КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Ирина Филатова на демографической секции XXV Всемирного Русского Народного Собора: в российском законодательстве отсутствует очевидная константа – приоритет родной семьи

27 ноября 2023 года Ирина Филатова выступила с докладом в рамках юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора на секции «Демография», посвященной укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, новым концепциям демографической семейной политики и воспитанию молодого поколения на основе стандарта семьи в традиционном российском понимании. 

 

В российском законодательстве отсутствует очевидная константа – приоритет родной семьи. И не просто приоритет родной семьи, но и само определение семьи. На законодательном уровне дается только определение близких родственников. Семья, как единство ее членов, не звучит, не является абсолютом. Эта концепция пронизывает всю социальную сферу.

Например, система органов защиты прав и интересов детей. Ни один орган не обременен обязанностью помогать вернуть изъятого ребенка именно в родную семью. Напротив, выделяются колоссальные деньги на выплаты опекунским семьям, и эти выплаты почему-то кратно выше, чем пособия малообеспеченным родителям. Государство чужим людям платит больше. Почему эти деньги идут не на помощь бедствующей семье? На мой взгляд, ситуация парадоксальна. 

По итогам всероссийской переписи населения, в России 24,5 млн. семей с детьми. Количество семей с одним ребенком составляет 77,5% и среди них  62% являются малоимущими. Даже при одном ребенке 2/3 семей не в состоянии обеспечить детям прожиточный минимум. Буквально каждая такая семья живет под дамокловым мечом, потому что финансовое неблагополучие автоматически влечет претензии в ненадлежащем исполнении родительских прав. Рождение детей становиться роскошью и привилегией обеспеченных!

Этот вывод подтверждают данные Аппарата Уполномоченного по правам ребенка, который летом озвучил анализ причин нахождения детей в возрасте от 1 до 4 лет в домах малютки в 5 регионах. 23%, то есть каждый 4ый, попали туда из-за материального неблагополучия родителей.

Еще одна системная проблема – отсутствие детального регулирования ситуаций, когда детей изымают, а когда обязаны вернуть. «Непосредственная угроза жизни и здоровью», трактуется максимально вольно и выливается в произвольное отобрание детей по формальным, незначительным и надуманным предлогам. Вероятность последующего их возврата в родную семью стремится к нулю. Почему?

Не последний значимый фактор – подушевое финансирование детских учреждений. И речь идет о довольно внушительных суммах: от 100 до 300 тысяч за содержание 1 ребенка в месяц. Помимо средств от государства еще и родители обязаны выплачивать алименты на содержание ребенка учреждению, где он пребывает. Порядок расчета взыскания законодательно не урегулирован и определяется каждым регионом самостоятельно. С момента подачи иска о лишении родительских прав и взыскании алиментов и до вступления решения суда в законную силу (в среднем около года) сумма набегает от 150 тыс и выше, исходя из прожиточного минимума по регионам.  Родитель, который в течение года не оплачивал алименты в надежде выиграть дело, заплатит больше, так как сумма будет исчисляться исходя из средней заработной платы, определяемой Росстатом. Плюс проценты, штрафы, и средний долг за один год уже от 200 000 руб. до 500 000 руб. Невыполнимо! Итог - ребенок остается в детском доме из-за бедности родителей, а неисполнение родителем алиментных обязательств в течение двух месяцев влечёт сначала административную ответственность, позже - уголовную с той же выплатой суммы долга, неустойки и штрафов.

Единственный выгодоприобреталь – учреждения (детские дома и приюты), получающие довольствие на содержание детей как от государства, так и от родителей. Согласитесь, это весьма соблазнительно! Поэтому существует целая система удержания детей вне семьи, недопущения возврата их домой. На законных основаниях, за счет законодательных пробелов. Безусловно, ценность родной семьи в разных регионах разная. Где-то поддержке уделяется большое внимание, а где-то приоритеты другие. Например, в бюджете Красноярского края на 2024 год на поддержку семьи и детей предусмотрено 114 млн. рублей. Из них 77 – на содержание детских домов и оказывающим сопутствующие услуги организациям (психологи и прочие соцработники). Цифры говорят за себя. А где-то местные власти даже устанавливают ПЛАНЫ по набору в детские дома!

Сформированная система «защиты прав и интересов» детей представляет из себя деструктивную, мало управляемую конструкцию, которая способствуют разрушению семьи и росту социального сиротства, наносит непоправимый урон государственным задачам в сфере демографии, а так же ставит точку невозврата ребёнка родителю, а ребёнку - кровной семьи. 

Что необходимо сделать? 

  1. Реформировать систему органов опеки и попечительства, профилактики семейного неблагополучия на принципе централизации с системой вертикального подчинения, переориентировав с репрессивного подхода в отношении неблагополучных семей к созидательному, поддерживающему.
  2. Законодательно закрепить приоритет прав родителей на воспитание детей; право детей на воспитание в родной семье и приоритет прав близких родственников на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.
  3. Пересмотреть условия и порядок начисления алиментов за содержание ребенка в детском доме, а так же исключить задолженность по этим обязательствам из оснований для отказа в возврате ребенка в семью. 

Нельзя допустить, чтобы бедность стала причиной разрушения семей и перераспределения детей в обеспеченные семьи. Уничтожить семью очень просто, давайте сделаем все возможное, чтоб ее сохранить!

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.