Александр Лукашенко: Беларусь сохраняет абсолютную приверженность идее союзного строительства с Россией
Президент Беларуси Александр Лукашенко провёл совещание с руководством правительства и высших государственных органов. Обсуждалось участие республики в интеграционных структурах и сотрудничество с европейскими организациями.
Основное внимание было уделено проблемам интеграции с Россией.
— Беларусь, — заявил Лукашенко, — сохраняет абсолютную приверженность идее союзного строительства. Хочу, чтобы это прежде всего услышали наши сторонники и оппоненты в Российской Федерации. При этом основной принцип данного проекта — равные условия для наших сограждан и субъектов хозяйствования.
К сожалению, этот принцип не соблюдается. Самые актуальные проблемы сегодня, констатировал президент Белоруссии, — в экономической сфере. Именно экономика стала главным инструментом тех, кто подрывает интеграционный процесс.
Александр Лукашенко напомнил, что российское руководство выступило с инициативой пересмотра подходов к интеграции. «Мы, — сказал он, — к этому готовы». Но готова ли российская сторона? Выступая на совещании, вице-премьер Игорь Петришенко отметил, что, последовательно проходя этапы интеграции от СНГ до ЕАЭС, Белоруссия каждый раз получала от российского руководства новый пряник в виде обещаний выравнять условия в различных сферах хозяйствования. В последний раз, как свет в конце тоннеля, было обещано в рамках ЕАЭС создать общие рынки энергоносителей, окончательно решить вопрос обеспечения безбарьерной среды в торговле.
— Что мы имеем на сегодняшний день? Наверное, самым прямым ответом на этот вопрос является сальдо взаимной торговли с Россией. По итогам прошлого года отрицательное сальдо приблизилось к десяти миллиардам долларов, — сообщил он.
Комментируя этот факт, президент Белоруссии привёл пример: Америка чуть не начала войну с Китаем из-за большого отрицательного сальдо в торговле. И обратил внимание на то, что Россия только за прошлый год в несколько раз увеличила на белорусском рынке торговлю продукцией машиностроения и некоторых других отраслей: «То есть мы пустили на свой рынок реальных конкурентов, открыли рынок. Они нас туда не пускают. Как это понимать? Какой здесь союз?»
В связи с этим возник вопрос о сотрудничестве с ЕС. Это — второй крупнейший торговый партнёр Белоруссии. В последние годы республика налаживает с ним диалог. Растут инвестиции, увеличилось положительное сальдо в торговле (с 1,2 миллиарда долларов в 2017 году до трёх миллиардов в 2018-м). Недавно во время переговоров с руководством Европейского банка реконструкции и развития были достигнуты существенные договорённости по кредитованию на модернизацию, строительство мостов, дорог. И не под девять процентов, а почти втрое меньше.
— Это сотрудничество с Западом вызывает некую аллергию и порой истерику у отдельных политиков нашего главного партнёра — Российской Федерации. Спрашивается, чего вы истерите? Нашу продукцию на рынок не пускают, нахлебниками обзывают, выталкивают, давят где только можно — нам что, спрятаться под плинтус и там сидеть? Как спрячешься: десять миллионов человек и страна, которая находится на перекрёстке всех дорог? Если перед нами закрывают дверь одну, вторую, третью, мы ищем, — пояснил Лукашенко, — четвёртую для того, чтобы нормально существовало государство.
Вот, собственно, и ответ на два главных вопроса: почему до сих пор, почти через двадцать лет после подписания договора, так и не создано Союзное государство и кто заблокировал интеграцию. «Зачем нам искать счастье за тридевять земель, если бы были нормальные экономические отношения с Россией, если бы мы могли (как мы железобетонно договорились в Союзном государстве, в ЕАЭС) свободно торговать, перемещать товары, могли перемещаться люди, получать услуги, если бы нас не оскорбляли? — задал резонный вопрос Лукашенко. — Зачем нам искать какое-то счастье неизвестно где?»
Но даже при создавшейся ситуации, подчеркнул он, Белоруссию никто не может упрекнуть, что она якобы куда-то повернулась. У неё нет базового соглашения с ЕС, у России же и других постсоветских стран есть. Россия куда больше Белоруссии продвинута в отношениях с Евросоюзом, США и НАТО. И Минск не мешает, не создаёт ажиотаж, не торпедирует эти соглашения.
В то же время с российской стороны не прекращаются нападки на Белоруссию. В либеральных и официозных СМИ пытаются исказить её позицию. После недавней встречи Александра Лукашенко с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ ангажированные российские издания и электронные источники информации обрушили на головы слушателей и читателей сфальсифицированные, или, как модно нынче говорить, фейковые, новости. В частности, рассуждение Лукашенко о возможности ввести единую валюту было преподнесено как согласие главы белорусского государства на этот шаг. «Чтобы соглашаться на что-то, надо чтобы тебе что-то предложили, — сказал президент Белоруссии. — Если тебе предложили единый рубль, тогда ты можешь или соглашаться, или отвергать. Ни мне, ни Беларуси этого никто не предлагал. Я просто, отвечая на вопросы журналистов, размышлял, что, если такой вопрос встанет, белорусы абсолютно не против единого рубля».
Но вопрос, уточнил он, не в этом. Вопрос в том, как будут регулировать процессы на валютно-финансовых рынках, что это за эмиссионный центр. Где он будет располагаться, не важно. Важно, какие он функции будет выполнять. Лукашенко считает, что, прежде чем говорить о едином рубле, необходимо продвинуться в решении вопросов более низкого уровня. «Сегодня почти 80 процентов нашей торговли с Россией осуществляется в российских рублях. Я недавно президенту (России. — О.С.) предложил: прежде чем бросаться на что-то большое, давайте перейдём на 100 процентов торговли в российских рублях. Вот наше предложение. Мы этого не боимся, но никто на это не идёт. Значит, Россия отказывается от торговли с самым близким своим партнёром в российских рублях, рассчитывая на твёрдую валюту — на «вражеские» доллары и евро. Тогда чего рассуждать о каком-то едином рубле? В любом случае, — подчеркнул Александр Лукашенко, — при переходе на единую валюту должен соблюдаться принцип равных условий».
Сколько лет представители российской власти и официозные СМИ морочили своим согражданам голову, утверждая, что белорусское руководство против единой валюты. И ни разу не сказали, что Минск стоит на позиции, ведущей к достижению цели — только хорошо продуманным и реальным, от жизни, путём.
Ещё один пример фейковых новостей: Лукашенко заявил, что 98 процентов белорусов, если вынести вопрос на референдум об объединении (с Россией. — О.С.), будут против. «Речь идёт о том, если поставить вопрос о включении Беларуси в состав России, — пояснил белорусский президент, — 98 процентов, а то и больше проголосуют категорически против. Вот так всё переворачивается там, в России, и начинается какой-то переполох. И в конце концов выходят на главное, это их цель, — обвинить Лукашенко, что он торпедирует интеграционные процессы».
Не это ли пытаются постоянно вбивать в мозги россиян либеральные и официозные СМИ, выполняя заказ своих хозяев?
— Нет, в Беларуси никто не торпедирует интеграционные процессы, и прежде всего Лукашенко. Потому что это наша жизнь. Если нет интеграции, этих объединений, в которых мы участвуем и сотрудничаем, — нет экономики Беларуси, потому что она экспортно ориентированная. Для нас, — подытожил Александр Лукашенко, — интеграция жизненно необходима.
Олег Степаненко
г. Минск
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.