КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Из жизни КПРФ

18:04
Вчера
АНТИКОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИСТЕРИЯ ДОВОДИТ ДО ВАНДАЛИЗМА
22:22
19.11.2024
Г.А. Зюганов: «Ставка Центробанка в 21% душит экономику и не позволяет эффективно бороться с фашизмом»
14:01
19.11.2024
Вопрос о снижении стоимости вырубки лесов Петрозаводска - снять с повестки! 
18:06
18.11.2024
Карельские коммунисты выразили недоверие главе Петрозаводска Инне Колыхматовой и попросили ее уйти в отставку добровольно
11:52
15.11.2024
В Госдуме во втором чтении прошло обсуждение проекта федерального бюджета на трехлетний период. Коммунисты не поддержали этот проект с самого начала.
14:00
12.11.2024
Г.А. Зюганов: «Невозможно обеспечить внутреннюю стабильность в стране, когда 25 главных олигархов хватанули еще 26 миллиардов долларов»
11:09
12.11.2024
Фракция КПРФ в Заксобрании Карелии подготовила обращение в прокуратуру с просьбой проверить законность публичных слушаний, проведённых администрацией Петрозаводска 8 ноября.

Борис Кашин: «Мэры, пэры, херы и хроническая болезнь верноподданичества»

Ленинский юбилей мы отметили в разгар глобального кризиса, который мощно ударил по России, охватив не только экономику и социальную сферу, но и сферу политическую. В народе зреет недовольство властью и очевиден запрос на силу, способную предложить понятный план действий и развернуть созидательную работу. Может показаться странным, но проблемы, стоящие сейчас перед левым движением, во многом схожи с проблемами, которые Ленин и большевики решали более века назад. Впрочем, удивляться особенно не стоит. Все постсоветские годы наша страна последовательно сползала в XIX век, реставрируя самые отсталые формы общественных отношений. Ленинское наследие, дающее понимание того, как левой партии в сложнейших условиях монархической России удалось достичь своих программных целей, исключительно актуально.

Сейчас все заботы людей связаны с вопросом – как жить в условиях пандемии, массовой безработицы и резкого торможения экономики. Несмотря на это нельзя недооценивать главное событие в политической жизни текущего года – развернутую Путиным спецоперацию по изменению Конституции. Хотя голосование граждан, объявленное первоначально на дату ленинского юбилея, перенесено, города увешаны слащавыми плакатами – агитками за новую Конституцию. Эпидемия короновируса не остановила работу провластных средств массовой информации по мобилизации избирателей. Конечно, бессовестное «обнуление» президентских сроков Путина многим открыло глаза на сущность российской власти. Но опасность предложенной реформы гораздо серьезнее, чем «обнуление». Фактически речь идет о попытке под прикрытием социальной демагогии увековечить в России полуфеодальную, абсолютистскую систему власти, закрепить на десятилетия отсталость страны.

Наша партия – КПРФ сумела остановиться в шаге от неисправимой, стратегической ошибки – поддержки путинской авантюры. Сумела благодаря начавшейся активизации партийной массы и четкой позиции некоторых региональных отделений. Мне кажется, что руководство КПРФ, понимая безусловное отторжение путинской затеи большинством коммунистов, почему-то затягивает принятие официального партийного решения об отношении к так называемому «общероссийскому голосованию», оставля избирателя наедине с Киселевым, Соловьевым и Симоньян. Фракция КПРФ в Государственной Думе втянулись в затеянную властью возню по доработке путинского законопроекта и даже поддержали ряд поправок к нему, внесенных единороссами. Не замечая негативной оценки конституционной реформы экспертами, политиками и правоведами, фракция видит в ней всего лишь попытку власти «вернуть себе политическую инициативу». При этом, формулируя основные предложения партии по изменениям Конституции, аккуратно обходит ключевую проблему российской политики – произвол и безответственность президентской власти. В момент, когда президент и его окружение по существу узурпируют власть, фракция кажется  не замечает реального расклада политических сил, заявляет, что настало время социалистических преобразований. Кто их будет проводить? Путин или сформированное им правительство, к которому вполне подходит характеристика, данная молодым Лениным царскому правительству еще 60-х годов XIX-века: «самодержавное правительство видит высшее предназначение своей деятельности в том, чтобы с одной стороны отстоять во что бы то ни стало всевластие и безответственность придворной камарильи и армии чиновных пиявок, а с другой в том, чтобы поддерживать худших представителей эксплуататорских классов». Надежды, что кризис подвигнет Путина хотя бы временно поделиться властью с левыми, народно-патриотическими силами, как это было при Ельцине в 1998 г., не имеют никаких оснований. Сегодня не та власть, не та оппозиция. Отмечу лишь одно принципиальное  обстоятельство. В 90-е годы прошлого века наше отношение к власти было понятно большинству народа и выражалось популярным лозунгом «Банду Ельцина под суд». Сегодня, оберегая Путина от критики, мы дезориентирует своих избирателей и осложняет решение задачи — возглавить народный протест. Есть также риск уподобиться в глазах людей политикам  кадетской партии, о которых Владимир Ильич писал  в 1913 г.: « Реформистских возможностей в современной России нет. Отсюда ясна демагогия партии кадетов, которые вносят в Думу различные «принципиальные» проекты всяческих свобод, вносят именно потому, что знают, что Дума ни в коем случае принять их не может».

Ельцинский указ №1400 от 21.9.1993 г. «О поэтапной конституционной реформе», завершивший ликвидацию советской власти, привел к народному восстанию в Москве. Восстание было жестоко подавлено. Высказанная тогда генералом Макашовым общая надежда восставших: «…и никогда не будет на нашей земле ни мэров, ни пэров, ни сэров, ни херов» осталась несбывшейся мечтой. Напротив, указанные Макашовым персонажи вместе с их западными партнерами захватили 90% богатств страны и прекрасно чувствуют себя в путинской России. А новая статья 75^1, внесенная в Конституцию, требует от нас ни больше ни меньше как проявлять с ними «экономическую, политическую и социальную солидарность». Ряд нововведений в Конституцию имеет вызывающе антидемократический характер. Вводится полная неприкосновенность не только действующего, но и закончившего полномочия президента. Подобные нормы встречаются только в монархических государствах. Совет Федерации, в котором  и сейчас большинство составляют фактические назначенцы президента, может пополниться еще тридцатью его прямыми назначенцами. Появляются и пожизненные сенаторы (чем не пэры?!). Дума теряет контроль над Счетной палатой, президент же берет  под  полный контроль прокуратуру, Конституционный Суд также оказывается у него «под колпаком». Президент получает даже возможность останавливать вступление в силу федеральных законов принятых подавляющим большинством членов Федерального Собрания, направляя их на экспертизу в Конституционный Суд. С учетом сказанного выше итоги такой экспертизы нетрудно спрогнозировать.

Путинские конституционные новации, касающиеся устройства государственной власти, усугубляют ельцинскую конституцию и представляют собой издевательство над республиканской формой правления и принципом разделения властей.  Власть в России и так давно сконцентрирована в руках  одного человека. На фоне нарастающей бедности населения и  отставания России от развитых и развивающихся стран стремление правящей верхушки перестраховаться и узаконить свое господство  с помощью уродливой правовой конструкции выглядит одновременно бессовестным и  смешным.

Ранее мне приходилось писать, что недееспособность правительства РФ в значительной степени обусловлена отсутствием разграничения полномочий правительства, президента и его администрации. При этом ни Путин, ни его администрация, инициируя те или иные крупные государственные проекты и решения, не несут никакой ответственности за провальные результаты. Достаточно вспомнить историю реформ в здравоохранении и пенсионной сфере. Или проанализировать государственную  научную политику, проводимую  Путиным с подачи приближенных к нему помощников и советников, которую можно оценить тремя словами: извращения как норма. Теперь постоянное вмешательство президента в текущую деятельность правительства решено закрепить в Конституции. Традиционное для конституций стран с демократической республиканской формой правления положение ст.110 Конституции: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» дополняется словами «под общим руководством Президента Российской Федерации». Что это значит пояснено в ст.113, где записано, что председатель правительства организует работу «в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями Президента Российской Федерации». Добавились «распоряжения и поручения». Казалось бы всего два слова. На практике это означает невозможность правительству иметь нормальный план работы, так как число поручений президента превосходит все разумные пределы. Достаточно влиятельной персоне или, тем более, другу президента подписать у него нужную бумагу и пошло, поехало. В Конституции теперь специально прописано, что правительство не руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет президент. То есть  соответствующие министры входят в состав правительства, участвуют в выработке и принятии решений, но правительству не подчиняются. В таких условиях совершенно естественно звучит не раз высказанное мнение о необходимости президенту возглавить правительство, нести ответственность за результаты его работы, регулярно взаимодействовать с парламентом. Но нет, никакой ответственности президента не предполагается, наоборот добавлено положение о персональной ответственности перед ним председателя правительства. Все это подтверждает отмеченную в начале статьи аналогию организации сегодняшней российской исполнительной власти с самодержавным правительством XIX века.

В XXI веке такое государственное устройство влечет отсталость страны. Путинская конституция нежизнеспособна и рано или поздно будет снесена волной народного протеста. Сегодня борьба за демократические преобразования – важнейшая задача  для коммунистов и патриотов. Лозунг «Долой самодержавие» выходит на первый план и должен стать лозунгом КПРФ.

Для этого должна измениться и сама партия. Но это тема уже другой статьи.

                                                                                                  Борис Кашин, член ЦК КПРФ

член ЦС РУСО,

академик РАН                                               

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.