28 ноября 1820 года родился Фридрих Энгельс, немецкий философ, один из основоположников марксизма
Основоположник марксизма родился первенцем (в доме росло 9 детей) 28 ноября 1820 года в местечке Бармен, который сегодня является административным округом города Вупперталь (Северный Рейн-Вестфалия, Германия).
Портрет Фридриха Энгельса
Будущий политик воспитывался в семье производителя хлопчатобумажной ткани Фридриха Энгельса, который происходил из знатной династии, основанной в городе Бергиш-Гладбах в 16 веке, и отличался консервативными взглядами на жизнь.
Мать революционера Элизабет Энгельс (Хаар) вышла из среды уважаемых филологов, была женщиной чуткой, лучезарной, образованной и талантливой. На своего старшего сына Элизабет оказала исключительно положительное влияние.
Энгельс-старший был верующим человеком, как и его родители, склонялся к пиетизму, который возник из учения лютеранства. Пиетисты не были сторонниками почитаемых лютеранами догматов, но поощряли живое общение с Богом и личное благочестие. Фридрих-младший, росший в религиозной атмосфере, принял протестантскую конфессию, которая царила в доме.
Дом, в котором жил в детстве Фридрих Энгельс
Но, когда Фридрих стал старше, он начал всячески отвергать веру в существование богов: с каждым годом в нем прогрессировали атеистические наклонности.
Все началось после того, как молодой человек познакомился с творениями Давида Штрауса – публициста и теолога. После прочтения его ключевой работы «Жизнь Иисуса» Энгельс основательно начал сомневаться в идее личной веры. В дальнейшем «безбожие» Фридриха стало камнем преткновения между отцом и сыном.
У будущего политика возникли теплые отношения с дедушкой по материнской линии Герхардом Бернхардом ван Хааром, филологом по образованию, который в свое время находился на высокопоставленной должности ректора. Герхард познакомил внука с ярким и многообразным миром литературы, в особенности с древнегреческим эпосом. Мальчик восторгался «Илиадой» Гомера, где храбрый Менелай вступил в противоборство с Парисом за руку и сердце Елены. Молодого Фридриха завораживали рассказы о безжалостной Троянской войне, в которой участвовали легендарные герои, сражавшиеся не на жизнь, а на смерть.
Энгельс начал посещать общеобразовательное учреждение в родном Бармене, где корпел над учебниками по физике и химии, а также проявил свои способности к познанию языков. Позже Фридрих стал учеником гимназии Эльберфельда. Осенью 1837 года юноша был вынужден покинуть школьную скамью по настоянию отца, который желал, чтобы отпрыск пошел по его стопам и связал жизнь с семейным бизнесом.
Фридрих мечтал получить должное университетское образование, но не мог ослушаться воли своего родителя, поэтому стал подрабатывать в фирме Энгельса-старшего, не имея никакой склонности к предпринимательству. Если бы у парня стоял выбор между бизнесом и писательством, то он, конечно же, отдал бы предпочтение последнему. Фридрих-младший мечтал о литературе и поэзии, возможно, Энгельс стал бы вторым Гете или Шиллером, но судьба внесла свои коррективы. Хотя в 1838-м Энгельс все-таки стал автором баллады под названием «Бедуины».
Фридрих Энгельс в молодости
В августе 1838 года Фридрих, не пререкаясь с главой семейства, продолжил учиться на торгового работника в городе Бремен, что на северо-западе Германии. Будучи студентом, Энгельс зарабатывал незначительные деньги, трудясь корреспондентом: молодой человек писал провокационные заметки о проблемах индустриализации в «Штутгартской утренней газете» и «Аугсбургской общей газете» под псевдонимом Освальд. Фридрих не хотел, чтобы читатели знали, что он является выходцем из капиталистической семьи.
Свободное от учебы и работы время будущий философ проводил с пользой: он зачитывался классической литературой, пробовал музицировать, сочинял стихи и писал критические эссе. Помимо этого, Энгельс был рьяным поклонником спорта: занимался плаванием и верховой ездой. Фридрих увлекся трудами основоположника христианской мистики и софиологии Якоба Беме, но это пристрастие оказалось недолгим.
Далее фаворитом Энгельса стал теолог и проповедник Шлейермахер, который был приверженцем эклектизма и отрицал вторжение метафизики в религию. Потом Фридрих начал изучать рукописи господствовавшего в то время немецкого философа Георга Гегеля, который размышлял о феноменологии духа, а также о религии, праве, истории и искусстве.
В 1841 году Энгельс достиг призывного возраста и направился на службу в армию в Берлин, где стал бомбардиром в артиллерийской бригаде. Фридрих не только исполнял воинскую обязанность, но и посещал столичный университет, где в качестве вольнослушателя ходил на лекции по философии, а также присоединился к группе левых гегельянцев, которые восхваляли диалектику Георга, но не принимали его консерватизм. Фридрих был золотой серединой между левыми и правыми, потому что защищал Гегеля от нападок со стороны Шеллинга.
Знакомство Энгельса и Маркса произошло в 1842 году. Два гениальных человека встретились в Кельне, в редакции «Рейнской газеты».
Первоначально Фридрих не вызвал у Маркса симпатии, потому что философ считал Энгельса приверженцем к младогегельянцам, с которыми у него возникли разногласия. Далее дорога Энгельса последовала в Манчестер, где тот обучался азам работы текстильного предприятия отца. В крупнейшем городе Северо-Западной Англии будущий марксист пробыл почти два года. В живописных районах Соединенного Королевства Энгельс познакомился с жизнью и бытом среднестатистических рабочих людей, и это оказало колоссальное влияние на его последующее мировоззрение. Но он не удовольствовался личными наблюдениями, он прочел все, что было найдено до него о положении английского рабочего класса, он тщательно изучил все доступные ему официальные документы.
Плодом этих изучений и наблюдений была вышедшая в 1845 году книга: "Положение рабочего класса в Англии", в которой Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе.
Политическое движение рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он станет целью политической борьбы рабочего класса. Вот основные мысли книги Энгельса о положении рабочего класса в Англии, мысли, теперь усвоенные всем мыслящим и борющимся пролетариатом, но тогда совершенно новые. Эти мысли были изложены в книге, увлекательно написанной, полной самых достоверных и потрясающих картин бедствий английского пролетариата. Книга эта была ужасным обвинением капитализма и буржуазии. Впечатление, произведенное ею, было очень велико. На книгу Энгельса стали всюду ссылаться, как на лучшую картину положения современного пролетариата. И действительно, ни до 1845 года, ни позже не появлялось ни одного столь яркого и правдивого изображения бедствий рабочего класса.
Фридрих Энгельс и Карл Маркс
С ноября 1845 года молодые гении начали трудиться над двухтомником «Немецкой идеологии», который стал ключевым сводом философии Маркса и Энгельса. Однако авторы не смогли найти издателя, поэтому ценная книга была опубликована только в 1932 году в Москве под редакцией социал-демократа Давида Борисовича Рязанова. Хотя большинство привыкло воспринимать Энгельса как тень и вторую скрипку Карла Маркса, Фридрих сделал неотъемлемый вклад в основу материалистического понимания истории. Ленин подчеркивал в свое время , что нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса.
Время от 1845 по 1847 год Энгельс провел в Брюсселе и Париже, соединяя научные занятия с практической деятельностью в среде немецких рабочих Брюсселя и Парижа. Тут у Энгельса и Маркса завязались отношения с тайным немецким "Союзом коммунистов", который поручил им изложить основные начала выработанного ими социализма. Так возник напечатанный в 1848 году знаменитый "Манифест Коммунистической партии" Маркса и Энгельса. Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира.
Революция 1848 года, разразившаяся сперва во Франции, а потом распространившаяся и на другие страны Западной Европы, привела Маркса и Энгельса на родину. Здесь, в Рейнской Пруссии, они стали во главе демократической "Новой Рейнской Газеты", издававшейся в Кёльне. Оба друга были душой всех революционно-демократических стремлений в Рейнской Пруссии.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс в типографии «Новой Рейнской газеты»
До последней возможности отстаивали они интересы народа и свободы от реакционных сил. Последние, как известно, одолели. "Новая Рейнская Газета" была запрещена, Маркс, потерявший за время своей эмигрантской жизни права прусского подданного, был выслан, а Энгельс принял участие в вооруженном народном восстании, в трех сражениях бился за свободу и после поражения повстанцев бежал через Швейцарию в Лондон.
Фридрих Энгельс на строительстве баррикад
Там же поселился и Маркс. Энгельс вскоре снова сделался приказчиком, а потом и пайщиком того торгового дома в Манчестере, в котором он служил в 40-х годах.
До 1870 года он жил в Манчестере, а Маркс в Лондоне, что не мешало им находиться в самом живом духовном общении: они почти ежедневно переписывались. В этой переписке друзья обменивались своими взглядами и знаниями и продолжали сообща вырабатывать научный социализм. В 1870 году Энгельс перебрался в Лондон и до 1883 года, когда скончался Маркс, продолжалась их совместная духовная жизнь, полная напряженной работы. Плодом ее были - со стороны Маркса - "Капитал", величайшее политико-экономическое произведение нашего века, со стороны Энгельса - целый ряд крупных и мелких сочинений, в которых он освещал самые общие научные вопросы и разные явления прошлого и настоящего - в духе материалистического понимания истории и экономической теории Маркса.
Из этих работ Энгельса назовем: полемическое сочинение против Дюринга (здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук), "Происхождение семьи, собственности и государства" (переведено на русский язык, издано в С.-Петербурге, 3-е изд., 1895), "Людвиг Фейербах" (русский перевод с примечаниями Г. Плеханова, Женева, 1892), статья об иностранной политике русского правительства (переведена на русский язык в женевском "Социал--Демократе" №№ 1 и 2), замечательные статьи о квартирном вопросе, наконец, две маленькие, но очень ценные статьи об экономическом развитии России ("Фридрих Энгельс о России", перев. на русский язык В. И. Засулич, Женева, 1894).
Когда Маркс умер, не успев окончательно обработать свой огромный труд о капитале, который вчерне был уже готов, именно Энгельс после смерти друга принялся за тяжелый труд обработки и издания II и III тома "Капитала".
В 1885 году он издал II, в 1894 году III том (IV том он не успел обработать). Работы над этими двумя томами потребовалось очень много. Австрийский социал-демократ Адлер верно заметил, что изданием II и III томов "Капитала" Энгельс соорудил своему гениальному другу величественный памятник, на котором невольно неизгладимыми чертами вырезал свое собственное имя. Действительно, эти два тома "Капитала" - труд двоих: Маркса и Энгельса.
Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе. Энгельс всегда - и, в общем, совершенно справедливо - ставил себя позади Маркса. "При Марксе, - писал он одному старому, приятелю, - я играл вторую скрипку". Его любовь к живому Марксу и благоговение перед памятью умершего были беспредельны. Этот суровый борец и строгий мыслитель имел глубоко любящую душу.
После движения 1848-1849 гг. Маркс и Энгельс в изгнании занимались не одной только наукой. Маркс создал в 1864 году "Международное общество рабочих" и в течение целого десятилетия руководил этим обществом. Живое участие в его делах принимал также и Энгельс. Деятельность "Международного общества", соединявшего, по мысли Маркса, пролетариев всех стран, имела огромное значение в развитии рабочего движения. Но и с закрытием в 70-х годах "Международного общества" объединяющая роль Маркса и Энгельса не прекратилась.
Наоборот, можно сказать, что значение их, как духовных руководителей рабочего движения, постоянно возрастало, потому что непрерывно росло и само движение. После смерти Маркса Энгельс один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов. К нему одинаково обращались за советами и указаниями и немецкие социалисты, сила которых, несмотря на правительственные преследования, быстро и непрерывно увеличивалась, и представители отсталых стран, - напр., испанцы, румыны, русские, которым приходилось обдумывать и взвешивать свои первые шаги. Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса.
"Освобождение пролетариата должно быть его собственным делом", - вот чему постоянно учили Маркс и Энгельс. А для того, чтобы бороться за свое экономическое освобождение, пролетариат должен завоевать себе известные политические права. Кроме того, и Маркс и Энгельс ясно видели, что и для западноевропейского рабочего движения политическая революция в России будет иметь огромное значение. Самодержавная Россия всегда была оплотом всей европейской реакции. Необыкновенно выгодное международное положение, в которое поставила Россию война 1870 года, надолго поселившая раздор между Германией и Францией, конечно, только увеличило значение самодержавной России как реакционной силы.
Только свободная Россия, не нуждающаяся ни в угнетении поляков, финляндцев, немцев, армян и прочих мелких народов, ни в постоянном стравливании Франции с Германией, даст современной Европе свободно вздохнуть от военных тягостей, ослабит все реакционные элементы в Европе и увеличит силу европейского рабочего класса. Вот почему Энгельс и для успехов рабочего движения на Западе горячо желал водворения в России политической свободы.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России подтвердила реальность учения К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что социализм не выдумка мечтателей, а неизбежный результат развития капиталистического общества.
Фридрих Энгельс был высокообразованным интеллигентом и эрудированным собеседником. Философ владел восемью языками: мог изъясняться на русском, португальском, ирландском и других языках. Революционер нередко устраивал вечеринки для лондонских соратников, которые проходили по воскресным вечерам. Эти дружеские посиделки нередко заканчивались в 2 или 3 часа ночи.
Однажды Дженни Лонге (дочь Карла Маркса) дала Фридриху заполнить анкету – этот опросник пользовался невиданной популярностью у девушек в школе. Энгельс ответил на парочку типичных вопросов. Таким образом биографы узнали, что социалист недолюбливал богослова Чарльза Сперджена, но почитал Шекспира, Гете и Лессинга. В людях философ любил веселый характер, ненавидел лицемерие и надменных барышень. Также известно, что общественный деятель относился ко всему в жизни легко, но, как и любой смертный, боялся стоматологов. Помимо прочего, Энгельс обожал Шато Марго 1848 года разлива, ирландское рагу на ужин и охоту на лис.
Со своей избранницей Мэри и ее сестрой Лиззи Бернс Фридрих познакомился примерно в 1843 году. Энгельс не любил делать свою жизнь достоянием общественности, поэтому о судьбе его возлюбленной информация крайне скупа. Известно, что Мэри была дочерью красильщика на текстильной фабрике и разделяла социалистические идеи своего воздыхателя.
В 1863 году, за несколько часов до смерти Мэри Фридрих, противник браков, узаконил свои отношения с умирающей мисс Бернс. После смерти жены у Энгельса начались отношения с ее сестрой – Лидией, малограмотной, но умной женщиной, которая была известна как Лиззи.
Фридрих Энгельс и Лиззи Бернс
В 1878 году Лиззи заболела и слегла в постель. Женщина не смогла оправиться и вскоре умерла. Хотя Энгельс был атеистом, он уважал религиозные чувства возлюбленной, поэтому также расписался с ней на смертном одре.
5-го августа нового стиля (24 июля) 1895 года великий революционер скончался в Лондоне. Тело философа кремировали. Урна с прахом была опущена в море на побережье Ла-Манша.
По материалам открытых источников
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.