«Бюджет и образование». В.А. Ганзя и О.Н. Смолин выступили перед журналистами в Госдуме
В.А. Ганзя:
- Сегодня в повестке пленарного заседания Госдумы 33 вопроса. Из них три вопроса имеют положительную оценку Российской Федерации. Но все остальные вопросы будут отклонены. Поскольку авторами этих законопроектов являются депутаты из оппозиционных фракций. Хотя это очень нужные и значимые законопроекты.
Чудовищные законопроекты, которые обсуждаются достаточно длительное время: это законопроект о повышении пенсионного возраста. Уже стал законом законопроект о повышении НДС. Эти законопроекты отодвинули обсуждение другой проблемы. Это проблема долговой нагрузки регионов.
В последнее время об этом говорится мало. А зря. Дело в том, что сегодня мы имеем такую долговую нагрузку, которая является критической. Это не только мое мнение. Это также мнение Счетной палаты РФ.
На конец августа долг регионов составил 2 триллиона 160 миллиардов рублей. В январе долг был 2 триллиона 315 миллиардов рублей. Сейчас год закончится. Тенденция эта сохраняется. Долг подрастет. И регионы снова уйдут в следующий финансовый долг с чудовищным внутренним государственным долгом. Те меры, которые правительство Российской Федерации предпринимало для того, чтобы нивелировать эту проблему и уменьшить государственный долг регионов, результатов не принесли.
Он как был более 2-х триллионов рублей, так и остался. А это не меры. Это полумеры. Эти меры не эффективны. Нам сегодня нужно не только говорить о бюджетной политике в нашем государстве. Нам сегодня необходимы реальные, конкретные шаги. Так, 23 региона сегодня подходят к крайней черте. А семь регионов уже у самого порога дефолта.
У этих 23 регионов внутренний долг растет в среднем от 15 до 30 процентов. Это очень серьезная цифра. И об этом сегодня надо говорить.
Недовольство населения проявилось на выборах 9 сентября. Люди не пошли на эти выборы, «проголосовав ногами» против пенсионной «реформы» и против той региональной политики, которую проводит руководство страны.
У нашей фракции есть конкретные реальные меры, которые помогли бы наполнить бюджет.
Как наполнить бюджет? Во-первых, увеличить налогооблагаемую базу. И увеличить существующие налоги. К сожалению, правительство идет по пути увеличения существующих налогов.
Мы же предлагаем увеличивать налогооблагаемую базу за счет увеличения количества рабочих мест и развития производства.
Сегодня мы будем принимать законопроект в первом чтении о перераспределении между бюджетами поступлений от штрафов: федеральным, региональным и муниципальным. Это означает, что в федеральный бюджет будут поступать те штрафы, которые налагаются федеральными контролирующими органами.
В региональный бюджет – региональными органами. В муниципальный бюджет – муниципальными.
А мы же с вами знаем, что больше всего контролирующих органов на федеральном уровне. Значит, куда потекут деньги опять? Из муниципальных и региональных бюджетов – на федеральный уровень.
Чем хотят компенсировать? Часть передают с федерального уровня налогов. Другая часть – это опять из бюджетов регионов для муниципалов. А там долг 350 миллиардов рублей.
О.Н. Смолин:
- Один педагог про бюджет, а другой педагог – про образование. Есть такая притча. На уроке православной культуры Марья Ивановна сказала детям: «Дети, кто будет знать мой предмет на хорошо и отлично, тот попадет в рай, кто будет знать на тройки и двойки, в ад». Вовочка тут же задал вопрос: «Марья Ивановна, а есть ли у нас шанс закончить школу живыми?».
Это история про ту систему образования, которую мы строим. Сегодня в повестке несколько законопроектов об образовании.
Вот в МГУ на факультете каждый год проводят диктанты. Судя по их результатам, ситуация год от года только ухудшается. Первокурсники МГУ написали диктант с таким результатом. Пятнадцать процентов сделали по восемь ошибок. То есть, получили двойки. А восемьдесят процентов – по двадцать и более ошибок. То есть, получили колы с минусом.
Мы рады, что накануне нового учебного года министр образования Ольга Васильева представила национальный проект образования с девятью составляющими. Я готов поддержать все эти составляющие. Беда только в том, что не хватает несколько важнейших. Дополнительно нужно включить дебюрократизацию образования. Бюрократическое образование не позволяет детям окончить школу «живыми».
Официальные данные комитета ГД по образованию за прошлый год. Каждое учебное заведение в год заполняет в среднем 300 отчетов по 11700 показателям. Когда же учителю работать? Мы рекордсмены в мире по показателю, когда преподаватель тратит много времени на всякую ерунду в виде отчетов и заполнения бумаг. Мы абсолютные рекордсмены мира по этому показателю.
У нас начальная школа по-прежнему является лучшей в мире. Но это не благодаря, это вопреки.
Знакомый ректор в Москве мне сказал, что его контролируют 19 ведомств. Дмитрий Анатольевич отогнал контролирующие органы от бизнеса, и они сразу рванули в бюджетную сферу.
В тридцатые годы была грустная шутка: «Половина страны работает, половина страны охраняет». Сегодня другая шутка: «Половина страны работает, половина страны контролирует». И число контролирующих постоянно меняется.
Острейшая проблема – здоровье школьников. Но о ней мы поговорим позже. Нам необходим национальный проект «Здоровье школьников». Есть такой проект «Учитель будущего». Это прекрасно. Но нужен еще и проект «Учитель настоящего».
По данным Общероссийского народного фронта, в 75 субъектах РФ майский указ президента так и не исполнен.
По данным российской Академии народного хозяйства и государственной службы, количество учителей, которые работают на две ставки, за один год выросло вдвое. С 7 до 13 процентов. Когда на полторы ставки работаешь, есть нечего. А на две ставки работаешь – есть некогда. Так говорят учителя. И с такой политикой мы останемся без учителей.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.