Александр Лукашенко: “Нет равноправия — нет союза”
Президент Белоруссии Александр Лукашенко провёл совещание о социально-экономическом развитии страны в 2019 году и подходах к дальнейшему развитию интеграционных направлений.
Белоруссия и Россия, напомнил Александр Лукашенко, в своё время подписали договор о создании Союзного государства и обязаны были развивать свои отношения, строго следуя этому документу. Прежде всего принять Конституционный акт, то есть Конституцию Союзного государства, где «всё должно было быть прописано: и органы управления, и органы власти, и единая валюта, политика».
— Россия отказалась идти этим путём. Я это напомнил президенту России, он сказал: «Да, так и было».
Признания Путина, в общем-то, и не требовалось. Всем известно, и об этом не раз писала «Правда», как он растоптал Союзный договор: отрёкся от принципа равноправия, составляющего его основу, от принятия Конституции и создания наднациональных органов управления, а вдобавок разрушил экономический фундамент Союзного государства — равенство условий хозяйствования.
— Союз Беларуси и России может развиваться только на равноправной основе. И это не потому, что Лукашенко так хочет, как это преподносится в России, а потому, что это фундаментальные принципы построения любого союза, — подчеркнул президент Белоруссии. — Нет равноправной основы — нет союза.
Именно по этой, равноправной основе, причём в самой чувствительной, экономической сфере, и нанесла очередной удар путинская команда. Исчерпав прежние возможности разрушения интеграции, она ввела в России так называемый налоговый манёвр, наносящий финансовый удар по Белоруссии, ещё больше увеличивающий неравенство условий хозяйствования.
— Так что, мы, подписывая эти договоры, рассчитывали на постоянное ухудшение экономической ситуации в связи с некими внутренними действиями Российской Федерации? — задал резонный вопрос Лукашенко. — Нет. Мы рассчитывали на лучшее.
Действия российской стороны, подчеркнул он, противоречат духу и букве всех договорённостей, в том числе в рамках Евразийского экономического союза. Причём российское руководство повело себя в высшей мере непорядочно. Сначала на переговорах по компенсации потерь белорусской стороны были выработаны соответствующие механизмы и определены источники компенсации. Представители России публично заявили, что вопрос решён в положительном для Белоруссии (читай: для интеграции) ключе. И вдруг резко остановили переговоры, заявляя о необходимости углубления интеграционных процессов (это при подрыве их экономического фундамента! — не верх ли фарисейства?).
Какие это интеграционные процессы? Ответа у россиян, как сообщил Лукашенко, пока нет: «Когда я просил назвать, что Российская Федерация сегодня в плане интеграции хочет от Беларуси, ответа прямого не последовало».
Позорные, по определению Лукашенко, вопросы возникают и в других сферах. В сфере автоперевозок, например, белорусская сторона поставлена в худшие условия, чем Польша и Литва: «Много крика, гвалта по поводу политики этих государств в отношении России, много разговоров о Союзном государстве, ЕАЭС, а элементарные вопросы не решаются». Но главный удар по основе Союзного государства — пресловутый налоговый манёвр, усиливший экономическое неравенство. С 2015 года, когда он был введён, Белоруссия потеряла 3,6 миллиарда, а к 2025 году потеряет 10,5 миллиарда долларов.
Одна из мер, предложенная Александром Лукашенко для компенсации потерь от российского налогового манёвра, — поставка нефти в Белоруссию через страны Балтии. В этом году планируется закончить модернизацию двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов, после чего республика сможет покупать нефть для последующей переработки не только у России. Перерабатывать её будут на Новополоцком НПЗ. Это, как показывают расчёты, будет выгодно для Белоруссии.
В целом же, как заметил Лукашенко, заработать дополнительно те 400 миллионов долларов, которые республика теряет от российского налогового манёвра в нынешнем году, — не проблема. По паритету покупательной способности, как сейчас принято считать, ВВП Белоруссии — под 80 миллиардов долларов. И для восполнения такой потери без ущерба для социально-экономического развития страны есть все возможности.
— Не надо, — заявил белорусский президент, — считать, что это катастрофа. Если изберёт руководство России такой путь движения и потерю единственного союзника на западном направлении, это их выбор. Мы же их заставить не можем.
Похоже, именно такой путь — потери единственного союзника на западном направлении — избрало российское руководство. Бездарная политика, которую проводит нынешняя дворовая, иначе не назовёшь, кремлёвская команда, не разумеющая, как и чем укреплять мощь России, приносит свои горькие плоды.
Олег Степаненко,
г. Минск
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.