Австрия: право на… "добровольно-принудительный" труд
5 июля Национальный совет Австрии (нижняя палата парламента) проголосовал за внесение поправок в трудовое законодательство страны и увеличение максимальной продолжительности рабочего дня в республике до 12 часов.
Новый закон о «гибкой» системе организации рабочего времени провели его разработчики из правящей коалиции в составе Австрийской народной партии и Австрийской партии свободы, поддержанные депутатами оппозиционной партии «Новая Австрия — Либеральный фронт». Против выступили в парламенте только социал-демократы.
Изменения должны вступить в силу 1 сентября 2018 года. Суть новшества в том, что отныне работодатель получит право по согласованию с трудовым коллективом устанавливать максимальную продолжительность рабочей недели в 60 часов. При этом власти подчёркивают, что изменение законодательства позволит работникам якобы самим решать, соглашаться на 12-часовой рабочий день или оставить прежнее «расписание» — от 8 до 10 часов. «Если трудящиеся захотят, то они смогут работать дольше и заработать больше денег благодаря надбавкам или же взять для себя больше свободного времени», — говорится в совместном заявлении парламентских партий правящей коалиции, распространённом австрийским информагентством АПА.
Но так ли демократично всё будет на самом деле? Не факт, о чём свидетельствует, например, заявление канцлера Австрии Себастьяна Курца. «Принятая мера позволит усилить позиции Австрии в мире как промышленно развитой страны, а также даст возможность максимально гибко организовать рабочие процессы и создать новые рабочие места», — заявил, в частности, он. Далее говорится о том, что в законопроекте утверждается: никого из граждан страны не заставят работать 12 часов в день принудительно. Работодатели должны согласовывать введение рабочего графика с производственным советом предприятия. Однако на практике это означает, что в особых случаях, при срочной работе сотрудники остаются на местах и выполняют её, причём сверхурочные им не оплачиваются. Если производственного совета в компании или на предприятии нет, это правило оговаривается и закрепляется в личном контракте работника.
А это уже несколько иная картина, когда итоговое решение фактически отдаётся на откуп хозяевам предприятий или компаний, а вовсе не самим трудящимся или их производственным советам. Ведь именно владельцы промышленных предприятий и компаний будут определять, какую работу считать «срочной», а какую — нет. В итоге говорить приходится уже не о «добровольном» решении работника трудиться ему 12 часов или нет, а о его «добровольно-принудительном» согласии на 12-часовой рабочий день, если так решит его работодатель.
Есть у нового закона и другие подводные камни: как, например, быть, если на одном из «смежных» предприятий стороны сойдутся на 12-часовом рабочем дне, на другом — на 10-часовом, а на третьем всё останется по-прежнему и работники будут трудиться по 8 часов? Что делать с таким дисбалансом в трудовых и производственных отношениях, к чему такая практика может привести? И ещё: как будет решаться вопрос даже в рамках одного отдельно взятого предприятия, если членам трудового коллектива не удастся прийти к общему мнению? Как договариваться в этой ситуации с работодателем, у которого в таком случае появится отличный повод для принятия попросту собственного решения?
Не случайно неоднозначное нововведение вызвало критику и недовольство в австрийском обществе ещё до его официального принятия, а профсоюзы вывели на улицы в конце июня — начале июля более 150 тысяч манифестантов против принятия закона. Одновременно объединение профсоюзов Австрии и Палата труда выступили с резкой критикой планов правительства и обвинили власти в намеренном ухудшении положения трудящихся в угоду, в первую очередь, промышленному бизнесу. «Политика правительства направлена на получение максимальной прибыли концернами, она не учитывает фактор здоровья работников и их семьи», — раскритиковал, в частности, новый закон председатель оппозиционной парламентской фракции социалистов Андреас Шидер. По его словам, по данному вопросу в Австрии должен быть проведён референдум, однако кабинет министров даже не стал рассматривать такую возможность. В итоге и после принятия закона оппозиция и профсоюзы намерены продолжать борьбу против него.
Любопытно отметить, что новое правительство консерваторов и правых в Австрии провозгласило в минувшем году после своего прихода к власти в стране программу «Вместе. Для нашей Австрии!», рассчитанную на 2017—2022 годы. Кабинет поставил своей целью «улучшение социальной жизни граждан страны». Как это вяжется с новым законом, фактически устанавливающим «добровольно-принудительную» 60-часовую рабочую неделю на предприятиях и в компаниях Австрии, понять сложно.
Тем более закона о том, что средняя продолжительность рабочей недели в Австрии не должна превышать 48 часов, никто по-прежнему не отменял. Интересно, как власти будут решать этот «ребус»?
Пётр Пархитько
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.