КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Введение в марксизм-ленинизм. Краткий курс по «Азбуке коммуниста»

ВВЕДЕНИЕ

Людям всегда жилось сложно. Везде и всюду их сопровождало зло: войны, голод, несправедливость. Лучшие умы человечества рисовали картины идеального общественного строя, в котором находила отражение народная вера в торжество справедливости. Однако неразвитость общественных отношений и недостаток научных знаний обусловили утопический характер этих взглядов.

Предпосылки для возникновения научного коммунистического мировоззрения созрели только в середине 19 века. Вместе с капитализмом возник и рабочий класс – могильщик несправедливого эксплуататорского строя. Он возвестил  о себе революционными выступлениями  (восстание лионских и силезских ткачей, чартистcкое движение). Становление капитализма дало толчок бурному развитию естествознания, которое накопило факты для создания научной картины мира. Почва  для  нового мировоззрения была подготовлена.

Немецкие ученые Маркс и Энгельс критически переработали идейное наследие прошлого, освободили его от ложных идей, фантастических представлений, утопических схем и создали новое учение - марксизм. Марксизм стал идеологией трудящихся в борьбе против капиталистической эксплуатации. Поэтому к марксистскому учению обращаются все те, кто выступает против угнетения и несправедливости.

Марксизм – это философия революционной борьбы, наука освобождения. Кто смирился с действительностью, кто приспосабливается к мерзостям эксплуататорского строя, тем эта наука не нужна. Они довольствуются обывательским  прагматизмом. Стихия марксизма  - борьба, его кредо – критическое  отношение к действительности ради того, чтобы  изменить ее, сделать достойной человека. Есть и другие теоретические концепции, претендующие на революционность. Марксизм отличается от них тем, что опирается на науку, апеллирует к разуму.

Когда-то Ленин говорил: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Это не значит, что в развитии марксистской мысли не было заблуждений и ошибок. Это учение развивалось людьми, а поиск истины человеческой мыслью всегда сложен и противоречив, сопряжен  с издержками. Но дело не в частных ошибках и заблуждениях, дело в принципах, которые выражают коренные интересы человека труда. Этим и объясняется сила и жизненность марксистского учения. Верность его принципам много дает общественной практике. Но верность  - это не поклонение божеству. Верность марксизму – в его творческом развитии, в применении к решению конкретных жизненных проблем.

Без системного подхода осилить труды классиков марксизма не получится. В связи с этим созрела потребность в «Азбуке коммуниста», которая послужит для читателей своеобразным путеводителем. Разумеется, небольшой объем книги позволяет только ввести читателя в проблематику марксизма.

Для углубленного изучения марксизма рекомендуем приобрести у букинистов изданные в 70-80-х годах прошлого века учебники: «Марксистско-ленинскую философию», «Политическую экономию», «Научный коммунизм» и «Историю КПСС». Много полезной информации для себя вы почерпнете из «Краткого курса истории ВКП(б)» (1938 г.).

В доступной форме был изложен материал в советском школьном учебнике «Обществоведение» для старших классов. Полезным подспорьем в изучении марксизма для вас станут «Политический словарь» и «Экономический словарь», издававшиеся в разные годы в СССР. Основные труды классиков марксизма можно прочесть в специальных сборниках, также издававшихся в СССР и рекомендованных для учащихся и студентов.

Из современных учебников рекомендуем: «Начала марксизма-ленинизма» (2011 г.) профессора А.П. Боровикова и «Курс отечественной истории» (2012 г.) под редакцией профессора Л.И. Ольштынского

ЛЕКЦИЯ 1. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ И ЕГО ПОЗНАНИИ

Философия – наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления.

Марксистско-ленинская философия – высшее обобщение всемирно-исторической практики и познания, могучее теоретическое оружие рабочего класса в борьбе за победу коммунизма.

Предшественницей марксистской философии была немецкая классическая философия в лице ее выдающихся представителей Г. Гегеля  (1770 – 1831 гг.) и Л. Фейербаха (1804 – 1872 гг.). Учение Гегеля  о развитии – диалектика - и материалистические взгляды Фейербаха вплотную подвели общественную мысль к выработке диалектико-материалистического мировоззрения.

Мировоззрение – это система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.

Материя и сознание

Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях. Разумеется, не все материальные объекты можно осмотреть или ощупать: радиоволну или магнитное поле не потрогаешь руками, ультразвуковое колебание не воспринимается ухом. Но их обнаруживают с помощью приборов. Проникая в необъятные просторы Вселенной, исследуя сложнейшие внутриядерные процессы, наука обязательно откроет и новые, пока неведомые нам виды материи.

Наука, открывшая законы сохранения, подтверждает, что материя, претерпевшая самые невероятные превращения, никогда не превращается в «ничто» и не возникает из «ничего». Материя вечна, несотворима и неуничтожима. И это означает, что она существовала всегда и везде и всегда и везде будет существовать.

Сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных  (мысленных, идеальных) образах. Благодаря сознанию человек познает окружающую действительность, целесообразно организует практическую деятельность.

Материалисты и идеалисты

Из всего многообразия проблем, разрешением которых занималась философия как самостоятельная область знаний, выделился в качестве основного вопрос  об отношении сознания к материи. Основной вопрос философии имеет две стороны.

Первая сторона. Существует ли внешний мир независимо от человека и его сознания  или он является порождением духа, создан  ли мир богом или он существует извечно?  Вторая сторона. Может ли человек познать внешний мир?

Материалисты уверены, что материя первична, внешний мир познаваем и существует независимо от сознания человека.

Идеалисты, напротив, считают внешний мир порождением духа или бога и отрицают возможность его познания.

Диалектики и метафизики

С древнейших времен перед философами вставал и другой вопрос: находятся ли явления окружающего мира в состоянии движения и изменения или они пребывают в состоянии покоя и неизменности?

Диалектики считают, что явления находятся в движении и развитии.

Метафизики, напротив, убеждены в том, что мир находится в состоянии покоя и неизменности.

Религия и атеизм

Идеализм и метафизика тесно связаны с религией. Подобно идеализму религия кладет в основу действительности духовную силу. Эта сила изображается в виде всемогущего творца – бога.

Религии противостоит атеизм. В советское время атеизм был неотъемлемой частью идеологической работы компартии. В основе атеизма лежит отрицание существования каких бы то ни было сверхъестественных божественных сил. Атеисты полагают, что корни религии будут подорваны, когда будет покончено с эксплуатацией, социальным и национальным гнетом. По их мнению, окончательное отмирание религии произойдет в процессе строительства коммунистического общества.

Первоначально религия возникла как результат бессилия человека перед природой. Не зная естественных законов, не умея управлять вещами, люди стали наделять предметы разумом, обожествляя их. Религия обычно обращается к чувствам людей, пускает корни в их психологию, претендуя на роль утешителя обездоленных и страждущих.

В советских учебниках по марксизму подчеркивалась реакционная роль религии в истории. В прошлом церковь действительно преследовала ученых. Немало выдающихся деятелей науки погибли от рук церковников. Во время революционного подъема народных масс церковное руководство, как правило, было на стороне реакционных классов.

Поэтому эксплуататорские классы всегда поддерживали религию и покровительствовали церковникам. Религия – опиум народа – таково определение Маркса. По мнению Ленина, религия это «один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством». Ленин считал ее родом «духовной сивухи».

Партия большевиков «не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке» (Сталин).  

Но нельзя отрицать и положительную роль религии в сложные исторические периоды, когда народ поднимался на защиту своей Родины от иностранных завоевателей. Вера в бога служила духовным стержнем народа, поднимала и укрепляла боевой дух российского воинства.

В наши дни, когда международный империализм стремится окончательно поработить и расчленить нашу страну, подорвав ее экономический потенциал, КПРФ выступает за сотрудничество с основными религиозными институтами в России и старается привлечь на свою сторону верующих граждан, поднять их на революционно-освободительную борьбу.

Из заявления Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова «Защитим наши национальные ценности и святыни!» (21 июля 2012 года):

- Христианство, и особенно православие, вобрало в себя вековые мечты человечества о справедливости,  равенстве и братстве. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить христианское учение и особенно Нагорную Проповедь Христа с Кодексом строителя коммунизма, который лёг в основу идеологии компартии и полностью признаётся нами.

«Чти отца твоего и мать твою…» – говорит Спаситель. «Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей…» – предписывает наш Кодекс.

«Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не желай дома ближнего своего», – сказано в Нагорной проповеди. «Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству», – требуется от коммуниста.

«Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос», – провозглашает Евангелие устами апостола Павла. «Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни», – проповедовал Кодекс строителя коммунизма.

«Если кто не хочет работать, тот и не ешь», – учит Священное Писание. «Кто не работает, тот не ест», – солидарно с ним заявляют коммунисты.

И это далеко не все точки соприкосновения наших взглядов с христианским, православным мировоззрением. Здесь же проходит и непреодолимая черта между нами и буржуазным мировосприятием – алчным, агрессивным, пронизанным ложью, коррупцией и бездуховностью.

Отсюда та мощная и циничная «психическая атака» на православие, которая разворачивается сегодня в России. Так что не будет большим преувеличением сказать, что наскоки на православие сегодня уже мало чем отличаются от нападок на нас, патриотов, на всех кому дорога и близка Россия, её верования, традиции, обычаи.

Прав был по-своему И.В. Сталин, сделавший многое для возрождения православия в нашей стране. Он ещё 80 лет назад говорил: «Если раньше христианство считалось среди угнетённых и задавленных рабов обширнейшей Римской империи якорем спасения, то теперь дело идёт к тому, что социализм может послужить (и уже начинает служить!) для многомиллионных масс обширнейших колониальных государств империализма знаменем освобождения». Сегодня эта историческая близость роли и судеб христианства и коммунизма как никогда становится очевидной.

Избиратели КПРФ на треть состоят из людей верующих. Наша партия во многом является представителем православного мира в делах политики. Она всегда защищала и будет защищать интересы верующих. Мы не раз поднимали и будем поднимать свой голос в защиту наших национальных православных святынь, как и святынь всех других традиционных российских конфессий.

Конечно, на многое мы с церковью смотрим по-разному. Мы готовы на дискуссии и даже споры с ней. Однако я уверен, что смотреть надо не назад, а вперёд. Коренные наши взгляды на суть и будущее человека, всей земной цивилизации в решающей степени совпадают. Ибо только настоящие патриоты, люди высокой культуры и духовности, способны остановить ту тьму, что неуклонно наползает на нашу Россию и мир.

Партийность философии

Борьба диалектического материализма с метафизикой и идеализмом в конечном счете связана с борьбой классов. Диалектический материализм выражает интересы трудящихся, а метафизика и идеализм  - интересы реакционных классов.

Марксизм понимает законы науки, - все равно идет ли речь о законах естествознания или о законах экономического развития, - как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их и, опираясь на них, использовать их в интересах общества, дать другое направление разрушительным действиям некоторых законов, ограничить сферу их действия, дать простор другим законам, пробивающим себе дорогу, но люди не могут уничтожить их или создать новые экономические законы.

Одна из особенностей общественного развития в том, что его законы, в отличие от законов естествознания, недолговечны, что они, по крайней мере, большинство из них, действуют в течение определенного исторического периода, после чего они уступают место новым законам. Но они, эти законы, не уничтожаются, а теряют силу в силу новых экономических условий и сходят со сцены, чтобы уступить место новым законам, которые не создаются волею людей, а возникают на базе новых экономических условий.

Трудящиеся заинтересованы в научном познании законов действительности. Это нужно им для переустройства мира. Современная буржуазия как реакционная сила общества не заинтересована в научном познании законов развития действительности, так как эти законы несут гибель капитализму.

Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии мира

Закон единства и борьбы противоположностей          

Источником движения и развития предметов и явлений выступают внутренние противоречия. Эти противоречия возникают между взаимодействующими противоположностями, существующими внутри материальных явлений и объектов.

Проследим действие этого закона на примере взаимодействия наследственности и изменчивости живых организмов. Изменчивость приводит к возникновению новых признаков. Наследственность сохраняет признаки, передает их из поколения в поколение. Таким образом, изменчивость и наследственность - две противоположности. Противоречие между ними приводит к образованию новых видов организмов и, следовательно, выступает одним из источников развития живой природы.

Таким образом, толчок к движению, к развитию возникает внутри материальных объектов, а не вне их. Если мы предположим, что источник движения находится вне объектов и явлений, то тогда придется допустить идею первотолчка, положившего начало движению. Выходит, будто сначала материя была мертва, затем явилась какая-то сверхъестественная сила и «подтолкнула» ее. Мысль о толчке как всеобщем источнике движения неизбежно приводит к религиозному мифу о «сотворении мира».

Закон перехода количественных изменений в качественные

Накопление количественных изменений до определенного предела приводит к скачку – переходу от одного качества к другому. Таким образом, материя преобразовывается, развивается, возникает новое, еще не бывшее.

Наиболее наглядно связь между количеством и качеством проявляется в химии. Периодическая система Д.И. Менделеева  построена на зависимости свойств химических элементов от их атомной массы, а точнее, от величины заряда атомного ядра. Увеличение заряда ядра на единицу, другими словами – изменение количества, дает переход к новому качеству.

Чтобы количественные изменения перешли в новое качество, необходимо довести их до необходимого предела. Так, нагревание твердого вещества на несколько градусов не меняет его агрегатного состояния. Но если довести температуру до точки плавления, твердое вещество превращается в жидкость, а при последующем нагревании до точки кипения жидкость превращается в газ.

Представим себе, что было, если бы количественные изменения не превращались в качественные. Академик В.П. Комаров писал по этому поводу применительно к живой природе: «Если бы жизнь на Земле, раз возникнув, возрастала затем только количественно, то поверхность Земли покрылась бы толстым слоем студени, подобной той, которую и теперь вырабатывают бактерии, амебы и другие близкие к ним организмы».

Закон отрицания отрицания

Характер процесса развития прогрессивен и проявляется как восхождение по спирали от низшего к высшему, от простого к сложному. Проследим действие закона на примере живой природы. Уже один факт ее появления доказывает, что от низших, простых неорганических форм природа способна перейти к высшим, более сложным органическим формам.

Живая природа прошла  длительный путь восходящего развития от простейших форм живого вещества и одноклеточных организмов до человека. Каждый этап в этом восхождении как бы отрицал предыдущий, а затем сам отрицался последующим этапом. Происходило своеобразное отрицание отрицания.

Отрицание в учении о развитии не означает полного уничтожения всего содержания старого.

Во-первых, более простые явления нередко продолжают существовать наряду с более новыми и сложными. Так происходит, к примеру, в живой природе: наряду с высокоорганизованными животными в природе существуют и простейшие.

Во-вторых, и это главное, в самом процессе прогрессивного развития новое, возникая из старого, как бы впитывает в себя все положительное и ценное, что было в старом. В живой природе каждый новый вид воспроизводит полезные признаки, накопленные предками в процессе эволюционного развития.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ

Партийность марксистской философии, ее связь с интересами рабочего класса, с политикой наиболее отчетливо обнаруживается в учении о законах общественного развития.

Исторический материализм – это учение о законах развития общества. Исторический материализм позволяет установить внутреннюю объективную логику истории и разобраться в сложной сети общественных явлений, выделив среди них в качестве основы наиболее важное и существенное.

Бытие и сознание

История общества существенно отличается от развития природы. В природе нет сознательных сил, развитие там происходит стихийно. Иное дело в обществе. Люди ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. Возникает иллюзия, будто сознание, идеи, цели определяют общественную жизнь.

В действительности дело обстоит не так. Чтобы жить, человек должен удовлетворять материальные потребности в пище, одежде, обуви, жилье и др. Эти потребности, хочет он того или нет, вынуждают его вступать в определенные отношения с природой и обществом. Люди  обрабатывают поля, строят жилища и др. Из всего этого складывается материальная жизнь людей, их общественное бытие.

Главное содержание общественного бытия составляет трудовая деятельность. Общественное бытие людей определяет их общественное сознание, то есть взгляды, представления, идеи, теории, верования, все то, что составляет содержание духовной жизни общества.

При капитализме в обществе совместно существуют противоположные буржуазная и социалистическая идеологии.  

Идеология - система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских.

Теории, выражающие интересы буржуазии, отрицают необходимость революционного переустройства общества. Напротив, социалистическая идеологияотражает угнетенное положение трудящихся. Выражая его классовые интересы, она исследует законы развития капитализма, формулирует революционные задачи классовой борьбы трудящихся, определяет пути и средства ниспровержения капитализма и перехода к социализму.

Следовательно, основу общественного развития надо искать не в сознании людей, а в их общественном бытие.  

Производительные силы и производственные отношения

Прежде всего, установим, из каких элементов слагается производство.

Предмет труда – это исходный материл, на который направлена трудовая деятельность человека (лес, глина, железная руда и пр.).

Средства труда – это орудия труда (молоток, лопата, станок и др.), а также заводские помещения, склады, железные дороги и.т.п.

Средства производства – это предметы и средства труда.

Производительные силы общества – это созданные обществом средства производства вместе с людьми, наделенными необходимыми знаниями и опытом, чтобы привести их в движение.

Производственные отношения возникают в результате совместной деятельности людей. Чтобы сказать, какие отношения устанавливаются в производстве между людьми, надо знать, кому принадлежат средства производства.

Производственные отношения – прежде всего отношения собственности. Люди не могут жить, не присваивая созданных ими материальных благ, а присваивая их, они вступают между собой в имущественные отношения, или отношения собственности. Производство невозможно без той или иной формы собственности как исторически определенного способа присвоения материальных благ.

Буржуазные экономисты утверждают, что собственность – это власть человека над вещью. В действительности вещь становится объектом собственности лишь тогда, когда люди в процессе производства вступают между собой в общественные отношения. Собственность можно сравнить с языком. Язык становится бессмыслицей, если человеку не с кем разговаривать. Точно так же и собственность не существует вне общественных отношений между людьми.

Частная собственность на средства производства порождает отношения эксплуатации. Горстка эксплуататоров-капиталистов присваивает львиную долю произведенных материальных благ, а угнетенные  классы испытывают нужду и лишения.

Общественная собственность определяет отношения трудового сотрудничества.

Источник общественного развития

Источником развития общества выступает внутреннее противоречие, вызванное несоответствием развития производительных сил и производственных отношений. Человеческое общество все время совершенствуется. В своем развитии оно прошло пять ступеней (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй)  и взошло на пятую ступень. Пятая ступень – социализм (первая фаза коммунизма).

Процесс восхождения по ступеням совершается по объективным законам, определяя  волю и сознание людей.

Производительные силы  - наиболее подвижная сторона способа производства. Создавая материальные блага, люди постоянно накапливают производственный опыт, улучшают орудия производства, изобретают новые. Следовательно, производительные силы все время находятся в движении, непрерывно изменяются. А вот производственные отношения более устойчивы.

Неравномерность развития двух сторон способа производства (производительные силы развиваются быстрее) порождает противоречие. Со временем противоречие углубляется. На каком-то этапе производственные отношения становятся тормозом дальнейшего развития производительных сил.

Возникший конфликт разрешается сменой устаревших производственных отношений новыми, соответствующими достигнутому уровню развития производительных сил. Новые, более прогрессивные производственные отношения открывают  более широкие возможности для дальнейшего роста производительных сил, становятся его двигателем. Но затем производительные силы вновь перерастают существующие производственные отношения. Снова возникает несоответствие между двумя сторонами производства. Складываются предпосылки для нового скачка в историческом развитии общества.

Смена эта  - отнюдь не автоматический процесс. Она не происходит самотеком. Ее осуществляют люди, движимые своими индивидуальными и групповыми интересами в ходе социальной и политической борьбы.

Этапы исторического прогресса

Первобытнообщинный строй

На ранних ступенях человеческой истории уровень производительных сил был крайне низок. Дубина, каменный топор, копье, а позднее лук и стрелы – вот основные орудия производства того времени. С величайшим трудом люди могли удовлетворять лишь самый необходимый уровень своих потребностей. И этот минимум они получали только потому, что трудились сообща.

Естественно, что при таких условиях средства производства, продукты труда принадлежали не отдельным лицам, а коллективу. Общественная собственность была обусловлена низким уровнем развития производительных сил. Эксплуатация также была невозможна, так как работник не мог произвести больше продуктов, чем было необходимо для поддержания его жизни. В результате межплеменных войн, если кого и брали в плен, то не для того, чтобы обратить его в рабство, а для того, чтобы его съесть. Дело в том, что в то время процветал каннибализм.

Внутри родовой общины царили отношения трудового сотрудничества. Производственные отношения соответствовали уровню развития производительных сил. Первобытнообщинный строй иногда называют коммунистическим. Но это был примитивный коммунизм. Он основывался не на изобилии, а на нуждах и лишениях.

В этом заключалась его ограниченность и таилась неизбежная его гибель. Орудия производства постепенно совершенствуются. Появляются металлические орудия труда. Происходит разделение труда в обществе. Наряду с земледелием возникает скотоводство, затем и ремесло. Разделение труда влечет за собой обмен продуктами. Ведь земледелец нуждается в продуктах скотоводства, а скотовод – в продуктах земледелия. Эту взаимную потребность они могут удовлетворить только обменом.

Производственные отношения первобытного строя, замыкавшие людей в рамки общины, перестали соответствовать производительным силам, так как были несовместимы с разделением труда и обменом. Прогресс производства обусловил неизбежность гибели этих отношений. Употребление более совершенных орудий труда резко увеличило количество производимых продуктов, стало возможным производить их уже не силами всей общины, а силами отдельных семей. Одновременно и собственность на средства  производства постепенно переходит к отдельным семьям.

Зарождается частная собственность, а вместе с ней экономическое неравенстволюдей. Неравенство возрастает и в результате того, что старейшины и вожди используют свое положение для обогащения.

Благодаря новым средствам труда работник стал производить больше продуктов, чем было необходимо для его существования. Становится возможной эксплуатация человека человеком. И она возникает в результате закабаления бедных богатыми, превращения военнопленных в рабов. Первобытное общество сменяется рабовладельческим.

Рабовладельческий  строй

В рабовладельческом строе средства производства находятся  в собственности рабовладельцев. Они же владеют и работником (рабом), который фактически является «говорящим орудием труда». Производственные отношения рабовладельческого общества на первых порах соответствуют производительным силам. При сравнительно низком уровне последних прогресс материальной и духовной культуры мог осуществляться только путем беспощадной эксплуатации огромных масс рабов.

Простая кооперация рабского труда позволила создать грандиозные сооружения, каналы, водопроводы, пирамиды, театры, стадионы. Расширились возможности для роста продукции, для углубления общественного разделения труда, для развития культуры. Происходит отделение умственного труда от физического. Освобожденные от физического труда ученые, поэты, скульпторы, философы получают возможность посвятить себя духовной деятельности. Так развиваются наука и искусство.

Однако неутомимый крот истории продолжал свою незаметную работу. Производительные силы все более совершенствуются: повышается культура земледелия, люди добиваются больших успехов в производстве металлов и металлических орудий, растет мастерство ремесленников.

Рабовладельческие производственные отношения все больше и больше стесняют производительные силы. Раб не заинтересован в своей работе, он трудится под плетью надсмотрщика, поэтому труд его малоэффективен. Рабство постепенно изживает себя, его заменяют феодальные отношения.

Феодальный строй

В феодальном обществе основные средства производства принадлежат феодалам – помещикам. В собственности работников (крепостных крестьян) находится только мелкий инвентарь для обработки земли и содержания скота. Пользуясь тем, что у крестьян нет земли, помещик закрепощает их, принуждает работать на себя. Он предоставляет им клочок земли, но взамен заставляет отдавать ему часть урожая (рента продуктами, или оброк) и обрабатывать его землю (отработочная рента, или барщина).

Сначала новые производственные отношения отвечают уровню производительных сил и открывают некоторый простор их развитию. Ведь у крепостного крестьянина есть материальная заинтересованность в результатах труда: часть урожая идет ему. Поэтому он проявляет больше старания в работе, более эффективно использует орудия труда.

Но с течением времени в недрах феодализма растут новые производительные силы. Развиваются города, а вместе с ними ремесленное производство. Углубляется разделение труда, расширяется обмен, постепенно складываются национальные рынки.

Товарно-денежные отношения разъедают самую сердцевину феодального строя. Возникает мануфактура. Она вытесняет мастера-ремесленника. Появляются первые машины. Как грибы после дождя, растут заводы и фабрики. Новая техника порождает потребность в свободных от крепостной зависимости и более культурных работниках. Феодальный строй становится преградой общественному прогрессу. Он уступает место капитализму.

Капитализм

При капитализме средства производства сосредоточены в руках капиталистов. Работник производства лишен этих средств и поэтому вынужден продавать свою рабочую силу буржуа-предпринимателю. Капиталистические производственные отношения создают широкие возможности для роста производительных сил.

Прогресс техники намного превосходит то, что было создано в течение всей предшествующей истории человечества. Но, развивая столь бурно производительные силы, капитализм готовит материальные предпосылки собственной гибели. Новые производительные силы не умещаются в прокрустово ложе капиталистических отношений.

Капитализм  не способен использовать для блага человечества богатейшие возможности новой техники. Более того, он порождает острые противоречия, которые находят свое выражение в кризисах, безработице, войнах, в разрушении производительных сил. Назревает неизбежность перехода к коммунизму.

Движущая сила общественного прогресса

Развитие органического мира и развитие человеческого общества подчиняются одним и тем же законам – законам диалектики. Основные движущие силы эволюции органического мира, исходя из теории   Ч. Дарвина, – наследственность, естественный отбор и борьба за существование. Основной движущей силой общественного прогресса является классовая борьба.

Класс – большая группа людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, аследовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы появились вместе с возникновением частной собственности и постепенно исчезнут вслед за ее уничтожением.

Владея средствами производства, эксплуататорский класс обладает огромной экономической силой и использует ее для того, чтобы навязать угнетенным классам угодные и выгодные для себя порядки. Воля господствующего класса находит выражение в праве – совокупности законов и других юридических норм (правил поведения), регламентирующих все основные стороны жизни. Но право само по себе ничего не значит без аппарата, способного обеспечить соблюдение его предписаний, в том числе, когда это необходимо, и силой. Эту роль выполняет государство.

Государство – организация политической власти, располагающая такими формами, как полиция, армия, суд, тюрьмы. Буржуазные идеологи создали миф о государстве как надклассовой организации, выражающей интересы всего общества. Марксизм развенчал этот идеологический миф. При любом общественном устройстве, основанном на частной собственности и угнетении человека человеком, государство представляет собой машину подавления эксплуатируемых классов.

Буржуазные идеологи утверждают, что интересы противоположных классов можно примирить. Как можно представить себе такое примирение? Или эксплуататоры должны добровольно отказаться от собственности на средства производства (но исторический опыт показывает, что они никогда это не делали и не сделают), или угнетенный класс должен смириться со своим порабощением. К этому его и призывают буржуазные идеологи.

Однако классовая борьба – это единственный путь к освобождению угнетенных масс. Только с ее помощью можно в конце концов вырвать  у эксплуататоров средства производства и ликвидировать эксплуатацию. Смена одного общественного строя другим, более прогрессивным, не может произойти сама собой, самотеком, даже если производственные отношения превратились в тормоз прогресса. Чтобы это произошло, нужно сломить сопротивление реакционных классов, которые стоят на защите старых производственных отношений. В этом и состоит исторический смысл революционной борьбы угнетенных классов.

Классовая борьба – движущая сила истории во всех эксплуататорских формациях. В антагонистическом обществе без нее невозможен социальный прогресс.

Социальные революции

Наивысшего подъема и остроты классовая борьба достигает в эпохи социальных революций.

Социальная революция – это коренная ломка социального строя, посредством которой осуществляется переход от устаревшего общественного устройства к новому, более совершенному. Главный вопрос всякой революции – вопрос о власти. Завоевав государственную власть, революционный класс окончательно разрушает старый строй и устанавливает новые порядки.

Опыт истории показывает, что революция не делается по заказу или по желанию пылких энтузиастов. Для нее необходима революционная ситуация, то есть такое состояние общества, когда вследствие усиления социальных бедствий масс классовые антагонизмы резко обостряются. Господствующие классы не могут управлять по-старому, а угнетенные классы не желают жить по-старому и активно включаются в классовую борьбу.

Отнюдь не всякая революционная ситуация превращается в революцию. Для ее осуществления нужны массовые политические силы. Они формируются из числа тех классов, которые заинтересованы в ликвидации существующего строя и способны довести революцию до победного конца. Эти классы представляют собой движущие силы революции. Необходимо, чтобы революционные классы осознали свои классовые интересы, приобрели известный опыт классовой борьбы, создали политические партии и организации, выдвинули революционных вождей и руководителей, преисполнились решимостью к самоотверженным действиям.

Революции в зависимости от решаемых ими задач различаются по характеру. Если революция устанавливает буржуазные отношения, то она является буржуазной; если же она ведет к становлению социализма, то ее характер социалистический.

Угнетенные классы – главная движущая сила всех  великих  революций.    Революции,   говорил     В. И. Ленин, - праздник для угнетенных и эксплуатируемых. Благодаря активному участию масс в политической жизни  события в это время развиваются невероятно быстрыми темпами. Социальную революцию можно сравнить с очистительной грозой, после которой легко и свободно дышится. Революции сметают преграды с пути общественного прогресса – недаром Маркс называл их локомотивами истории.

Алексей Брагин, журналист, сотрудник пресс-службы ЦК КПРФ, помощник депутата Госдумы.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Похожие публикации