КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Социально-экономические и технико-организационные факторы модернизации системы воспитания и образования в Российской Федерации

А.Д. Акимов, член Президиума ЦС РУСО.

Выдержки из тезисов выступления А.Д. Акимова на конференции Российского военно-исторического общества в 2014 году.

Воспитание, образование и мотивация трудовой деятельности человека осуществляются при комплексном воздействии всех факторов естественной и антропогенной среды его существования, всех институтов технологической и социальной культуры, и форм общественного сознания: религии, морали, искусства, права, идеологии, политики, науки и др.

Высококвалифицированный, творческий, гуманистически и патриотически-мотивированный общественно-полезный труд становится основной производительной силой высокотехнологичного производства в информационном, постиндустриальном обществе, а высокая производительность труда, качество отечественной продукции и жизни граждан становятся необходимым условием конкурентоспособности государства в экономическом, этнокультурном, социально-политическом и военном отношениях.

В условиях резкого социального расслоения и неравенства экономических возможностей воспитания детей в российских семьях закономерно повышается роль муниципальных органов социальной опеки и попечительства, растет внимание комиссий по делам несовершеннолетних к уровню комфортности условий воспитания подростков, повышается значение спортивных, культурных, военно-патриотических и других общественных организаций дополнительного образования, роль государственного контроля за качеством школьного, внешкольного и семейного процесса воспитания и образования детей. Растет количество и качество интернатных форм воспитания и образования российских детей в социально-реабилитационных центрах, кадетских училищах, детских домах, школах интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[1]. Существенную государственную помощь получают родители, организующие надомное образование и воспитание как родных, так и приемных детей. Система среднего, высшего и дополнительного профессионального образования обогащается практикой сетевого и дистанционного обучения, обучения молодежи по договорам с предприятиями и учреждениями. На передовых предприятиях возрождается хорошо зарекомендовавшая себя в советский период индустриализации страны практика наставничества опытных кадровых работников над молодыми рабочими и специалистами, а также экскурсии школьников на предприятия в рамках профориентационной работы. Результаты многих социологических опросов свидетельствуют о том, что менее 50% выпускников российских высших учебных заведений в настоящее время находят себе работу по специальности. В этих условиях целесообразно усилить плановые начала в подготовке специалистов в соответствии с реальными потребностями отраслей отечественной экономики, научных, военных, финансовых, культурных и иных сфер общественного производства.

В соответствии с принципом трудового воспитания[2] целесообразна организация крупных учебно-научно-производственно-торговых объединений (УНПТО), интегрирующих основные элементы воспроизводства не только трудовых, но и финансовых ресурсов за счет организации фирменной торговли без посреднических цепочек, снижающих конкурентоспособность цен на продукцию российских предприятий. В рамках таких объединений шефская работа приобретает более систематический и эффективный характер на пользу как интегрированным образовательным учреждениям, так и соответствующим производственным предприятиям. Практика работы молодежных бирж труда выявила заинтересованность многих учащихся из небогатых семей к привлечению их на возмездной основе к посильному труду в свободное от учебы время в рамках действующего трудового законодательства. При этом, воспитание в трудовом коллективе оказывает гораздо более благотворное влияние на нравственное и физическое здоровье подростка, чем подворотня, случайные уличные знакомства, бесцельное проведение свободного времени, риски криминального влияния. Статистика МВД свидетельствует о наличии устойчивой тенденции роста подростковой преступности в таких областях правонарушения, как квартирные кражи, грабежи мобильных телефонов и сумок, автомобильные угоны, разбои и хулиганства.

За годы рыночных реформ здоровье российских детей снизилось до катастрофической степени. Лишь 20% выпускников школ не имеют психосоматических патологий. Около половины девочек и мальчиков имеют серьезные нарушения репродукционного здоровья. Российская Федерация занимает первое место в мире по детскому алкоголизму и наркомании, по числу курящих подростков и несовершенных лиц, вступающих в ранние и беспорядочные половые отношения. Многие школьники испытывают трудности с пониманием прочитываемых ими учебных текстов. В 2013 и 2014 годах от учителей и родителей поступало много жалоб на неэффективность методики общения между ними посредством рекомендуемой специалистами Минобрнауки России практики общения по электронной почте и через сайты в Интернете. Большая часть абитуриентов и преподавателей ВУЗов уверены в том, что оценка знаний учащихся только по результатам тестовых экзаменов ЕГЭ не совершенна и не обеспечивает действенного отбора наиболее способных и талантливых студентов, вызывая значительный «отсев» неуспевающих студентов по результатам сдачи текущих экзаменов во время первой же экзаменационной сессии в ВУЗе.

По данным Всемирной организации здравоохранения Россия стабильно занимает первое место по количеству самоубийств среди детей и подростков. Примитивно-запретительная и контрольно-ограничительная политика неолиберальных властей показала свою неэффективность при попытке реализации программ модернизации лучшей в мире традиционной советской системы народного образования и патриотического воспитания молодежи. Необходимо предлагать детям такие средства и методы обучения, которые уводили бы их с гибельных путей, обеспечивали бы общедоступные формы систематического участия детей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, художественном и научно-техническом творчестве, в посильном созидательном труде и общественной жизни школы и региона.

Введение т.н. «новой системы оплаты труда» учителей, врачей и других работников федеральных и муниципальных бюджетных учреждений привело к упразднению Единой тарифно-квалификационной системы оценки и оплаты труда, к передаче права на распределение фонда оплаты труда на усмотрение руководства этих государственных и муниципальных учреждений, что закономерно привело к многочисленным служебным злоупотреблениям при распределении фонда заработной платы, усилению дифференциации в доходах наиболее и наименее оплачиваемых категорий трудящихся, к росту коррупционной ёмкости управленческих решений. Продолжение практики финансирования российского образования и науки по остаточному принципу привело к значительной «утечке умов» на Запад среди трети молодых российских специалистов и появлению устойчивой мотивации поиска работы на иностранных фирмах у другой трети молодых специалистов.

В соответствии с системой объективных политэкономических законов социальная сфера воспроизводства трудовых ресурсов, включая трудовые отношения бюджетников и государственных служащих в высокообобществленных сферах производства, не может эффективно регулироваться стихийно-рыночными, конкурентными отношениями. Практика коммерциализации системы здравоохранения, воспитания, образования, культурного обслуживания населения и фундаментальной, академической науки показала снижение эффективности функционирования соответствующих отраслей после попыток их коммерческого реформирования, перевода на хозрасчет, приватизации или передачи на бюджетирование депрессивными Субъектами Федерации или дотационными муниципальными образованиями. При снижении гарантий социальной защищенности ученого, врача, педагога, госслужащего происходит деструктивная трансформация мотивации их труда с общественной на индивидуальную, с моральной на материальную, с патриотической на компрадорскую, с легитимной на коррупционную, с инновационно-творческой на бюрократически-исполнительскую. Ярким примером отторжения обществом правительственной инициативы по реализации федерального закона о монетизации социальных льгот явилась волна массовых протестов пенсионеров, инвалидов и других льготных категорий населения, приведшая к росту социальной напряженности в обществе и падению производительности труда в отраслях социальной сферы, торможению их инновационного развития и снижению качества социальных услуг.

Формирование квалифицированного, добросовестного и патриотического отношения к труду – сложная государственная задача, предполагающая применение комплекса воспитательных факторов и стимулов материального, социального, морального, идеологического порядка. Практика деидеологизации образования и науки привела к утере объединяющих общество ментальных и моральных скреп, неопределенности целевых установок общественного развития, размытости идеалов, неопределенности национальной идеи и как результат, к росту правового нигилизма, коррупции, преступности, в том числе, детской преступности. Гипертрофированные ценности личного обогащения и быстрого карьерного успеха часто приводят молодежь к завышенной самооценке, разочарованиям, невротизации, агрессивности и даже суициду. В начале текущего года один из учащихся школы № 263 СВАО г. Москвы убил из огнестрельного оружия учителя и тяжело ранил полицейского прямо в стенах школы на глазах у своих сверстников. Наличие демократических свобод не означает вседозволенности; наличие плюрализма мнений граждан и свободы совести не противоречит необходимости государственной идеологии, которая должна быть закреплена в Конституции РФ.

Положительное воспитательное значение для профилактики молодежной преступности имеет практика возрождения внепартийных пионерских, скаутских и других молодежных организаций в школах Москвы, Дагестана, других регионов страны. Хорошие результаты в воспитании патриотизма приносит практика выступлений ветеранов ВОВ, ветеранов Российской армии и флота на уроках мужества в средних общеобразовательных школах, в ходе организации и оформления школьных музеев боевой славы военных частей или различных родов войск в помещениях школы. Районные Советы ветеранов в различных районах Москвы систематически «привлекают ветеранов к участию в патриотическом воспитании населения и, прежде всего, молодежи, передаче ей лучших традиций в труде и служении Отечеству»[3]. Неформальный подход к преподаванию учебных дисциплин по Истории Отечества, Литературе, Обществознанию, Основам безопасности жизнедеятельности, занятиям по начальной военной подготовке, оказанию первой медицинской помощи, иным предметам гуманитарного цикла должен сбалансировать возможные технократические и формалистические перекосы при оценке эффективности работы средних общеобразовательных школ по количеству поступающих в ВУЗы своих выпускников. Новые школьные стандарты должны проходить более серьезное обсуждение среди специалистов научного и педагогического сообщества в академических и отраслевых ВУЗах и НИИ, а также проходить утверждение в профильных парламентских комитетах и комиссиях.

Снижение количества учебных часов на изучение в школах произведений классиков российской и советской литературы, закрытие таких государственных издательств как «Детгиз», «Воениздат», снижение бюджетных расходов на финансирование отечественной науки и образования по сравнению с стандартами советской системы образования и уровнем его финансирования в современных развитых странах свидетельствует о бессистемности принимаемых чиновниками решений по модернизации образования в Российской Федерации. Лозунги «модернизации» и «оптимизации» процессов управления отраслью являются неопределенными понятиями целеполагания, предполагающими возможность проведения как прогрессивных, так и регрессивных изменений, способствующих как как развитию, так и деградации объекта управления, не определяющих выбора эволюционных либо революционных форм проведения предполагаемых реформ, «перестроек», «ускорений», «инноваций» и т.п. намерений субъекта управления. Трудными для понимания сторонним наблюдателем оказываются такие лозунги как «суверенная демократия», «консервативная модернизация», «оптимизационный секвестр», «бархатная революция» и т.д. В п. 1 ч. 1 ст. 3 действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в качестве основного принципа государственной политики признается «приоритетность образования». Для технико-организационной реализации этой правовой нормы необходимо принятие вдвое большей, чем запланировано Правительством Российской Федерации, доли расходов консолидированного бюджета России на образование в размере не менее 7% от объема ВВП в РФ во избежание дальнейшей деградации системы воспитания–образования российской молодежи. Иначе реформирование российского образования снова пройдет по известной со времен экс-Премьера В. Черномырдина формуле: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Для сохранения единого экономического, правового, культурного, образовательного пространства Российской Федерации размер оплаты труда работников учреждений образования целесообразно определять при помощи единого федерального коэффициента, кратного региональному нормативу прожиточного минимума в соответствующей местности, а не в зависимости от среднего размера оплаты труда по промышленности региона. При реализации принципа вариативности финансового и методического обеспечения российского образования должна быть сохранена общедоступность (бесплатность) оздоровительной и культурологической подготовки молодежи в учреждениях общего и специального среднего образования в центрах детского творчества, секциях и кружках по интересам. Права и ответственность педагогов и родителей в оказании образовательных услуг и контроле за их качеством должны быть равными и взаимными при включении адекватных механизмов ученического самоуправления. Реорганизация, укрупнение, ликвидация малокомплектных сельских школ должна осуществляться только при согласовании с родителями детей и оформляться решением сельского схода граждан данной местности. Результаты прохождения школьниками тестирования в рамках единого государственного экзамена, как и результаты школьных олимпиад не могут быть единственным критерием отбора абитуриентов при поступлении на обучение в ВУЗы. Практика работы межведомственной комиссии по оценке эффективности деятельности российских ВУЗов свидетельствует о несовершенстве экономических критериев, например, таких показателей, как количество иностранных студентов, проходящих обучение в ВУЗе, или ином образовательном учреждении.

В странах ЕС и Америки отказались от принципа «подушевого государственного финансирования» учреждений начального, среднего и высшего образования из-за порочного приоритета количественных показателей эффективности деятельности учебного учреждения по отношению к качественным показателям успеваемости студентов и востребованности выпускников ВУЗа на рынке труда по соответствующей специальности. Преподаватель должен быть лишен соблазна фальсификации, завышения оценок, превышающих уровень действительных знаний студента по соответствующей учебной дисциплине. Количество учащихся не должно превышать научно-обоснованную норму численности группы в 20 человек. Стремление молодых людей получить отсрочку от прохождения годовой срочной службы в рядах Вооруженных сил страны не должно быть определяющим мотивом при ускоренном выборе ВУЗа и дальнейшей профессиональной специализации деятельности человека в научной или практической области. Решение проблемы правильной профориентации возможно при перенесении основного внимания преподавательского состава ВУЗов с жесткого входного контроля знаний и способностей абитуриентов на ужесточение системы контроля их текущей успеваемости и более активное отчисление из институтов наименее способных студентов так, как это практикуется в колледжах и университетах развитых западных стран.

Эффективным средством воспитания гражданской ответственности и повышения социальной активности молодежи является практика привлечения молодежи к работе в Молодежных палатах при районных Советах депутатов во многих муниципальных образованиях г. Москвы. Молодежные палаты органов местного самоуправления принимают активное участие в разработке и реализации сводных районных календарных планов по досуговой, социально-воспитательной и физкультурно-оздоровительной работе с населением по месту жительства. Согласно утвержденному Мэром Москвы «Положению о проведении конкурса на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу в городе Москве»[4] в целях более полного использования возможностей органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, отделов Военного комиссариата г. Москвы и общественных объединений в области военно-профессиональной ориентации граждан при подготовке их к военной службе среди административных округов и районов г. Москвы ежегодно проводится конкурс с оценкой результатов межведомственной комиссией с привлечением представителей заинтересованных общественных организаций. В соответствии с критериями и порядком проведения конкурса, определенными Министерством обороны Российской Федерации, проводится оценка результатов работы в отделах (объединенных) Военного комиссариата г. Москвы по районам столицы, в образовательных учреждениях среднего общего и специального образования, образовательных учреждениях Московской городской общественной организации Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)», учреждениях здравоохранения, объединениях (клубах) военно-патриотической направленности. В целях формирования положительного имиджа Российской армии и ознакомления призывников с производственными и бытовыми условиями прохождения срочной службы в воинских частях различных родов войск Правительством Москвы было принято распоряжение от 20 апреля 2010 года № 733–РП «О проведении в городе Москве Дня призывника.

В московских учреждениях дополнительного образования и досуга занимаются 4 миллиона детей, в том числе 300 тысяч – бесплатно. Во Дворце пионеров на Воробьевых горах работа с детьми реализуется по 350 бесплатным программам. В столице работают 156 Дворцов молодежи, центры досуга, различные клубы и спортивные секции. Социологический опрос, проведенный редакцией радиопередачи «Взлетная полоса» в начале 2014 года показал, что довольны работой детских учреждений дополнительного образования более 60% от числа опрошенных и 27% – не довольны.

Объективная потребность детей в более успешной социализации заметна по возрастанию запроса родителей, чаще всего из неполных семей, на организацию в дошкольных и школьных образовательных учреждениях групп и программ «продленного дня» в связи с ограниченностью времени и средств на обеспечение ребенка соответствующими услугами в учреждениях дополнительного образования на платной основе. Качество коллективного, гармоничного воспитания детей в суворовских, кадетских, иных специализированных государственных учреждениях интернатного типа не уступает, а в некоторых отношениях и превосходит результаты воспитания детей в приемных семьях. Успешная 15-летняя практика работы подмосковного молодежного центра «Соц-Томилино» является хорошим примером успешной социализации, образования и гармоничного воспитания подмосковной молодежи.

Большой положительный опыт патриотического, трудового воспитания, профориентационной работы со школьниками при оптимизации теоретического и практического компонентов учебного процесса, физических и умственных нагрузок учащихся, гармонизацией технико-математических, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, способствующих гармоничному развитию личности школьников, накоплен в гимназии № 1554 МО «Отрадное» г. Москвы и ряде других государственных образовательных учреждениях столицы.

Для того, чтобы модернизация системы воспитания и образования в Российской Федерации имела прогрессивный, а не регрессивный вектор развития, она должна опираться на научно обоснованную доктрину, приоритетную программу развития. Согласно «Концепции долгосрочного развития–2020» расходы на образование за счет государственных и частных источников должны составить 6,5–7% ВВП к 2020 году. В 2015 году на образование было выделено 4%. В планах на 2016 год социальные расходы получили «отрицательный прирост» на 1 % ВВП.

В условиях обострения геополитической конкуренции, экономических санкций, финансового кризиса появляется надежда на понимание разработчиками федеральной программы развития страны «Стратегия – 2030» той аксиомы, что вложение в человеческий потенциал – залог выживания страны, сохранения ее научного, технологического, экономического, культурного и политического суверенитета.

Для справки: сведения об авторе.

Акимов А.Д. – референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, пенсионер Министерства труда и социального развития Российской Федерации, преподаватель экономики и права 10 разряда ЕТС, председатель ревизионной комиссии Всероссийской общественной организации «Российские ученые социалистической ориентации» (РУСО), депутат МО «Отрадное» г. Москвы.

 


[1] См. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 27 апреля 2010 г. № 341–ПП «О ходе выполнения комплекса мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009 – 2011 гг.»

[2] См. п. 3, ч. 1, ст. 3 Федерального закона от 3 февраля 2014 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[3] Ст. 10 Устава Московской городской общественной организации пенсионеров, ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. М., 2005 г.

[4] См. Распоряжение Правительства Москвы № 1-593/10 от 1.06.2010 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу в городе Москве»

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.