КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Александр Лукашенко: Патриота может воспитать только патриот

В канун Дня знаний в Минске состоялся традиционный Республиканский педагогический совет, на котором с участием президента А. Лукашенко обсуждались перспективы развития национальной системы образования. В этом году двухдневный форум собрал около тысячи педагогов, руководителей учреждений, представителей органов госуправления, общественных организаций и отраслевого профсоюза.

Перед педсоветом главе государства был представлен Единый информационно-образовательный ресурс, специально разработанный для школьников в качестве дополнения к учебному процессу по всем предметам и темам. Благодаря ему учащиеся могут слушать видеофрагменты уроков, а затем проверять себя с помощью тестовых заданий. В каждой теме размещены дополнительные материалы, которые не являются обязательными, но способствуют углублению знаний. Данный ресурс разработан лучшими белорусскими учителями и может служить в качестве методического подспорья для молодых педагогов.

«Планируемые изменения в отрасли, вынесенные на форум, заложены в принятом в первом чтении проекте Кодекса об образовании и проекте Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, — рассказал министр образования И. Карпенко. — Эти документы, проекты которых прошли широкое общественное обсуждение, разработаны с учётом решений VI Всебелорусского народного собрания, поручений главы государства и правительства. Основные направления развития образовательной сферы были определены в 2017 году на I Республиканском педагогическом совете с участием президента, который обозначил главные принципы развития отечественного образования: государственная поддержка, социальная справедливость и равный доступ».

По словам министра, сегодня важно работать над повышением качества национального образования на всех его уровнях и ступенях, для чего принимаются комплексные меры, включающие развитие смешанных форм обучения, применение разнообразных методик, вариативность учебных планов, самостоятельность учреждений в их формировании и выборе учебных пособий на конкурсной основе, создание современной цифровой образовательной среды, академический обмен, разработку эффективных механизмов финансирования образовательной отрасли и пр.

И. Карпенко считает, что образование должно развиваться и совершенствоваться в интересах личности, общества и государства. Особое внимание — воспитанию. Работа в этом направлении требует новых подходов. Так, хорошо зарекомендовали себя формы взаимодействия учреждений образования с воинскими частями, структурами МВД, учреждениями здравоохранения, культуры и спорта, общественными организациями.

Важнейшая задача школы — укрепление сотрудничества с семьёй. По мнению И. Карпенко, организующим началом семейного воспитания должны выступать учреждения образования. Для усиления воспитательной работы с нового учебного года в 5—6-х классах будут организованы факультативные занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма».

Для качественной организации военно-патриотического воспитания, допризывной подготовки и экскурсионно-туристической деятельности, обеспечения безопасности детей в школах вводится новая должность — руководитель по военно-патриотическому воспитанию. Учёные и педагоги-практики подключились к разработке госпрограммы патриотического воспитания населения. Сформированы два авторских коллектива для создания обновлённых учебных пособий по истории Великой Отечественной войны для школ и вузов.

В учреждениях общего среднего образования завершён полный переход на новые учебные планы и программы. Развивается дистанционная форма получения образования. Организована работа по цифровизации отрасли. К 2025 году планируется создать Республиканскую информационно-образовательную среду, внедрить автоматизированную систему управления учреждением образования, которая оптимизирует административные процедуры, снизит излишний документооборот, решит проблему несвойственных функций педагогов.

В профильном обучении будет широко внедряться междисциплинарный и прикладной подход, ориентирующий учащихся на осознанный выбор инженерно-технических специальностей. С этой целью планируется открыть в каждом районе республики при участии Парка высоких технологий хотя бы один СТЕМ-центр, который смогут посещать все мотивированные школьники, включая учащихся близлежащих учреждений образования.

Для учащихся базовых 10—11-х классов в рамках трудового обучения организована профессиональная подготовка рабочих с возможностью сдать квалификационный экзамен и получить разряд. Со следующего учебного года такой экзамен станет обязательным.

Для уменьшения нагрузки на выпускников, исключения субъективности при оценивании, а также для повышения качества школьного аттестата с 2023 года вводится национальный государственный экзамен, который предполагает проведение выпускных испытаний по математике и одному из государственных языков (по выбору) в формате централизованного тестирования.

«Задача белорусского социально ориентированного государства — дать качественное образование каждому, вне зависимости от его социального статуса и места проживания. А навязывание рыночных механизмов в системе образования, платных услуг и сервисов фактически ведёт к социальному расслоению населения, выстраиванию каналов внешнего негативного влияния на систему образования, детей и родителей», — отметил И. Карпенко.

Для решения перспективных задач экономического роста реализуется проект «Университет 3.0». Начата модернизация ряда ведущих университетов, в ходе которой будут созданы более 120 современных лабораторий. Реализация проекта показала, что вузы могут успешно решать не только образовательные и научные, но и коммерческие задачи, создавая новый продукт и получая за него прибыль. Этот проект — стартовая площадка для перехода к модели «Университет 4.0», которая предполагает новую миссию университета: формирование инновационных отраслей и технологий для целей устойчивого социально-экономического развития регионов и страны в целом.

Широкое распространение получит сетевая форма взаимодействия. Учащиеся одного учреждения образования смогут осваивать содержание части образовательной программы с использованием ресурсного обеспечения другого учреждения. Для этого в республике создан 51 центр компетенций по 9 видам экономической деятельности, из которых 19 уже оснащены современным оборудованием.

«Учитель — опора государственной власти и суверенитета страны», — заявил министр, отметив, что требования к педагогам будут повышаться (уже разработаны правила педагогической этики).

По словам А. Лукашенко, время ставит перед системой образования беспрецедентный по своей серьёзности вызов. Особенно непростыми для неё и страны в целом были последние два года, принёсшие немало испытаний. Это и пандемия, заставившая на ходу перестраивать учебный процесс, и политические события, затронувшие педагогов не меньше, чем силовиков и госслужащих.

«Образование — это не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности, социально значимая отрасль экономики», — подчеркнул глава государства, обозначив предстоящую перезагрузку системы образования.

Последние события в республике заставили обратить внимание на одну из главных функций образовательного процесса — воспитательную. Некоторые утверждают, что власть якобы «упустила молодёжь». Однако президент считает это демагогией: «Молодёжь во все времена одинаковая — бунтарская, порой радикальная, но в большинстве — конструктивная».

Вместе с тем прошлый год оголил предпосылки, которые могут привести к непоправимым последствиям. «Чем меньше остаётся тех, кто был воспитан на ценностях советского времени, тем острее мы это ощущаем, — убеждён А. Лукашенко. — В чём-то мы расплачиваемся за реформы 1990-х. Во многих процессах не последнюю роль сыграли внешние силы. Вспомните программы Сороса. Мы вовремя свернули их здесь, но след остался. Свою лепту вносит и цифровизация: дети ушли с головой в интернет, а там, сами знаете, кто и как их воспитывает».

Сегодня никто не собирается искать виноватых. Главная задача — найти и заполнить пробелы в воспитательном и образовательном процессе, честно признаться, где власть недоработала, засучить рукава и сделать всё, чтобы нынешнему поколению было не страшно передавать страну тем, кто завтра выйдет за порог школы, колледжа или вуза, считает президент.

Он отметил, что школа не может быть вне политики, но политика там может быть только одна — государственная, как и флаг, гимн. «Гражданская и жизненная позиция педагога, его участие в общественной или политической жизни страны — это пример, на котором воспитываются не только ученики, но и учителя, — подчеркнул А. Лукашенко. — Школа воспитывает не только учеников, но, что гораздо сложнее, перевоспитывает очень многих родителей, позволяет проанализировать события прошлого и настоящего, оценить их с позиции интересов государства».

Президент уверен, что патриота может воспитать только патриот. И в этом вопросе не имеет значения, какой предмет преподаёт учитель. К сожалению, часть молодёжи, получив образование на Родине, стремится уехать за рубеж. Эта тенденция настораживает. Хорошо, когда едут за новым опытом и знаниями, чтобы применить их на Родине. Однако, убеждён А. Лукашенко, надо внимательнее смотреть, кто и чему учит молодёжь за границей. Зачастую в соседних странах белорусским студентам вкладывают в голову не столько новые знания, сколько другую идеологию, делают из них идейных противников родного государства. Это подтвердили предпандемийные события, когда из Польши после введения карантина была выдворена белорусская учащаяся молодёжь. Не найдя лучшего применения на Родине, некоторая её часть решила поучаствовать в разрушении государства.

Особое внимание президент уделил содержанию школьной программы и обновлению учебных пособий, напомнив, что отдельные советские учебники выдержали более 20 переизданий, отмечались госпремиями, были написаны ярким и живым языком с учётом возрастных особенностей школьников. Они также были последовательными, логичными и увлекательными, а их содержание имело выраженную развивающую и воспитательную составляющую. К сожалению, претензий к современным учебникам по-прежнему много, в том числе и со стороны педагогов-практиков.

А. Лукашенко отдельно высказался об учебниках по гуманитарным дисциплинам — истории и обществоведению, призвав наконец поставить точку в вопросах оценки исторических эпох и персоналий. «Мы должны чётко определить, кто герой, кто историческая личность, а кто предатель своего народа», — сказал президент. Поэтому необходим новый учебник о Великой Отечественной войне, в котором с учётом открывшихся фактов будут расставлены акценты и по геноциду белорусского народа, и по коллаборации, и по другим острым темам, о которых раньше мало говорили.

«У нас есть всё для того, чтобы дети получали нормальное образование и устраивались в жизни. Всё, что зависит от власти, мы сделаем для вас (педагогов) по максимуму. Будут деньги — последнюю копейку отдадим учителю», — заявил А. Лукашенко, подчеркнув, что «без учителя нет страны».

Президент поддержал предложение объявить 2022 год Годом учителя и образования.

На областном августовском педсовете председатель Гомельского облисполкома Геннадий Соловей, передаёт корреспондент БЕЛТА, сообщил: «За три последних года на карте области появилось шесть новых учреждений образования, приобретено 46 новых школьных автобусов. В этом году, например, 1 сентября в новую школу пойдут дети в микрорайоне Хутор областного центра. Капитально отремонтировали блок в средней школе №4 Речицы. Причём все новые учреждения строятся с развитой спортивной инфраструктурой : стадионы, тренажёры, бассейны… Всё для физического развития и укрепления здоровья.

Руководитель области подчеркнул, что благородный труд педагогов заслуживает достойного вознаграждения: «За последнее полугодие средняя зарплата учителей области возросла, и теперь она выше только в столице».

Областной педагогический форум собрал в Гомеле около 500 человек. Лучшим наставникам региона вручили заслуженные награды, отметили и педагогов, которые подготовили победителей заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам. Воспитанники и учащиеся учреждений образования региона, педагоги для всех участников встречи подготовили творческий подарок — праздничный концерт.

Более 150 тыс. ребят придут в школы Гомельской области 1 сентября.

Сергей Гришкевич

 
 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.