КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

К выборам в ФРГ. «Светофор», «Ямайка» или…?

Прошедшие в конце сентября в ФРГ выборы в бундестаг не только не дали однозначного ответа на вопрос, кто же станет следующим канцлером Германии после решения Ангелы Меркель уйти «на покой», но и превратили ситуацию в политической жизни страны в самый настоящий ребус. Сейчас многочисленные аналитики в самой ФРГ и за её пределами рассматривают небывало большое количество вариантов как формирования нового правительства страны, так и кандидатуры самого его главы.

Победа на выборах социал-демократов (СДПГ) — 25,7% голосов избирателей и самое сокрушительное в истории поражение партии Меркель — христианских демократов (ХДС) — всего 24,1% создали такое положение, при котором, как ни странно на первый взгляд, оба бывших партнёра по предыдущей «большой коалиции» сохраняют шансы «получить» своего канцлера и сформировать правительство. Но для этого необходим целый ряд условий.

Во-первых, считают аналитики, «большую коалицию» теоретически можно было бы сохранить, поменяв местами партнёров: СДПГ стала бы «старшим братом», а альянс ХДС/ХСС — «младшим». Но такой вариант изначально отвергли оба лидера. Социал-демократ Олаф Шольц прямо предложил бывшим партнёрам «уйти в оппозицию», а глава ХДС Армин Лашет отказался «идти на поклон» к социал-демократам. Стало быть, прежняя конфигурация правительства отпадает.

Что сейчас на повестке дня у обеих главных партий? Поиск союзников для формирования правительства большинства. И тут на первый план вышли партии «второго эшелона»: свободные демократы (СвДП) и «зелёные». В сложившейся ситуации именно они могут считать себя «теневыми» победителями на выборах, поскольку без их участия формирование кабинета министров становится практически невозможным.

У «зелёных» почти 15% голосов избирателей, у СвДП — 11,5%. В совокупности эти две партии получили около 210 мест в новом составе бундестага. Союз с ними давал бы и СДПГ, и ХДС/ХСС гарантированное большинство и возможность уверенно «провести» своего канцлера на голосовании в парламенте.

Но есть и проблемы, причём в обоих переговорных случаях «старших» с «младшими». Лидер «зелёных» Анналена Бербок намерена занять пост министра иностранных дел в новом правительстве Германии независимо от того, кто его возглавит. А поскольку эта дама известна как сторонник ужесточения отношений с Россией, включая отмену всех договорённостей по «Северному потоку —2», то оба потенциальных старших партнёра по коалиции оказались в сложном положении. Олаф Шольц, как прагматичный политик, выступает за поэтапное улучшение отношений с РФ, и такой министр иностранных дел, как Бербок, союзницей ему явно не станет. Не лучше положение и у лидера ХДС Лашета: ему, как наследнику политики Ангелы Меркель в германо-российских отношениях, в которых наметились сдвиги к лучшему, никак нельзя делать «шаг назад» в этом направлении. Не поймут в первую очередь избиратели.

Достаточно хитрую позицию в переговорном процессе о потенциальном вступлении в коалицию занял и лидер СвДП Кристиан Линднер. Он прямо намекнул, что ему ближе союз с Лашетом, с которым у него уже есть опыт хорошего сотрудничества на примере коалиции ХДС и свободных демократов в крупнейшей земле ФРГ — Северном Рейне — Вестфалии. В этой ситуации социал-демократу Шольцу необходимо сделать Линднеру на переговорах такое заманчивое предложение, от которого тот не сможет отказаться, забыв о прежних предпочтениях. Но что в этом плане может предложить Шольц? И не станет ли такое предложение слишком откровенным отступлением от собственной стратегической линии?

Проще говоря, переговоры о будущей правительственной коалиции с участием «зелёных» и свободных демократов больше будут напоминать торг, который в данном случае, по мнению всех его участников, вполне уместен. На кону — участие в работе нового правительства и высокие должности в нём.

Так кто же — «Светофор» или «Ямайка»? Такие странные, на первый взгляд, названия возможных правительственных коалиций объясняются тем, что каждая политическая партия в ФРГ обозначает себя собственным цветом. Так, ХДС предпочла чёрный, социал-демократы и «Левые» — красный, СвДП — жёлтый», а «зелёные» — соответствующий названию партии. Даже «нерукопожатная» правопопулистская «Альтернатива для Германии» (АдГ) обзавелась собственным цветом, выбрав голубой.

Отсюда и упомянутые названия: «Светофор», то есть возможный союз СДПГ, СвДП и «зелёных», — это сочетание красного, жёлтого и зелёного цветов, а «Ямайка» — возможный союз ХДС с теми же младшими партнёрами будет означать сочетание чёрного, жёлтого и зелёного — в точности как цвета на государственном флаге небольшой карибской страны Ямайки.

Но уравнение, которое предстоит решать немецким политикам, имеет не два, а больше неизвестных. В случае если переговоры и у СДПГ, и у ХДС с «зелёными» и СвДП успеха не принесут, остаются и другие варианты. Например, формирование «красно-красно-зелёной» коалиции, где место свободных демократов займут «Левые». Но у такого союза есть существенный минус: он способен сформировать лишь «правительство меньшинства», ибо у «Левых» только 39 мандатов в новом бундестаге. Если бы число депутатов с этого года не увеличилось с 709 до 735, такой вариант мог бы стать проходным, но теперь — увы.

Правда, наблюдатели в таком случае рассматривают вариант получения недостающего при голосовании для простого большинства количества голосов поддержкой десятка депутатов… от АдГ. Если правопопулисты будут регулярно поддерживать правительство 10—15 голосами из своей, насчитывающей более 80 депутатов фракции, то такое правительство сможет стать вполне жизнеспособным.

Вот только надолго ли? Ведь поддержка от АдГ — это палка о двух концах. Сотрудничество, пусть и минимальное, с «нерукопожатной» политической партией страны будет сразу же использовано оппозицией против Шольца. И это он наверняка понимает, поэтому вариант «красно-красно-зелёной» коалиции существует, пожалуй, лишь в теории.

Ещё более маловероятно, что в канцлеры Германии смогут выйти Бербок или Линднер. Для этого при голосовании им необходима поддержка не только своих сторонников, но и доброй половины других парламентариев, что совершенно нереально.

И, наконец, худший сценарий: все варианты переговоров проваливаются, и президент ФРГ Франк Вальтер Штайнмайер назначает новые выборы в бундестаг в начале следующего года. Но такое развитие событий, по мнению наблюдателей, является самым невероятным из всех.

А пока приходится констатировать, что фрау Меркель до желанного политического покоя ещё далеко. Как отмечает «Дойче велле», завершение коалиционных переговоров и формирование нового правительства реально ожидать к католическому Рождеству — 24 декабря. А это значит, что муттерхен (матушка) Меркель будет продолжать исполнять свои обязанности всё это время. И единственным утешением для неё станет, пожалуй, лишь то, что она установит рекорд политического долголетия во главе своей страны, побив 19 декабря достижение Гельмута Коля по продолжительности пребывания на посту канцлера Германии — 5871 сутки.

Пётр Пархитько

 
 

 

 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.