КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Интервью с лидером донецких коммунистов Борисом Литвиновым к 10-летию Донецкой Народной Республики

Десять лет назад, 7 апреля 2014 года был провозглашён государственный суверенитет Донецкой Народной Республики. Открылась новая страница в истории Донбасса, России, да и всего мира. Своими воспоминаниями о том, как разворачивались события, делится один из организаторов движения за самоопределение Донбасса, автор Акта и Декларации независимости ДНР, экс-председатель Верховного Совета ДНР, руководитель фракции КПРФ в  Народном Совете Донецкой Народной Республики, лидер донецких коммунистов Борис Литвинов.

Автор: Юлия Михайлова, член КПРФ.
 

- Борис Алексеевич! Обстановку в Донецкой области, сложившуюся к началу апреля 2014 года, вряд ли можно назвать спокойной. И все же что именно послужило толчком для последующих событий, сыгравших ключевую роль в ее судьбе?

- 6 апреля, в воскресенье, на  площади Ленина в Донецке состоялся масштабный митинг, участие в котором приняли представители подавляющего большинства городов и районов  Донецкой области, политических партий и общественных организаций. Мы настаивали на встрече с главой обладминистрации и депутатами областного Совета. Естественно, никто не пришел, мало ли о чем просит народ? Тогда участники митинга приняли решение идти к зданию областного Совета, зайти в здание и ждать в нем начало сессии Областного Совета, которая, по нашему требованию, должна была состояться в понедельник. Милиция, к слову, особо не чинила препятствий нашему проникновению.  Мы – около 300 человек – прошли в зал заседаний, сели в кресла, скандируя «Ура-ура-ура!». Ближе к вечеру в группе, взявшей на себя роль организаторов народного протеста возник вопрос о том, что делать в случае, если депутаты завтра не соберутся на свою сессию. Медлить было нельзя, и мы решили взять на себя ответственность за судьбу населения нашей области. Необходимо было готовить соответствующие документы. Члены руководящей группы начали высказывать свое мнение о возможном создании нового государства, не в составе Украины. Я внимательно всех выслушивал разные предложения, записывал, предлагал строить новое государство на принципах народовластия, социалистических принципах, в союзе с братскими народами, ранее входившими в СССР.  Почти все присутствующие не возражали против такого государства.   Мне было поручено к утру написать АКТ о провозглашении суверенной республики, Декларацию основных принципов нового государства и Решение съезда представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций. Так буквально за ночь были созданы основополагающие документы нового государства – Донецкая Народная Республика.

Как мы и предполагали, к 12 часам из депутатов областного совета пришло лишь пять человек, четверо из которых были коммунистами. Мы распечатали и раздали подготовленные документы, провели регистрацию присутствующих, кстати были представители почти от каждой административно-территориальной единицы. А вот из политических партий, только представители Компартии Украины., Но это не было решением руководящих органов КПУ, это было индивидуальное решение коммунистов участвующих в народном восстании. Более того, областное руководство Компартии высказывало претензии по поводу моего и других коммунистов активного участия в этом процессе.

В зале было темно – горели всего две-три лампочки, не было звукоусиления. К счастью, мы нашли мегафон. Декларацию и акт мы поручили зачитать Владимиру Маковичу – он не был ни политиком, ни активистом, просто в революционный момент оказался в гуще событий. Мне поручили зачитать решение о признании Акта и Декларации о суверенитете. Поручили потому, что сам его писал, и в случае чего мог дать необходимые пояснения, ну и требовалось организовать голосование по проектам документов..

В это время на площади перед домом правительства находилось 5-6 тысяч человек, которые просто физически не смогли войти в это здание. Многие там ночевали. Примерно в час дня мы вышли на площадь и зачитали принятые документы. Люди восторженно восприняли наши решения, особенно о проведении референдума 11 мая.

- А почему была выбрана именно эта дата?

- Было очевидно, что ранее, чем 11 мая, мы просто не сможем его провести. Но и откладывать на более поздний срок проведение референдума было нельзя. На следующий день было избрано восемь сопредседателей правительства ДНР, в числе которых были Андрей Пургин, Денис Пушилин, Игорь Хакимзянов, я, как автор принятых документов и еще несколько человек. Мы разделили между собой полномочия, но самая главной нашей задачей была организация референдума. На подготовке к организации волеизъявления народа мне и поручили сосредоточиться. Опыт у меня был, я начал собирать команду. И опорой мне были сохранившиеся компартийные структуры.

             Незадолго до намеченного нами срока проведения референдума киевская власть приняла решение о проведении выборов президента 25 мая.  К этому дню нам предлагалось приурочить и наш референдум.  Мы не согласились. Ведь в случае, если бы выборы президента и наш референдум проводились в один день, то на наш референдум никто бы не обратил внимания. А вот факт проведения на территории области выборов президента Украины, пусть даже с отрицательным результатом позволил бы заявлять о легитимности президентских выборов, и считать нас украинским субъектом. Поэтому хотя с просьбой о переносе даты проведения референдума с 11 на 25 мая к нам обратился и Президент РФ В.В. Путин мы не могли пойти на это.

- Какие вопросы были вынесены на референдум?

- Вопрос был один: «Поддерживаете ли Вы решение о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики» Ответ: ДА или НЕТ. Первоначально мы думали вынести семь или восемь вопросов, потом их число сократилось, но даже если бы мы оставили два вопроса, то на них могли бы быть даны противоречивые ответы. Нам же необходимо было получить от сограждан однозначный ответ: выступают ли они «за» суверенитет или «против» него. Все остальное – производное от этого ответа. После жарких споров мне удалось убедить членов Временного правительства, что на референдум необходимо выносить только один вопрос: быть республике или не быть.

- На какие средства он проводился в Донецкой народной республике?

- Это был один из сложнейших вопросов. Составили смету. А денег нет! Опираться мы могли только на поддержку населения, народные средства. Люди несли нам деньги.  Но их было слишком мало. Помог случай. В подвалах администрации мы нашли 15 тонн бумаги. Потом еще в Областной прокуратуре обнаружилось около 5-7 тонн. Найденная бумага покрыла значительную часть затрат, ведь нам предстояло напечатать 3 млн 200 тысяч бюллетеней, более 15 тысяч бланков Протоколов, тысячи инструкций по Референдуму и много еще чего. Мы разработали красивые макеты - нашлись люди, которые сделали это абсолютно бесплатно. Первоначально помочь нам вызвались 10 типографий. Однако под давлением внезапно отказали абсолютно все! Давление, к слову, было колоссальное, СБУ и милиция еще работали, арестовывали людей, хватали на улицах, мы меняли квартиры, ночевали в разных местах. И все — ступор. Что делать? До референдума остается три недели, а печатный станок так и не запускался. Я должен отдать должное нашему Донецкому обкому Компартии Украины, хотя были тяжелые моменты у руководства Обкома. Коммунисты среднего звена и рядовые коммунисты были в этом деле, а высшее руководство сильно колебалось. Обратились мы в Обком партии тогда. Взяли четыре ризографа, несколько принтеров и организовали собственный печатный цех непосредственно в Центральной избирательной комиссии.  Зал, где располагалась наша типография, находился под охраной народного ополчения, туда никого, кроме тех, кто печатал, не пускали.

Работа велась круглосуточно, в три смены, без выходных, люди там буквально жили. Тубы менялись каждые 4-5 часов. За неделю до даты референдума мы отпечатали все бюллетени и начали развозить их по городам и поселкам. Но и тут подстерегали провокации. Приведу такой пример. Повезли мы бюллетени в Краматорск, где  около ста тысяч избирателей, на нескольких машинах. И в это же самое время появляется ролик на YouTube о том, что СБУ Украины перехватило крупную партию уже заполненных бюллетеней в пользу референдума — чистая провокация. Однако обмануть людей не удалось – показанные бюллетени выглядели совсем иначе.

- Был ли у вас опыт проведения референдума? На что опирались законодательно?

- Согласно Конституции Украины, ее народ имеет право на референдум, но закона о его проведении за 23 года существования «незалежной» разработано не было. На все наши обращения нам отвечали: вот примут закон в Верховной Раде, тогда и вернемся к этому вопросу. Поэтому опыта проведения референдумов у большинства членов ЦИК не было. В основном только коммунисты имели такой опыт. Мы уже организовывали всеукраинский Референдум против вступления Украины в НАТО. И все же, удалось собрать команду из юристов и людей, имеющих большой опыт проведения избирательных кампаний, перелопатили законодательную базу - и российскую, и украинскую, и советскую — и на ее основе написали временное положение о проведении референдума в Донецкой области Украины, которое приняли на заседании Временного правительства.

- Но на вас легла необходимость самостоятельно оборудовать избирательные участки, сформировать избирательные комиссии. Как вы с этим справлялись?

- Конечно, имелась традиционная разбивка Украинского ЦИКа на участковые комиссии. Однако местные власти, вынужденные метаться между интересами избирателей и киевской властью, официально почти повсеместно отказывали нам в помощи. И мы нашли такой ход: согласившиеся пойти нам навстречу  руководители школ и ДК, где традиционно происходили выборы, утром в день голосования звонили в милицию и сообщали о «захвате». Милиция заносила соответствующую запись в журнал, но на место не выезжала. Однако к утру следующего за выборным дня мы должны были свернуть наши участки. Местная власть смотрела на это сквозь пальцы - ей важно было показать, что она не при чем, не виновата, вот - даже запись в журнале есть. А милиция, в свою очередь, объясняла свое бездействие большим числом вызовов, на которые она не могла оперативно отреагировать. Таким образом, нам удалось открыть 1677 обычных и 135 специальных участков. 

- Каковы были итоги референдума?

- Мы рассчитывали на хороший результат, но он превзошел все наши ожидания.

Участие в референдуме приняли более 75 % избирателей, что для нынешнего времени – явление небывалое.  Ситуация в обществе была очень напряженной и накалялась с каждым днем. Референдум действительно проводился по инициативе населения. Агитировать не надо было, агитаторов было достаточно среди людей.  Вблизи избирательных участков постоянно толпились люди: проголосовав они не уходили, а  стояли и смотрели, как идут другие. Некоторые ходили по дворам и квартирам с просьбой к замешкавшимся прийти на участки.

Положительно на вопрос о необходимости получения Донецкой областью суверенитета ответили 89,7%. Видимо, те, кто был против, на участки просто не пришли. Это их право. Возможность выразить свое мнение им была предоставлена.

- Какая обстановка была в то время в стране?

- Уже шли боевые действия. 2 мая трагические события произошли в Одессе, 9 мая - в Мариуполе. Поэтому в некоторых населенных пунктах – Мариуполе, Славянске и др. мы предусмотрели возможность проведения досрочного голосования – за два-три дня до назначенного срока, чтобы люди, которые побоятся приходить на участки 11 мая, все-таки смогли выразить свою волю. Да и в день голосования ситуация не была спокойной.  В микрорайоне Широкий – это край Донецка на Мариупольской трассе - стрельба велась со стороны поля на подходе к избирательному участку. Туда пытался прорваться Правый сектор. Мы туда послали отряды для охраны, которые не дали захватчикам прорваться на территорию Донецка, чтобы люди могли пройти проголосовать.

Да и за нашими бюллетенями очень много охотились. Мы, конечно, старались все держать под контролем, в каждом городе были созданы отряды по защите волеизъявления народа.

- А кто сидел на участках, производил подсчет голосов?

- Для работы по проведению референдума мы, в первую очередь, привлекли  знакомых, родственников, сослуживцев, откровенно сказав, что мы делаем великое, большое дело, сопряженное с риском. В основном на призыв о помощи откликнулись женщины. Кроме этого мы каждый день и на площадях, и через перешедшие под наше управление телеканалы приглашали тех, кто имел опыт работы в избирательных комиссиях. И такие люди нашлись! Правда, членов территориальных и областных комиссий среди них практически не было. Буквально единицы. Но энтузиастов было много. Членами комиссий работало более 21500 человек и более 10 тысяч наблюдателей.

Хочу подчеркнуть, что наш референдум проводился на территории всей Донецкой области. Его итоги – результат волеизъявления всего населения Донецкой области.

- Что требовалось предъявить избирателю для участия в референдуме?

- Паспорт, подтверждающий место жительства. Но с учетом сложившейся военной обстановки: многие были в ополчении, были беженцы с других районов, уже шли боевые действия и много людей оказалось в городе Донецке. Для граждан, проживающих на территории Донецкой Республики, но не являющиеся жителями Донецка,

были организованы два избирательных участка – так называемые «нулевые», один из них прямо возле баррикад у Дома правительства.

- А что происходило после закрытия избирательных участков?

- Ночь была бурной. Первые итоги с избирательных участков близлежащих районов начали поступать после часа ночи. Потом прекратился поток, пару часов нам удалось поспать -  в креслах, на стульях, на столах. С рассветом поток поступающих бюллетеней усилился. Бюллетени мы собрали практически отовсюду, за исключением двух районов – Александровского и Велико-Новоселковского. Дело в том, в этот же день, 11 мая, на территории Александровского и Велико-Новоселковского районов украинский олигарх, глава Днепропетровской облгосадминистрации Коломойский организовал пседореферендум о присоединении этих районов к Днепропетровской области. В сельские дома – а в этих районах преимущественно расположены сельские населенные пункты – заходили вооруженные автоматами люди и выгонять людей на улицу, чтобы те шли голосовать. Затея потерпела фиаско, но протоколы из этих районов к нам не поступили. Люди из этих населенных пунктов ехали в соседний район и голосовали там, где была возможность выразить свою волю.

Считали всё вручную. Однако к 12 часам утра итоги референдума уже были подведены. У нас сидели несколько групп приема, а потом все это я сводил в единую базу. В основном протоколы поступали из территориальных избирательных комиссий, которых было более 40, основная нагрузка легла именно на них. Порой протоколы поступали непосредственно  из участковых комиссий – преимущественно расположенных в населенных пунктах, где сохранялась опасность - Краматорска, Славянска, Артемовска и др.  В этом случае они садились вместе, все пересчитывали, сводили и подписывали территориальный протокол. В тех районах, где было особенно опасно результаты были переданы по телефону или в электронном виде.

Мы, члены Центральной избирательной комиссии, находились в постоянном напряжении, опасаясь, что кто-нибудь прибежит и скажет: начинается штурм или бомбежка. Хотя мы находились под защитой вооруженной охраны не оставляло ощущение: «Сейчас нас захватят!». Но противная сторона, мне кажется, не знала, в каком помещении мы находимся. Мы маскировались до последнего, а когда начали готовить итоговый протокол, разделились на две группы. Для составления итогового протокола некоторые члены ЦИКа осталась в этом здании, в котором мы были, другие отправились в подвальное законспирированное помещение. Печать передали членам комиссии, которые спустились в подвал, а у меня все было в компьютере.

Итоговая пресс-конференция, на которую аккредитовалось более 400 журналистов, была назначена  на час дня двенадцатого мая и должна была проходить в одном из помещений здания, где располагался ЦИК. И вот подходит время начала конференции, а тех, что в подвале – все нет. Все волнуются. Корреспонденты просят прокомментировать итоги референдума, озвучить точные цифры. А я думаю о второй группе живы ли, не арестованы ли. Ведь связи никакой.

За 5 минут до провозглашения мы с Денисом Пушилиным пробираемся на сцену. Садимся – я открываю свой ноутбук, потому что все цифры у меня там, но у меня нет протокола с печатью. Остается три минуты, две. И вдруг, буквально за полторы минуты, откуда-то из под руки корреспондента появляется Роман Лягин с протоколом в руках. Счет шел на секунды: будет к назначенному времени протокол или не будет. Конечно, я бы зачитал с компьютера, но это было бы не то. Все внимание сосредоточилось на него, он начал оглашать результаты, начали фотографировать протокол, все на камеры снимать. Таким образом провозгласили итоги референдума. Провозгласили, сняли с себя такой груз ответственности, который лежал.  К сожалению, в последствии вышеназванный Роман Лягин перешел на Украину с повинной, но по имеющимся сведениям Украины его не простила.

- Какие изменения привнес в жизнь республики референдум?

До референдума у нас действовало Временное правительство, которое призвано было решать самые насущные сиюминутные задачи -  управлять возведением баррикад, обеспечивать питание населения, подготовить и провести референдум. Сразу же после подведения итогов референдума, 13 мая, мы приступили к формированию правительства. Андрей Пургин  стал заместителем председателя правительства. Меня назначили  Министром Совета министров - Управляющим делами Совета министров. Заседали практически каждый день – вопросов много было.

Дениса Пушилина избрали председателем Верховного совета. Наш парламент состоял из 150 человек – активистов, в первую очередь тех, кто был зарегистрирован в зале во время принятия декларации о суверенитете. Логика была проста – проголосовали, пусть берут на себя ответственность за это.

События развивались бурно. Было совершено несколько покушений на Пушилина. Один раз взорвали его машину недалеко от здания Администрации. Второй раз -  микроавтобус, в котором он ехал, погибли четыре его охранника, и только по чистой случайности там не оказалось Пушилина. Какое-то время парламентом руководил его заместитель Маркович.

Ситуация в парламенте становилась все более напряженной и мне было предложено возглавить Парламент – а я был депутатом, параллельно Управляющим делами Совета министров.

Тогда, да и после тех событий на руководителей и активистов народного восстания совершено множество покушений врагами нашей республики. От рук наемных убийц погибли Герои ДНР: первый Глава Республики Александр Захарченко, прославленные командиры народного ополчения Арсен Павлов «Моторола», Михаил Толстых «Гиви», Олег Мамиев «Мамай», Владимир Жога «Воха» и многие, многие другие. Донбасс и Россия будет всегда чтить память Героев, вставших на сторону народа в борьбе с неофашизмом, за народовластие и социальную справедливость.

    В эти дни, мы отмечаем 10-летие событий, которые всколыхнули значительную часть мира. Все это время с нами вместе была КПРФ. Политическая, гуманитарная, методическая помощь и поддержка Геннадия Андреевича Зюганова, персональная работа с нашими республиками Казбека Тайсаева, колоссальные усилия всей команды руководителей КПРФ и всех коммунистов помогли нам выстоять в борьбе со всемирным злом. 

 После 8 лет нашего сопротивления киевской хунте и их хозяевам, по настоянию депутатов КПРФ в Государственной Думе РФ, нашу государственность признала Россия.   За тем, после референдума определившего наш дальнейший статус, мы стали полноправным субъектом Российской Федерации. Осуществилась наша главнейшая цель – мы начали возрождать нашу общую Родину -Россию. Наша борьба показала, что только вместе с Россией у народов на Евразийском пространстве есть будущее. Вместе мы сможем отстоять наш государственный суверенитет, и сделать вывод – что в будущее наши народы смогут пройти только по дороге социализма. Других путей у нас нет.

***

АКТ

о провозглашении государственной самостоятельности

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Донецк                                                                                                     07.04.2014г. 

 На Украине,  при поддержке законодательной, исполнительной и судебной властей, незаконными военизированными формированиями  совершен государственный переворот. 

   Новая  власть лихорадочно ищет защиту и поддержку в Америке и в Европе, у тех, кто с 2005 года и так фактически управляет нашей страной.  Руководителями государства подписываются кабальные договора с международными организациями. Страна  втягивается в  НАТО. 

   Разрушены вековые братские отношения со славянскими народами, народами составляющими Содружество Независимых Государств

   В стране введена жесточайшая цензура.  Нагнетается антироссийский психоз, формируется образ врага из братского Российского народа.  На Украине устанавливается националистическая  профашистская диктатура при поддержке олигархического капитала.

  Жители Донецкой области и многие депутаты всех уровней, которым  дорого будущее нашей земли и живущего на ней народа, дороги дружба и сотрудничество со странами Таможенного Союза, категорически против сотрудничества с преступной властью, не признают ее незаконные решения. 

  Выражая огромную тревогу и обеспокоенность возрастанием напряженности и непреодолимых противоречий между различными частями Украины,  основываясь на волеизъявлении народа Донецкой области, подтверждая приоритет общечеловеческих ценностей, приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права,

Съезд представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций,  провозглашает создание

Суверенного государства

- ДОНЕЦКАЯ  НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА.

ДОНЕЦКАЯ  НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА будет строить свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом, на началах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества. Территория ДОНЕЦКОЙ  НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ в признанных административных границах является неделимой и неприкосновенной. Настоящий Акт, вступает в силу с момента его утверждения на обще-областном референдуме.

***

ДЕКЛАРАЦИЯ

о суверенитете Донецкой Народной Республики.

    Съезд представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций Донецкой области, исходя из положений Устава Организации Объединенных Наций и целого ряда других международных документов, закрепляющих право народов на самоопределение,

- выражая волю многонационального народа Донецкой области

- сознавая историческую ответственность за будущее Донецкой области и её народа

- уважая суверенные права всех народов  и  волю народов на путь их дальнейшего развития;

– исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, Всеобщей Декларации прав человека, других общепризнанных международно-правовых актов;

 – стремясь создать народное,  правовое, демократическое, суверенное  государство;

ПРОВОЗГЛАШАЕТ:

Создание суверенного государства Донецкая Народная Республика.

  Государственный суверенитет Донецкой Народной Республики обеспечивает   верховенство, самостоятельность, единство и неделимость государственной власти республики в пределах ее  территории, независимость и равноправие, во внешних отношениях.

1. Граждане всех национальностей Донецкой Народной Республики составляют её  народ, который является носителем суверенитета и источником государственной власти. Полновластие народа реализуется на основе Конституции Донецкой Народной Республики, как непосредственно, так и через выборные представительные органы.

Государственная власть в республике осуществляется по принципу разделения её на законодательную, исполнительную и судебную.

От имени народа Донецкой Народной Республики может выступать исключительно Верховный Совет Республики.

Наиболее важные государственные вопросы, связанные с развитием республики, её взаимоотношениями с другими государствами, выносятся на всенародное обсуждение или референдум.

2. Территория республики не может быть изменена без согласия её граждан.

Верховный Совет республики решает все вопросы административно-территориального устройства.

3. Республика гарантирует равные права и свободы всем проживающим на её территории гражданам, независимо от их национальности, социального происхождения, политических убеждений, отношения к религии.

4. Народ Донецкой Народной Республики имеет исключительное право собственности на землю, её недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Республики.

Экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории республики, является её собственностью, материальной основой суверенитета и используется в интересах ее граждан.

Предприятия, учреждения, организации и объекты других государств, международных организаций могут размещаться на территории Донецкой Народной Республики и использовать её природные ресурсы только в соответствии с Конституцией и законами Республики.

Республика обеспечивает условия для свободного развития и защиты конституционно признанных форм собственности, которые исключают присвоение результатов чужого труда, при приоритетном значении коллективных форм;

5. Республика самостоятельно определяет свой экономический статус, проводит финансовую, кредитную и инвестиционную политику, формирует свой государственный бюджет, устанавливает порядок образования и использования валютного и других фондов.

6. Республика самостоятельно устанавливает порядок охраны природы на своей территории и использования природных ресурсов, осуществляет мониторинг за экологической обстановкой.

Республика имеет право запретить строительство, прекратить функционирование любых предприятий учреждений и организаций, а также других объектов, создающих угрозу экологической безопасности.

7. Республика самостоятельна в решении вопросов науки, образования, культурного и духового развития.  Гражданам всех национальностей, проживающим на  территории Республики, гарантируется право их свободного национально-культурного развития, использования и всестороннее развитие национальных языков.

Настоящая Декларация действует с момента принятия и является основой для разработки Конституции Донецкой Народной Республики, участия в подготовке и заключении  договоров с другими республиками и государствами.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.