КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

К 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Протест Героя…

Имена Михаила Егорова и Мелитона Кантария мне, как и любому советскому школьнику, были известны с самого детства. Потому что именно они поставили точку (даже не точку, а восклицательный знак), водрузив Красное знамя Победы над Рейхстагом. А вот имена других участников этого события мне стали известны гораздо позже. Между тем с одним из них мне посчастливилось общаться.

Я служил пропагандистом танкового полка, а в то время пропагандисты полков нашей танковой дивизии были приписаны к зенитной дивизии кадра, что стояла в нашем же гарнизоне, в качестве начальников политотделов бригад. Я уже однажды участвовал в развертывании бригады и проведении стрельб. Вдруг поступает команда в срочном порядке ночью принять людей из запаса, развернуть бригаду и выйти в указанный район. Приняли, укомплектовали подразделения, получили технику, прибыли в район. Не успели окопаться – налетает какой то зенитный генерал с претензиями к  политотделу – дескать ни хрена не делаете, людей не вдохновляете, встречи с фронтовиками не проводите, ну и так далее.

Что ж, мысль дельная. Комсомолец политотдела, парень деловой, говорит – есть такой!  Мы с ним быстренько мотнулись в город и привезли фронтовика. Да такого, что этот шумливый генерал сам слушал его, разинув рот.

Потому что выступал перед нами Герой Советского Союза полковник Зинченко Федор Матвеевич, командир 756 стрелкового полка - того самого, чьи разведчики Егоров и Кантария оставили свои имена на скрижалях истории. Тот самый полковник Зинченко, который был назначен первым комендантом поверженного Рейхстага.

Федор Матвеевич подробно рассказал о том, что красных знамен было изготовлено 9 – по числу дивизий, участвовавших во взятии Рейхстага, что ему было вручено знамя № 5, что было приказано прикрепить знамя так, чтобы оно было видно всему Берлину, и что знамя это должно быть только одно – того, кто первым ворвется в Рейхстаг.

Рассказал Федор Матвеевич и о том, какой жестокий бой вел в Рейхстаге его полк, что на острие атаки был стрелковый батальон под командованием капитана Неустроева и замполита старшего лейтенанта Береста. Рассказал и свою версию, почему Берест остался без Звезды Героя.

А дело было так. Когда Рейхстаг был почти полностью очищен от врага, в одном из подвальных помещений было обнаружено большое количество немцев, не желавших сдавать оружие. Командовал ими генерал. Так вот этот генерал был согласен вести переговоры с советским офицером, равным ему по званию, в крайнем случае не ниже полковника. Обстановка оттягивать время не позволяла, никого из полковников поблизости не наблюдалось, и кто-то придумал воспитать полковника в своих рядах. На Алексея Береста (а был он парень сложения богатырского) нацепили полковничьи погоны, переделанные из майорских, он блестяще провел переговоры с фашистским генералом, в результате которых вся эта группа немцев была разоружена и взята в плен. Как по мне, то за это и еще одной Звезды не жалко, но тогда кому-то в верхах такое самоуправство в отношении воинского звания показалось совершенно недопустимым, и представление было застопорено.

Федор Матвеевич Зинченко последние свои десять лет жил в Черкассах, но в 1991 году покинул нас и был похоронен на третьем городском кладбище.

На этой печальной ноте можно было бы и закончить мой рассказ о встрече с легендарной личностью, если бы не одно НО.

Осенью 2015 года в совете городской ветеранской организации кто-то сказал, что памятник на могиле Зинченко просел и покосился. Мы долго требовали от городских властей поправить памятник. Наконец работы были проведены, памятник выровнен, казалось, все в порядке. Ан нет. Через какое-то время стали проседать плиты вокруг памятника. Это заметно даже на фото.

Но самое интересное заключается в том, что все эти беды со стелой и плитами начались в то самое время, когда на Украине был принят пакет так называемых декоммунизационных законов, которыми вся советская символика, включая и Знамя Победы, оказалась под запретом. Во как! Символ Победы, Знамя Победы, которое Герой Советского Союза полковник Федор Матвеевич Зинченко своим полком с боем водрузил над Рейхстагом, оказалось на Украине под запретом! Да ведь Герой даже из могилы протестует против такой, мягко говоря, несправедливости!

Ю. Данилов,

полковник в отставке

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.