой необычайно напряженную «войну интересов» на земном шаре – всемирную гражданскую войну. К ней привело постоянное обострение общего кризиса капитализма, достигшего на стыке ХIХ и ХХ веков своей высшей, империалистической стадии существования. Нарастающее обострение общего кризиса капитализма обернулось в 1970-е годы его перерастанием во всеобщий мировой кризис всеохватывающего, катастрофического, революционного характера. Непосредственной причиной глобального хаоса оказался полномасштабный передел мира, спровоцированный в 1980-е годы американским империализмом вместе с мировой империалистической реакцией, развязавшими антикоммунистическую агрессию против всех проявлений исторического прогресса человечества.
Глобальный хаос олицетворяет переломный этап всемирной истории. Он отрицает все возможности самосохранения старой классово-антагонистической цивилизации, основанной на частной собственности на средства производства. Преодоление этого хаоса предполагает революционный выход мирового сообщества народов из состояния классового антагонизма к бесклассовому общественному укладу социальной свободы и равенства – всемирному торжеству социализма. Выход состоит в научном обосновании жизни общества и научном управлении ее развитием. Эти необходимые потребности жизни современного человечества ХХI века объективно определены производительными достижениями мировой научно-технической революции второй половины ХХ столетия.
Мировая научно-техническая революция качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни человечества, превратив науку – всеобщую общественную производительную силу – в непосредственную производительную силу общества. Непосредственное соединение науки с производством породило наукоемкий вид производства, обеспечивающий возможности для его автоматизации и беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара. К тому же становление науки непосредственной производительной силой общества послужило основой для обобществления производства во всемирной степени, что обусловило безраздельное господство на планете общественной собственности на средства производства. В целом научно-техническая революция обеспечила подъем совокупных производительных сил человечества на качественно новый уровень развития и закономерно потребовала соответствующего преобразования характера производственных отношений общества во всемирном масштабе.
Мировая научно-техническая революция определила стратегию дальнейшего исторического развития человечества на долгосрочную перспективу. Основной целью новейшей стратегии стало овладение человеком научно-техническими и технологическими достижениями этой величайшей революции в развитии производительных сил общества, что предполагает освобождение самого человека, как от социального антагонизма, так и от господства над ним стихийных сил природы. Поэтому мировой исторический процесс устремился к воплощению в жизнь международного сообщества категорического императива К. Маркса, требующего «ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом». Первоочередной задачей общественной реализации этого императива состоит в самоосвобождении человека из глобального хаоса.
Единственный выход человечества из глобального хаоса заключается во всемирной или глобальной социалистической революции. Ее стартом выступила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России, материальную подготовку гарантировала мировая научно-техническая революция, всемирную революционную ситуацию вызвали антикоммунистическая агрессия империалистической реакции против всех проявлений исторического прогресса международного сообщества, разрушение Советского Союза в 1991 году и подрыв при этом мировой социалистической системы, транснациональный передел собственности путем разграбления общественного богатства народов и природных ресурсов планеты. Глобальный хаос стал хоронить капиталистическую формацию общества на кладбище всемирной истории, так как агонией охваченный капитализм повлек за собой обвальное саморазрушение мировой капиталистической системы, а заодно и всего частнособственнического жизнеустройства народов.
В условиях всеобщей агонии мировой капиталистической системы на земном шаре действуют объективные законы глобальной социалистической революции, диктатура которой выступает воплощением в жизнь общества всеобщих объективных законов диалектики, а также основополагающих экономических и социальных законов. Диктатура всемирной социалистической революции снимает действие каких-либо иных общественных законов, так как революционный кризис, охвативший все социальные слои, и революционная ситуация, поглотившая все сферы жизни общества, не поддаются произвольному управлению. Поэтому главную роль во всемирной социалистической революции играет человек – основная производительная сила общества, вступившая в союз с наукой – всеобщей общественной производительной силой человечества. Духовным источником глобальной социалистической революции является научно-мировоззренческая революция в общественном сознании человека, усваивающая диалектико-материалистическое понимание постоянно меняющегося мира.
Основное содержание всемирной социалистической революции состоит в становлении науки непосредственной производительной силой общества, ее воздействии на переход человечества от социального неравенства и антагонизма к социальной свободе и равенству. Это объективно обусловлено мировой научно-технической революцией, нацелено на овладение народами земного шара ее производительными достижениями.
Глобальная социалистическая революция охватывает, в первую очередь, личность человека, определяя повышение его социальной зрелости и умственной развитости. В развитии человеческой личности становление науки непосредственной производительной силой общества выступает революционным скачком от предысторического состояния к подлинной человечности, что воплощается в социализации и гуманизации общества вплоть до полной социальной свободы и равенства всех людей на земном шаре. Следовательно, всемирная социалистическая революция завершает предысторию и начинает подлинную историю человеческого общества. В итоге складывается человеческий мир.
Революционный скачок человечества от своей предыстории к подлинной истории осуществляется человеком, для которого осознание объективной исторической необходимости и овладение действием всеобщих объективных законов диалектики в естественном историческом процессе превращаются в его социальную свободу. Исходной позицией становления столь высоких свойств человека выступает научное мировоззрение диалектического материализма, составляющее основу его ценностной ориентации, социального и нравственного поведения, общественной деятельности, образа жизни, культуры мышления. Необходимым условием формирования личности человека социальной свободы является безраздельное господство общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе, всемирное торжество социализма.
Поскольку главным двигателем исторического прогресса человечества является труд человека, именно труд выступает способом его существования и самовыражения, развития и созревания. В труде обнаруживаются, развиваются, воплощаются способности людей. Результаты труда свидетельствуют о социальной зрелости и умственной развитости человека. Поэтому творческий характер труда, обусловленный мировой научно-технической революцией, предъявляет человеку соответствующие требования по овладению наукой как непосредственной производительной силой общества.
Творческий труд предполагает высокую образованность, культурность, сознательность людей вплоть до научно-теоретического уровня их общественного сознания. Именно в сознательности народных масс заключается творческая сила общества, которая воплощается в созидательном труде, двигающем вперед исторический прогресс. В повышении образованности, сознательности, культуры мышления человека состоит всестороннее развитие его личности, формирование его духовности и человечности, становление труда его жизненной потребностью. Таким образом, творческий труд, высокая образованность и сознательность, научное мышление ориентируют народы земного шара к построению человеческого общества, в котором человек станет высшей социальной ценностью.
Осмысливая историческое призвание коммунистического движения, В.И. Ленин считал, что «развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы». Поскольку адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности выступают исходной позицией в революционном преобразовании жизни общества на социалистических началах, разработка научной теории диалектического материализма и внесение ее в общественное сознание народных масс являются первоочередным победоносным фактором всемирного торжества социализма.
Усвоение народами научного мировоззрения оказывается исторической необходимостью в революционном движении трудового человечества от капитализма к социализму. Научное мировоззрение воплощается в жизнь общества путем соединения научной теории с революционной практикой. Научное сознание людей не только адекватно отражает общественное бытие, но и создает теоретический проект дальнейшего общественного развития, содействуя целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в революционном преобразовании жизни общества в соответствии с человеческими потребностями мирового сообщества народов. Тем более что построение и функционирование социалистического общества возможны только на научной основе массового усвоения народами диалектико-материалистическим мировоззрением, научного осознания и обоснования практики своего исторического творчества.
Диалектико-материалистическое мировоззрение обеспечивает безграничную преобразующую силу человеческого ума, способную к достаточному удовлетворению человеческих потребностей всего населения земного шара. На этой основе К. Марксом сформулирован главный принцип коммунистического гуманизма: «человек – высшее существо для человека». Это означает, что человек представляет собой высшую социальную ценность в обществе. Свободное развитие человеческой личности является условием свободного развития общества. В итоге идеал всемирной социалистической революции выражен К. Марксом как «человеческое общество, или обобществившееся человечество». Таким образом, революционное преобразование жизни общества на социалистических началах в планетарном масштабе следует к становлению человечества обобществившимся людским коллективом, за судьбу которого ответственен каждый человек. Такой субъект всемирной социалистической революции соответствует высокому званию человека, обладающего научным сознанием.
Юозас Ермалавичюс,
доктор исторических наук, профессор
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.