Финляндия реабилитирует свастику
Как известно, в рамках Второй мировой войны Финляндия выступила на стороне фашистской Германии и её сателлитов. По методам и подходам оккупации советских территорий она даже превосходила немецко-фашистских захватчиков, организовав самую высокую плотность мест принудительного содержания населения. И об этом было хорошо известно ещё во время самих событий оккупации.
В 1943 году в книге одного из активных деятелей Коминтерна Отто Куусинена «Финляндия без маски» фиксировался аналитический обзор преступлений финских оккупантов на территории Карелии. Там отмечалось: «По образцу гитлеровцев и финские оккупанты организовали концентрационные лагери, где тысячи мучеников томятся за колючей проволокой. В Петрозаводске около 90% оставшихся в городе жителей были брошены в концентрационные лагери. Этих голодных, истощённых людей избивают и заставляют выполнять тяжёлую работу в течение 14—16 часов в сутки. Многие, конечно, долго не выдерживают таких мучений. В лагере, расположенном в местечке Северная точка (недалеко от Петрозаводска), не осталось почти ни одного человека, который не был бы избит. Бежавший из лагеря на Кукковке Юрьев рассказывал, что в этом лагере уже много людей умерло от голода и побоев. За колючую проволоку лагерей загнаны даже дети, которых заставляют выполнять непосильную работу.
Таким образом финские фашисты, по примеру гитлеровских людоедов, систематически уничтожают коренное население, оставшееся на захваченных территориях. Многих из советских граждан они уже убили, часть населения вывезли в рабство в Финляндию, остальных морят голодом и подвергают нечеловеческим пыткам».
Тем не менее после войны в период существования Советского Союза на основе идей дружбы, сотрудничества и взаимопомощи удалось на практике выстроить добрососедские отношения между нашими странами. В финском обществе было понимание исторического событийного ряда, ответственности за поддержку фашизма, оправдание таких действий было прецедентом и сразу подвергалось жёсткой критике.
Однако после начала ослабления и временного отступления социализма в России в Финляндии начинает «подниматься на щит» оправдательная позиция. Характерными признаками её стало тогда использование понятий «отдельная война» (erillissota) и образное «плавник» (ajopuu). В них заключён тезис о том, что Финляндия воевала отдельно от фашистских армий Гитлера, а раз так, то и не была союзником Германии, не участвовала в блокаде Ленинграда, Советскую Карелию лишь занимала, уделяя огромное внимание её развитию и организации здесь жизни не хуже, чем на своей основной территории.
Кажущиеся на первый взгляд совершенно дикими и очевидно ложными позиции так или иначе со временем составили базовый подход к пониманию событий середины прошлого века в обществе. Основным источником такого взгляда стала опубликованная в 1982 году Антти Лайне докторская диссертация «Два лица Великой Финляндии: положение гражданского населения Восточной Карелии в условиях финского оккупационного режима 1941—1944 годов». В работе автор представил оккупационный режим как «хороший» и «плохой», и эта интерпретация, с акцентом на «хорошее», позже получила развитие в финской историографии, возобладала в ней.
Лайне настаивал: финны не уничтожали население, не подвергали его пыткам и не угоняли в рабство, но вели «войну против партизан». При этом же сам факт нахождения финских солдат в Карелии и его невозможность без движения войск Германии в направлении Мурманска и Ленинграда либо принижался, либо совершенно игнорировался. Как и то, что финская Лапландия фактически находилась под немецко-фашистской военной протекцией.
Такой подход не случаен, он во многом продиктован антикоммунизмом, так пестуемым буржуазией всех мастей в условиях кризиса капиталистической системы. Именно в его условиях сегодня всё чаще к власти приводят идейных последователей разных нацистско-фашистских, реакционных идеологий.
В Финляндии в этом отношении тоже есть к чему обратиться. Сегодня там, продолжая фальсифицировать историю оккупации Карелии, историки и политики договорились до того, что в Сандармохе на территории Медвежьегорского района якобы произошёл геноцид около 1000 финнов. Казалось бы, это совершенный бред. ФСБ РФ давно установила, что урочище Сандармох является местом захоронения около 20 тысяч советских военнопленных, убитых в финских концентрационных лагерях. И казалось, что вопрос спекуляций о том, что эти останки принадлежат кому-либо иному, закрыт раз и навсегда. Однако это оказывается не так: мысль о геноциде финнов там активно насаждается в общественном сознании.
Такой подход к анализу явлений и событий истории призван основательно затушевать правду, освободить соседствующий с нами народ от мысли об ответственности за поддержку и проведение в жизнь фашистской политики и о недопустимости повторения этого. Всех участников тех событий предлагается считать замечательными людьми, вполне честными и человечными. Например, о том, что Мауно Койвисто, который позже стал президентом Финляндии, служил в Медвежьегорске с 1942 по 1944 год и, вероятно, был причастен к происходившим событиям в Сандармохе, ни слова не говорится, но его персона включена в опубликованный Обществом финской литературы в марте 2004 года на русском языке сборник биографий ста видных деятелей Финляндии.
Невероятно возвышенным и благородным создавался и продолжает создаваться образ Карла Маннергейма. В России о нём было издано колоссальное количество литературы. Начиная с переиздания всевозможных дневников и мемуаров до откровенно хвалебных описаний разных сторон жизни финского деятеля. Также в эту тенденцию укладывались экскурсии, музейные экспозиции и периодические выставки. А венцом стало открытие в городе-герое Ленинграде памятной доски Маннергейму. Как следствие — не только финское общество, но и в немалой части российское начало усваивать такие оценки.
Ещё одним элементом продвижения таких идей стало издание и переиздание художественной литературы, экранизация её под названием «Неизвестный солдат». Этот роман Вяйне Линны был переложен на язык кинематографа не менее четырёх раз, став крупнейшим медиапроектом в истории Финляндии. Его ключевая мысль в том, что финны вынужденно воевали с Советским Союзом за свои территории, за то, чтобы защитить свои семьи и близких от экспансии с востока, что советские партизаны намеренно напали на финских женщин и детей. Более того, эта тема получает продолжение ежегодно. Только за 2025 год в Финляндии было издано три новые книги о партизанах.
Несложно представить, какие нарративы там заложены, если учитывать, что в Хельсинки 1 сентября 2025 года вышло новое исследование профессора Тейво Тейваинена «История свастики», цель которого — оправдать использование свастики в Финляндии даже сегодняшней. А представители политической элиты устами бывшего премьер-министра Санны Марин заявляют: «У нас своя история с Россией. Мы воевали с Россией — и мы победили. И я абсолютно уверена в том, что и Украина победит в этой войне. В наших сердцах Украина уже победила. Мы должны всеми возможными способами гарантировать, что Украина победит. И поставками оружия, и санкциями». А нынешний президент Финляндии Александр Стубб, продолжая эту мысль, подчёркивает: «Финляндия выиграла войну с Советским Союзом»; «Мы нашли решение в 1944 году, и я уверен, что мы сможем найти решение в 2025 году, чтобы положить конец агрессии России».
Всё это ещё и ещё раз напоминает ценность нескольких для человечества выводов. Во-первых, одними из признаков фашизма и прочих реакционных идеологий являются антикоммунизм и антисоветизм, фальсификация истории. Во-вторых, это сегодня вполне реальные угрозы перед человечеством. Важность выбора в пользу социализма, обозначенная лидером КПРФ Г.А. Зюгановым, не есть яркий политический лозунг, а настоятельная необходимость времени. И в-третьих, как констатировал Международный антифашистский форум, прошедший в апреле 2025 года: «навсегда покончить с фашизмом и угрозой мировых войн можно, только покончив с империализмом. Единственной силой, способной это осуществить, являются рабочий класс и трудовые слои народа во главе с коммунистами».
Никита КОВЫНЕВ, секретарь Карельского рескома КПРФ, член ЦК ЛКСМ РФ.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

