Афганистан. "Исламская гвардия" близка к победе
Ситуация в Афганистане продолжает накаляться. «Талибан» захватил несколько провинциальных столиц и угрожает Кабулу. Зарубежные страны, видимо, смирились с неизбежным приходом боевиков к власти и пытаются лишь свести к минимуму негативные последствия этого сценария.
Кабул лета 2021 года напоминает Киев декабря 1918 года, талантливо описанный Булгаковым в «Белой гвардии». Перед лицом наступления петлюровцев чиновники гетманщины уверяли, что всё под контролем, а сами паковали чемоданы для бегства вслед за отступавшими немцами. Обыватели же тешили себя надеждами (одна другой беспочвеннее) на приход «союзников». «Сам князь мне говорил сегодня, что в одесском порту уже разгружаются транспорты: пришли греки и две дивизии сенегалов. Стоит нам продержаться неделю, — и нам на немцев наплевать», — утверждал один из героев романа.
Нынешнее афганское правительство утверждает, что успехи повстанцев — временные и что после ряда неудач правительственные силы перейдут в контрнаступление. Для успокоения общественности приводятся поистине фантастические данные — например, о том, что за последние недели боёв убиты 25 тысяч талибов, или почти половина их общей численности. Эту шапкозакидательскую позицию для чего-то подхватила российская дипломатия. «Ресурсы на захват и удержание крупных городов, включая столицу страны Кабул, у талибов отсутствуют, их наступление постепенно начинает выдыхаться», — заявили 5 августа в МИД РФ.
«Выдыхающиеся» и «массово гибнущие» боевики, однако, одержали в последующие дни серию важных побед. 6 августа они захватили Зарандж — административный центр юго-западной провинции Нимроз, установив тем самым окончательный контроль над границей с Ираном. На следующий день пал город Шибирган — столица северной провинции Джаузджан, граничащей с Туркменией.
А 8 августа правительственные силы оставили сразу три административных центра на севере страны. Это Кундуз и Сари-Пуль, являющиеся столицами одноимённых регионов, а также Талукан — центр провинции Тахар. Отметим, что Кундуз с населением почти 400 тысяч человек является одним из крупнейших городов Афганистана. Вместе с Талуканом он был последним крупным форпостом Кабула у границ с Таджикистаном. До границы с республикой отсюда менее полусотни километров.
В самое ближайшее время список «трофеев» «Талибана» могут пополнить другие административные центры: Лашкаргах, Газни, Меймене, Файзабад, Таринкот и т.д. Они либо находятся в осаде мятежников, либо бои идут уже в городских кварталах. Мало того, активизировалось экстремистское подполье в самом Кабуле. 6 августа в центре города был застрелен глава пресс-центра правительства Давакхан Минапал. Двумя днями ранее боевики атаковали дом министра обороны Бисмиллы Хана Мохаммади. Сам чиновник не пострадал, но погибли около десяти человек. По данным СМИ, талибами принято решение сразу после взятия Кабула казнить нынешних и бывших руководителей страны, включая Ашрафа Гани, Абдуллу Абдуллу и Хамида Карзая.
Территория под властью правительства усыхает как шагреневая кожа. На сегодняшний день оно удерживает, да и то не полностью, районы вокруг столицы и отдельные аванпосты в других регионах, включая города Герат, Мазари-Шариф, Кандагар. Скорость наступления повстанцев действительно беспрецедентна. Можно вспомнить, что в период предыдущего их владычества в 1996—2001 годах талибам так и не удалось установить полный контроль над страной. Ряд провинций, включая Бадахшан, Тахар, Панджшер и др., оставались под властью «Северного альянса».
Очевидно, что на этот раз всё дело в полной моральной дискредитации правящей верхушки. Коррупция, взаимные интриги, постоянный дрейф из одного лагеря в другой, сотрудничество с оккупантами подорвали доверие к политикам со стороны населения. В результате талибы воспринимаются как меньшее зло. Это всё отчётливее понимают командующие войсками и местные элиты, массово переходящие на сторону боевиков. Например, захват Шибиргана стал возможен благодаря сговору с талибами главы совета провинции Бабура Эшчи.
Постсоветские республики Центральной Азии принимают меры на случай возможного ухудшения обстановки на границах с Афганистаном. С 5 по 10 августа в Хатлонской области Таджикистана прошли совместные учения трёх стран. Свыше 2,5 тысячи военнослужащих из Таджикистана, Узбекистана и России отразили атаки условного противника.
Афганская тема обсуждалась на саммите глав пяти стран региона, состоявшемся в Туркмении. Правда, совместное заявление президентов содержит лишь общие фразы. В нём выражается надежда на скорейшее урегулирование ситуации, выражается поддержка усилий по достижению мира и согласия. Вероятно, власти этих стран фактически смирились с ситуацией. К примеру, в Узбекистане заявляют об установлении «прямых, тесных и постоянных контактов» со всеми политическими силами Афганистана, включая «Талибан». Делегация мятежников побывала в Туркмении и встретилась с руководством МИД республики.
То же самое касается других стран. Представители талибов за последнее время посетили Китай, Иран, Россию, причём принимали их подчёркнуто уважительно. Даже американские власти, которые не уставали повторять о прочности установленного ими режима, сменили риторику. Госсекретарь США Энтони Блинкен допустил, что талибы могут попытаться захватить власть, добавив: страна под их руководством станет «государством-изгоем» и «не будет получать поддержку со стороны международного сообщества».
Боевиков эти угрозы трогают мало. Они верно оценили момент и не соглашаются даже на включение в коалиционное правительство, которое скрепя сердце предложили кабульские власти. Так что регион в ближайшее время ждут судьбоносные события.
Сергей Кожемякин
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.