Алексей Кудрин ответил в Госдуме на вопросы депутатов-коммунистов
Ю.П. Синельщиков:
- Алексей Леонидович, по вашему мнению, чем будет отличаться деятельность Председателя Счётной палаты и Председателя Правительства Российской Федерации?
Судя по вашим заявлениям и интервью, вы намерены превратить палату во второе правительство. Главным в работе палаты, по вашему мнению, цитирую - четкая увязка стратегических целей и результатов управления с бюджетными механизмами, в том числе с механизмами госпрограмм и национальных проектов управления государственными инвестициями и так далее.
Таким образом, палата под вашим руководством будет корректировать принятый бюджет и внедрять в деятельность государства либеральные экономические идеи, в то время как в соответствии с Конституцией ваша задача - следить за соблюдением бюджетных предписаний, жестко бить по рукам мздоимцев, мошенников и казнокрадов, используя при этом широкие возможности правоохранительных органов.
А.Л. Кудрин:
- Хочу обратить внимание, в соответствии с законом о Счетной палате Счетная палата оценивает реализуемость и результативность выполнения стратегических целей страны. Оценивает. То есть я и говорил о том, что Счетная палата будет вести оценку, будет осуществлять экспертизу, заключения на соответствующие программы, законопроекты. В этом мы видим свое участие в реализации этих задач, когда объективно показано, в чем эта связь целей и бюджета, когда вот сейчас, это, на мой взгляд, не всегда прослеживается или не всегда оценивается. В этом я вижу дополнительные возможности Счетной палаты влиять на процесс.
Ну а то, что Счетная палата делает заключения по федеральному бюджету, по выступлению министров на "правительственном часе", это и говорит о том, что да, это независимый контроль, аудит действий правительства. Таким образом мы видим свое участие, а не подмену, конечно, правительства.
О.Н. Смолин:
Уважаемый Алексей Леонидович, на протяжении предыдущих десяти лет правительство обеспечивало стране застой или другими словами - стагнацию экономики. По данным экономических институтов Российской академии наук в 2008-2013 годах мы росли по 1,2 процента, а в 2014-2017 годах падали по минус 0,2 процента. Мировая экономика при этом росла на 3,8 процента в год. Президент, как известно, заявил, что на 25 процентов наши проблемы от санкций, а в остальном мы сами недоработали.
Вопрос три в одном.
Первое. Где именно, на ваш взгляд, недоработало правительство?
Второе. Согласны ли вы с тем, что один из главных механизмов торможения - это экономия на человеке, включая образование и здоровье?
И третье. Какие меры Счётная палата под вашим руководством будет поддерживать или рекомендовать правительству, чтобы экономическая стагнация превратилась в нормальный экономический рост?
А.Л. Кудрин:
- Действительно, в последние годы Россия пережила шок снижения цен на нефть. И в связи с нашей зависимостью от нефти это повлияло на темпы экономического роста у нас в стране.
Мы впервые имели не один даже год падение, как в 2009, а три года рецессии, хоть и небольшой, но она была вот заметной, но тем не менее российская экономика адаптировалась к снижению цен на нефть, способна сегодня расти при более низких ценах на нефть, это наша проблема. Снижение зависимости российской экономики от этого внешнего источника финансирования в виде цен на нефть не очень стабильных является важнейшим фактором стабильного экономического роста.
Поэтому повышение и увеличение, во-первых, роста за счет несырьевого сектора, а, во-вторых, увеличение экспорта, как президент поставил в своем Послании и в указах увеличение в два раза несырьевого экспорта, является одним из важнейших факторов такого роста.
Есть и другие факторы, которые определяют успехи экономики в ближайшие годы, прежде всего, это вложения, так называемые в человеческий капитал, это в образование и в здравоохранение, это и в здоровье нации и образование. Сегодня Россия пока не успевает за теми трендами, в том числе в сфере образования и результатов научной деятельности, они у нас неплохие, но слабо комменциализируются и дают отдачу для роста экономики, поэтому здесь нужно еще поработать. И, конечно, нам нужно вкладываться в инфраструктуру и в развитие регионов, поскольку без инфраструктуры и развития регионов не вырастет вся экономика.
Я назвал только некоторые из тех, которые бы хотелось назвать, ну, допустим, я считаю, что еще, может быть, отмечу рост предпринимательской активности, нам необходим, а для этого нужно поддерживать бизнес, предпринимательство, прежде всего, частное предпринимательство.
Второе. Вы сказали, является ли экономия на человеке. Это можно было бы сказать, имея в виду, что у нас действительно не росли расходы к ВВП ни образование, ни здравоохранение в последние годы, но зато у нас росли очень серьезно расходы на пенсионную систему, это тоже вложение в человека. За 10 лет у нас вложения на пенсионную систему росли на 3 процента, больше, чем на 3 процента ВВП.
Но сегодня нужно, конечно, более сбалансированно подойти к этому вопросу с учетом образования и здравоохранения.
Ну и я уже примерно определил те меры, которые можно было... на которые нужно обратить внимание.
А.В. Корниенко:
- Уважаемый Алексей Леонидович, в своих отчётах Счётная палата постоянно констатирует рост выявленных фактов недостоверности бюджетной отчётности, использования федеральных средств без достижения социально-экономического результата. Так мы увеличиваем финансирование госпрограмм в части опережающего развития дальневосточных регионов, а отток населения с Дальнего Востока продолжается в связи с дороговизной жизни, низким уровнем развития инфраструктуры.
Причины, конечно, будут найдены и озвучены: бюджетные средства украдены, использованы неэффективно, но людям от этого не легче. Человеку неважно, по какой причине не построили детский сад, нет школы, дети учатся в две, а то и в три смены. В результате люди голосуют ногами и просто уезжают с Дальнего Востока.
Вот к вам воnpoc, Алексей Леонидович. Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы замечания и предписания Счётной палаты не игнорировались? Нужны ли всё-таки дополнительные меры и какое законодательное регулирование с нашей стороны нужно вам? Спасибо.
А.Л. Кудрин:
- Я отметил в своём основном докладе сегодня, в выступлении, что такой вопрос вы ставили на фракциях о том, что нужно сделать, чтобы предписания, представления и предписания Счётной палаты исполнялись более адекватно. Давайте, вместе над этим подумаем, потому что, я напомню, ещё одна мера не использовалась, в принципе, как наказание, это когда Счётная палата выносит предложение на Думу, на заседание Думы о приостановке финансирования ГРБС за невыполнение соответствующего предписания.
Давайте, посмотрим, кто постоянно не исполняет эти предписания и представим на ваше сюда рассмотрение такие организации, ну, может быть, мы избежим приостановления финансирования, но внимание Государственной Думы к этому вопросу будет, мне кажется, уже не малым поводом или стимулом для того, чтобы эти организации в полной мере исправляли допущенные нарушения.
Н.В. Коломейцев:
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый претендент на должность Председателя Счётной палаты, уважаемые коллеги!
Сегодняшним назначением завершается переформатирование власти на ближайшие шесть лет. И, несмотря на патриотическое с "мультиками" Послание, которое призывает нас изменить позицию, сориентироваться на увеличении доходов населения, нашей мощи, по мнению экспертов многих (и мы с ними согласны), на самом деле в аппаратной борьбе победило право либеральное, офшорное, олигархии. Потому что, если посмотрите, кто на ключевых должностях в государстве: Кириенко - "Правое дело" (вот здесь сидел справа), кто на Минфине - ученик Алексея Леонидовича Силуанов, кто на Минэкономразвития - Орешкин, кто на Центробанке - второй льготник списка Трампа Набиуллина (Алексей Леонидович первый, третий был Чубайс).
Поэтому нас очень настораживает то, что в принципе, и мы были очень удивлены выдвижением в "ЕДИНОЙ РОССИИ", и внимательно проанализировали все выступления лидеров "ЕДИНОЙ РОССИИ", и вот сегодня отчасти Андрей Михайлович подтвердил, что не все в "ЕДИНОЙ РОССИИ" согласны с предложением о назначении Кудрина, потому что фактически, 11 лет возглавляя Минфин, Алексей Леднидович создавал все условия спекулянтам фондового рынка, не случайно он председатель был Московской межбанковской биржи, оборот на бирже за прошлый год составил 165,7 триллиона рублей, и в 10,4 раза превысил вложения в основные фонды, а мы об инновациях, модернизациях говорим 15 лет, но на сегодняшний день мы самая отсталая страна в этом деле и просветов нет.
К сожалению, многие, наверное, рассматривали Алексея Леонидовича, как кандидата в премьеры и значительная часть вопросов были именно этого плана. И нас очень настораживает вот публичные неприязненные отношения, которые были у Дмитрия Анатольевича и Алексея Леонидовича, могут отрицательно сказаться на деятельности вот в этом плане.
Кроме того, уважаемые коллеги, если вы посмотрите, то Алексей Леонидович был пять раз признан лучшим министром финансов американскими и западноевропейскими изданиями, причем в какое время? Ему посчастливилось работать министром финансов во время нефтедолларового ливня, понимаете. Кто является автором стерилизации доходов и вывоза их в иностранную валюту? Алексей Леонидович.
Потому нас настораживает то, что его подход беспринципный в адрес коррупционеров, друзей может помешать его деятельности на должности Председателя Счётной палаты.
Но мы внимательно проанализировали его высказывания и по Улюкаеву, который любил колбаски долларовые брать и, в принципе, по нашему мнению, справедливо осужден за коррупционные проявления на высшем должностном месте. Мы слышали, как он защищал и своего преемника в "Роснано", который по непонятным причинам после отсидки в СИЗО отпущен, несмотря на выявленные колоссальные хищения в "Роснано".
Кроме того, мы считаем, что, наверное, вот эта корпоративная связь с Ленсовета, она не позволит Алексею Леонидовичу более принципиально посмотреть на проверку серьезных проектов, потому что мы рады запуску Крымского моста, но если вы посмотрите, первично он обозначался, как стоимостью в 25 миллиардов, сегодня 260 не хватило, понимаете.
Мы рады тому, что строится "Северный поток - 2", "Южный поток - 2м, "Сила Сибири", но вложения туда около 100 миллиардов долларов требуют очень тщательного и очень принципиального отношения к расходованию этих денег и хватит ли принципа у Алексея Леонидовича вообще-то вот эти вопросы поставить.
Могу вам сказать, что за прошлый год в адрес Счётной палаты обращались Государственная Дума 32 раза, Совет Федерации - 16 раз, президент шесть раз обращался, правительство - ни разу, хотя, с нашей точки зрения, на данный момент в Счётной палате собран один из сильнейших экспертно-аналитических аппаратов, и в данной ситуации эффективность его оставляет желать лучшего.
Здесь уже в докладе было сказано, что на 1,9 триллиона обнаружены нарушения, но возврат-то в бюджет составил 19 миллиардов всего лишь. И с этой точки зрения мне кажется, что необходима более плотная связь, вообще- то, с правоохранительными органами и прокуратурой.
Ну и самое главное, нас очень настораживает, вспоминая историю, антиоборонная риторика Алексея Леонидовича на посту и вице-премьера, и Минфина, и еще больше настораживает его деятельность в Контрольном управлении президента.
Если кто не знает, я вам напомню, после проверок Алексея Леонидовича 40 генералов тогдашней армии были уволены, возможно, они коррупционеры, но я не видел посадок.
И в этой связи, в связи вот с нарастающей международной напряженностью не приведет ли деятельность Председателя Счётной палаты
Кудрина, если он свою старую практику вспомнит, к остановке всех этих оборонных вопросов, которые с таким трудом набирали силу, и мы видели в Послании как бы первичные результаты этих дел, потому что если есть предвзятость и проамериканская позиция, то Счётная палата много может наворотить в этом плане.
Я хотел бы, обращаясь к коллегам и руководству "ЕДИНОЙ РОССИИ", напомнить, что вы в принципе, я согласен с вашими оценками, вы ведь... там очень жесткие оценки были: и счетовод, и тот, кто все деньги в мешок. Получается, что Алексей Леонидович по прошествии времени вас перевербовал в свою праволиберальную политику, а не вы его в свою публично-патриотичную.
Поэтому в связи с этим у нас предложение было Юрия Петровича Синелыцикова,
человек, который верой и правдой служил государству и в прокуратуре, который прекрасно разбирается во всех кодексах и который, с нашей точки зрения, был более достоин. Мы не будем поддерживать кандидатуру Кудрина. Спасибо.
PS
В итоге Госдума проголосовала за кандидатуру Кудрина. Фракция КПРФ в полном составе была против.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.