КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Дорогие черты воплощая

Автор: Раиса АБОЛИНА, кандидат искусствоведения, лауреат Государственной премии РСФСР.

Живопись, скульптура, графика проходят свой особый путь в поисках действенных средств для решения ленинской темы. Вся изобразительная Лениниана базируется на одной главной основе — прижизненных портретах Ленина. Сразу же скажем, что за исключением скульптур и рисунков Н.А. Андреева (о его творчестве «Правда» недавно подробно рассказала в №118 (31467) от 27—30 октября 2023 года. — Ред.), созданных в продолжительной и целеустремлённой работе, эти произведения немногочисленны и фрагментарны. В.И. Ленин из-за большой занятости не мог позировать художникам, да и не любил, чтобы его писали и рисовали.

Характерно и другое: на просьбу одного из художников позировать ему Владимир Ильич ответил, что это будет неестественно.

Зарисовки, наброски головы и фигуры Владимира Ильича в немалой степени носят мимолётный, эскизный характер. Они фиксируют отдельные моменты, быстро меняющиеся состояния и почти никогда не доводятся до степени завершённого портрета. Но в них иногда важен не конечный результат, а сам процесс работы, те художественные приёмы, к которым прибегал мастер, чтобы пластически воплотить ленинские черты. Особенно ценный материал дают те художники, которым посчастливилось работать в кремлёвском кабинете Ленина или рисовать на митингах, заседаниях, наблюдая вождя в кипучей политической и государственной деятельности. Интересны не только их рисунки, но и воспоминания об этих незабываемых часах общения с Владимиром Ильичом, оставивших неизгладимый след в сердце каждого.

Отдельные мимолётные зарисовки издали тоже дают интересный материал для восстановления облика вождя в различные периоды его революционной деятельности.

Первые изображения относятся к периодам жизни в эмиграции.

Большинство рисуночных портретов вождя сделано художниками уже в советский период.

Первым здесь выступает Г.Д. Алексеев — скульптор и живописец, принимавший активное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. В 1918 году он задумал вылепить бюст Ленина и сначала сделал его без натуры, по фотографии, но не был удовлетворён своей работой. Вскоре художник получает пропуск в Кремль и видится с Владимиром Ильичом. Взволнованно описывает Алексеев беседу, которую вёл с ним Ленин по поводу плана монументальной пропаганды, как Ленин обратился с просьбой помочь пригласить скульпторов реалистического направления для создания революционных памятников. Художнику удалось сделать значительное число набросков головы Ленина в то время, когда Владимир Ильич разговаривал по телефону. Всего было сделано семнадцать карандашных зарисовок. Лёгкие, но точные штрихи передают меняющееся выражение лица, различные состояния — то сосредоточенно задумавшегося, то слушающего, то зорко смотрящего Ленина.

Рисунки напоминают кинокадры крупным планом, что, видимо, объясняется необыкновенной подвижностью ленинского лица, живой сменой психологических состояний.

К 1920 году относятся первые наброски, сделанные известным художником, учеником Репина И.И. Бродским, жившим в Петрограде. Он ставил своей целью создать живописный портрет вождя, но начал, как и другие мастера, с графических набросков. В своих воспоминаниях художник пишет, что долго искал встречи с Владимиром Ильичом, видя его лишь мельком на митингах и собраниях. Наконец, весной 1918 года он заручился письмом А.В. Луначарского, в котором последний рекомендовал его как талантливого художника и просил содействия при исполнении портрета Владимира Ильича. Но в это время Советское правительство переезжало из Петрограда в Москву, и встречу с Лениным пришлось отложить. Дальше Бродский говорит: «Детально же ознакомиться с внешностью В.И. Ленина мне удалось на торжественном открытии II конгресса Коммунистического Интернационала, происходившем во Дворце Урицкого (бывший Таврический дворец) в Петрограде.

Получив пропуск, я пришёл на заседание до его открытия, выбрал укромное место недалеко от президиума и, находясь на расстоянии нескольких шагов от Владимира Ильича, успел зарисовать довольно детально черты его лица и профильный контур».

Рисунок Бродский показал Ленину и попросил его подписать. Произошёл разговор, описанный художником и другими очевидцами. Владимиру Ильичу портрет показался непохожим, но он всё же подписал его со словами: «Первый раз в жизни подписываюсь под тем, с чем не согласен!», признав, впрочем, несколько позже, что сходство есть.

Дальнейшие зарисовки были сделаны уже в Москве, где продолжал свою работу конгресс. «Здесь, в Андреевском зале Большого Кремлёвского дворца, где происходили деловые заседания конгресса, мне удалось сделать несколько новых зарисовок Владимира Ильича. Очень часто он находился в зале среди делегатов, откуда слушал выступавших ораторов, но особенно близко я имел возможность наблюдать его в президиуме.

Между прочим, я зарисовал Владимира Ильича записывающим что-то в тетрадь в позе, в которой я позднее изобразил Владимира Ильича в своей картине «Ленин в Смольном», — вспоминает далее Бродский.

Живописный портрет Ленина, о котором мечтал Бродский, так и не был сделан при жизни Владимира Ильича. Но работу над образом вождя художник не оставил и в последующие годы.

В 1920—1924 годах художник работает над большой картиной «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна»; он делает большое количество портретов делегатов конгресса, продолжает работать над образом Ленина.

Заседания конгрессов Коминтерна дали возможность делать зарисовки В.И. Ленина целому ряду художников — С.В. Чехонину, Г.С. Верейскому, Л.О. Пастернаку, скульптору В.А. Андрееву и другим. Именно тогда становятся очевидными специфические особенности и трудности, с которыми сталкиваются художники, изображающие Ленина. «В первые минуты речи Владимир Ильич держался очень спокойно, затем постепенно оживился, в дальнейшем это оживление перешло в энергичную жестикуляцию, — вспоминает С.В. Чехонин. — ...Жесты Владимира Ильича были совершенно гармоничны и осмысленны. Внешность его производила впечатление огромной волевой сосредоточенности. Крайняя подвижность его позы и лицевой мускулатуры делали его весьма трудною моделью для художника. Рисовал я его в профиль, который всё время находился в движении. Мне удалось, однако, сделать несколько точных набросков карандашом, послуживших мне материалом для портрета».

Большую известность получили чехонинские силуэты головы Ленина, непосредственные наблюдения натуры сделали их достоверными и убедительными. Рисунки Чехонина отличаются большой живостью, естественностью, в них чувствуется рука опытного мастера.

Неотразимую силу ораторского искусства Ленина, особенности его облика, когда он поднимался на трибуну, передают наброски Л.О. Пастернака. Они очень экспрессивны и динамичны. Художник схватывает характерность ленинского жеста: он имеет глубоко внутреннюю, органическую основу, доносит смысловые оттенки речи. Контрасты света и тени в иных эскизных рисунках хорошо передают динамику всей фигуры.

Ленина-оратора рисовал и Г.С. Верейский, который видел вождя с относительно близкого расстояния, слушая его речь на открытии конгресса. Его рисунок более статичен и спокоен. Художник считает, что рисовать Ленина было очень не просто: «Это было трудно, так как Ленин во всё время своей речи проявлял резкую подвижность. Ещё труднее было с моего места, всё-таки отдалённого для портрета, разглядеть строение различных частей лица Ленина, всё время менявшегося в выражении, отчего менялось расположение складок на лице. Это особенно сказывалось вокруг глаз, так что мне так и не удалось уловить их структуру и пришлось ограничиться передачей общего впечатления».

Чутко улавливал это зоркий взгляд художника, но передать впечатление на холсте и бумаге было нелёгкой задачей. И для решения её изобразительному искусству, в общем-то статичному по своей природе, требовались поиски новых средств, особых композиционных и пластических приёмов, способных передать при точном внешнем сходстве внутреннюю динамику характера.

В 1920—1921 годах ряд художников получают доступ в кремлёвский кабинет Ленина и возможность рисовать его с натуры.

Большинству художников рисовать приходилось без позирования, а только наблюдая Владимира Ильича за работой.

Исключение составил лишь И.К. Пархоменко, которому Владимир Ильич согласился позировать, но это были сеансы позирования совершенно особого рода. Украинский художник Пархоменко собирался написать портрет В.И. Ленина ещё до революции, когда работал над созданием портретной галереи русских писателей, но в то время это ему не удалось.

В 1919 году он познакомился с сестрой Владимира Ильича Анной Ильиничной и, используя фото семейного альбома Ульяновых, выполнил портрет Володи Ульянова четырёх лет, получивший широкое распространение в репродукциях.

Другой портрет, изображающий Ленина — Председателя Совнаркома, — был исполнен художником с известной фотографии М.С. Наппельбаума. Его увидел Луначарский и посоветовал Пархоменко поработать с натуры, обещав помочь устроить встречу с Лениным.

В то же время художник задумал написать картину «Ленин в Смольном» и начал собирать к ней материал. В Петрограде он сделал небольшой эскиз, который показали Владимиру Ильичу, и Ленин согласился позировать для картины. В ноябре 1921 года Пархоменко рисовал Ленина в кремлёвском кабинете в течение двух дней. Было сделано несколько набросков карандашом, где Владимир Ильич изображён за работой у письменного стола, а также стоящим посреди комнаты. Затем художник написал два этюда масляными красками.

Вот как описывает Пархоменко эту встречу: «Владимир Ильич уже был за работой и поздоровался со мной, почти не отрываясь от бумаг. Тем не менее, пока я устанавливал мольберт и накладывал на палитру краски, он время от времени перекидывался со мной отрывистыми фразами, задавая больше вопросы. Когда же я приготовился и произнёс, что уже могу приступать к работе, Владимир Ильич оторвался от бумаг, положил на стол перо и спросил, где и как ему сесть. Я выбрал ему место и указал позу. И мы начали наш сеанс.

В самом начале моей работы доложили о приходе Цюрупы... После него, сменяя один другого, потянулись другие посетители...»

Так что в полном смысле слова позирования не было. Художник наблюдал Ленина в привычной рабочей обстановке. Только временами Владимир Ильич садился в кресло поближе к окну в таком повороте, какой был нужен художнику для картины.

Наибольшее количество часов провёл в кабинете Ленина художник Н.И. Альтман.

К 50-летию Владимира Ильича ему был заказан графический портрет вождя для издательства. В то время Альтман лепил А.В. Луначарского; зашла беседа о портрете Ленина, который художник очень хотел исполнить, но не решался без натуры. Анатолий Васильевич взялся ему помочь, и вскоре мечта Альтмана осуществилась. Доступ в Кремль он получил в апреле 1920 года. Ежедневно около шести недель лепил он портрет вождя, делая попутно много рисунков. «В то время Владимир Ильич трудился над книгой «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». Он писал напряжённо и сосредоточенно, весь уйдя в работу. Иногда он откидывался назад, на спинку стула, обдумывая ту или иную мысль.

«В комнате стояла чуткая тишина. Я старался не задавать Владимиру Ильичу лишних вопросов. Я знал, что то, чем занят сейчас Ленин, необычайно важно», — вспоминал художник. Но сам Ленин интересовался работой, спрашивал художника о его симпатиях в искусстве, опасался формалистической манеры. Альтман сказал, что его интересует одна задача — сделать портрет: «Эта цель диктует и подход к работе». Конечно, «в столкновении» с такой интересной моделью скульптор старался отойти от своего прежнего кубистического метода, который чувствуется в его ранних работах. Но это само по себе ещё не гарантировало успеха. Необходимо было глубоко понять характер. «Лепить скульптурный портрет Ленина было нелегко, — вспоминает далее Альтман. — Владимир Ильич не позировал, был углублён в свою работу. Обычно он сидел, низко склонившись над столом, и я видел лишь верхнюю часть его головы. Поэтому я был вынужден пользоваться всяким случаем, чтобы зафиксировать Ленина с разных сторон. Я решил делать наброски в то время, когда он разговаривал с людьми. Так создалась серия зарисовок с натуры, которая помогала мне в работе».

Наброски Альтмана своеобразны, угловаты по форме, но в данном случае он всё подчиняет своей основной задаче. Ленин изображён в различных поворотах, в живом, непосредственном общении с людьми. Вот он весь перегнулся к собеседнику, сидя в кресле; вот он что-то живо говорит по телефону; а здесь искрится улыбкой. Штрих художника фиксирует лишь самое главное, игнорируя детали; пропорции слегка намеченной фигуры иногда кажутся неверными. Но динамика образа хорошо передана в рисунках.

Скульптурный портрет, создававшийся свыше месяца, можно рассматривать как законченное произведение. В отличие от работ других мастеров и своих собственных рисунков, Альтман стремился здесь к созданию синтетического образа, к соединению в нём многих своих наблюдений. Он представил Ленина в спокойной позе, чуть откинувшимся назад и слегка склонившим голову к правому плечу; в лице нет видимого напряжения, глаза чуть прикрыты веками, но взгляд сосредоточенный, внутренне зоркий. Широкими плоскостями моделируются объёмы, хорошо дан большой крутой лоб, энергично пролеплены губы. Во всём чувствуется попытка создать обобщённый монументальный образ. Но кое-что и утрачивается. Мало живого, непосредственного чувства, недостаточно передано и сходство. Не случайно этот портрет вызвал критику А.В. Луначарского, а также других членов комиссии, принимавших портреты Ленина. Работу над скульптурным портретом вождя Альтман не оставил и в последующие годы.

Натурные рисунки и скульптуры Альтмана, созданные в результате пристального наблюдения и продолжительной работы, были использованы в дальнейшем и другими мастерами, воплощавшими образ Ленина.

Кроме Альтмана скульптурный портрет Ленина с натуры лепила англичанка Клэр Шеридан, получившая доступ в кремлёвский кабинет в октябре 1920 года. Для того чтобы вылепить этот бюст, она совершила далёкую поездку из Лондона в Москву и добилась разрешения работать в кабинете Ленина. Племянница Уинстона Черчилля, скульптор салонного направления, слабо разбиравшаяся в политической обстановке («Я мало знала и ещё меньше понимала как в коммунизме, так и в условиях, вызвавших его к жизни», — писала Шеридан), она, тем не менее, прониклась величием идей строительства нового общества, титанической деятельности Ленина. С глубоким волнением вспоминает она встречу с вождём трудящихся. «Вот он сидит здесь, передо мной, спокойный, молчаливый, небольшого роста человек с огромным лбом. Ленин, гений величайшей революции в истории человечества, — если бы он только захотел поговорить со мной!»

И он говорил. Просматривая фотографии работ скульптора, он заметил, что буржуазное искусство всегда стремится приукрашивать действительность; говорил о характере империалистической войны, на которой погиб муж Шеридан. Но большая часть времени проходила в молчании. Ленин напряжённо работал за своим письменным столом, а скульптор лепила. «Ленинская способность сосредоточиваться впечатляла, пожалуй, больше всего. Такое же сильное впечатление производил и его огромный лоб... Лицо его выражало скорее глубокую думу, чем властность. Мне он представлялся живым воплощением мыслителя (но не роденовского)».

Однако передать свои ощущения художнице не удалось. Выполненный ею бюст кажется даже не очень похожим. И всё же в портрете, изображающем Ленина устремлённым вперёд и чуть прищурившимся, есть живые чёрточки, ощущение того, что он делался с натуры. Не принимать его во внимание при изучении прижизненной Ленинианы, на наш взгляд, было бы неверно.

Лениниана, начатая при жизни вождя, была бы чрезвычайно скупа, если бы не рисунки и скульптуры Н.А. Андреева. Работа его над образом Ленина удивительна по целеустремлённости, огромной серьёзности и, конечно, по яркой печати таланта, который отличает всё, что сделал художник. Андреев к тому времени был известным скульптором, создавшим ряд памятников; для него портрет оставался одним из любимых жанров, и в этой области он приобрёл наибольший опыт. Его сугубо реалистическая манера, крепкая, насыщенная пластика были и традиционными, и новаторскими одновременно, так как в них чувствуются напряжённое биение современности, взволнованное отношение художника.

Глубоко потрясённый событиями революции, скульптор с большим энтузиазмом откликнулся на призыв Ленина, создав один из выдающихся памятников монументальной пропаганды — статую для обелиска в честь первой Советской Конституции.

Именно в это время зародилась у Андреева мечта исполнить портрет Владимира Ильича Ленина. Начиная с 1918 года и в течение многих лет художник буквально захвачен одной темой. «Он всюду искал встреч с Владимиром Ильичом. Он бывал неизменно там, где выступал публично Владимир Ильич: на митингах, собраниях, съездах, конгрессах... Рука художника неутомимо набрасывала в больших и малых блокнотах, на случайно подвернувшихся клочках бумаги драгоценные живые впечатления, набрасывала быстро, стремительно, нередко своеобразной стенограммой, намёками, понятными только самому автору», — пишет биограф Андреева А.В. Бакушинский. Да, действительно, первые рисунки нередко напоминают стенограммы. Наблюдая Ленина во время выступления в Большом театре в 1918 году или на сессии ВЦИК в 1919 году, художник ставит своей задачей передать не столько сходство, сколько характер движения, жеста выступающего с трибуны вождя. Лёгким штрихом, дающим как бы конструктивную схему, он намечает фигуру, представляя различное её положение на одном листе бумаги. Мягкой линией очерчен контур головы, каждый раз чуть по-иному наклонённой. Иногда только глаза, смеющиеся, напряжённо прищуренные. Или говорящий рот, приподнявший щетинку усов. Очень часто Ленин изображён внимательно слушающим, обращающимся к невидимому собеседнику или, быть может, бросающим одну из своих острых реплик. Чувствуется напряжённость переданного мгновения. Художник стремится зафиксировать его неповторимость, передать что-то существенное, свойственное только Владимиру Ильичу.

Всё это подготовило работу художника в кремлёвском кабинете, куда он попадает в мае 1920 года. И здесь, прежде чем начать лепить, Андреев делает множество рисунков. Как и другим художникам, Ленин ему не позирует, работает за своим столом, принимает посетителей, говорит по телефону. Он или склоняется над бумагами, или находится в движении, в быстрых переходах от одного состояния к другому. Не был в покое и художник: он обходил свою модель, тихо, стараясь не мешать, высматривал ракурсы и повороты. В этом сказывается привычка скульптора видеть модель с разных сторон, скорректировать фас и профильные точки зрения. Он искал возможность широкого охвата фигуры, восприятия её не статичной, а меняющейся во времени, динамичной в пространстве. Его карандаш фиксирует различные повороты, состояния.

Рисунки, сделанные непосредственно, с близкого расстояния, приобретают всё большую выразительность, теплоту; в них чувствуется живое общение с моделью. Но вместе с конкретностью они приобретают и черты обобщения, вылившись затем в серию законченных, отточенных по форме монументальных портретов вождя.

Большая подготовительная работа подводит Андреева к созданию скульптурных этюдов головы Ленина.

В отличие от других скульпторов, лепивших Владимира Ильича, Андреев не берётся за создание большого портрета, исполненного на станке в глине. У него более «лёгкий» материал — небольшой кусок пластилина, из которого он лепит без станка, с руки. Сохранились два этюда — один совсем маленький, второй примерно в половину натуры. Впечатление от них удивительное. Они словно хранят прикосновение рук скульптора, излучают те эмоции, которые испытал он в общении с живым Ильичём. Особенно интересен больший по размеру набросок. Крепкие его формы заключают выразительный объём головы, черты лица вылеплены со всей определённостью, но в то же время кажется, что от изменения освещения лицо меняет своё выражение. Во взгляде прищуренных глаз и внимание, и твёрдость, и лукавая усмешка, и будто само движение пытливой ленинской мысли. Именно этот первоначальный этюд послужил основой для будущей сюиты скульптур, выполненных Андреевым.

В работе над скульптурным портретом мастер прибегает к методу, близкому роденовскому. Добившись в этюде крепкой законченной формы, большого сходства, художник формовал и отливал этюд в гипсе и таким образом закреплял найденное. Первоначальная модель служила основой для дальнейшей работы. На ней он искал новые выражения, иногда очень тонкие их оттенки. Если был удовлетворён поисками, снова закреплял их в гипсовой отливке. Так уже на этом этапе появляется ряд вариантов скульптурных портретов, очень близких по композиции, но разных по состоянию, по выражению лица.

Но работа шла и в другом направлении. В своей мастерской уже без натуры, используя большой накопленный материал, Андреев создаёт композиции, дающие несколько характерных аспектов в изображении вождя. Это полуфигурные портреты, примерно в половину натуры, очень мягкие по манере исполнения. Огромное значение приобретает в них разработка сюжетного начала. Ленин изображён за работой — пишущим, слушающим, выступающим; Ленин наедине с самим собой и в общении с людьми. Кажется, что живой поток ленинской энергии излучают эти скульптурные композиции.

Среди них широкую известность получила работа «Ленин пишущий». С исключительной убедительностью передано в ней состояние сосредоточенности, углублённости — то, что наблюдали многие художники и что удалось так ясно выразить, пожалуй, одному Андрееву.

Много внутреннего тепла, большой правды и в композиции «Ленин за работой», убедительной каждой своей чёрточкой, каждой деталью. Внимательное, полное глубоких дум лицо, подбородок прикрыт рукой (очень характерный жест, схваченный и в рисунках). Вся фигура чуть подалась вперёд. И здесь привлекает глубоко интеллектуальный характер образа.

Исследователи творчества Андреева отмечают, что в основу портрета в этих работах положен этюд с натуры, больший по размеру, исполненный в кремлёвском кабинете.

Этюд послужил основой и для рисунков. Они представляют собой уже не беглые наброски, а законченные, отточенные по форме произведения, исполненные карандашом, сангиной и пастелью. Да, действительно, рисунки как будто передают образ во времени, каждый дополняет другой, как бы раскрывая характер новыми гранями.

Невольно вспоминается метод Горького, когда он в своём очерке «В.И. Ленин», давая различные жизненные ситуации, рельефно выявляет в них многогранность ленинского гения.

Большую известность получили рисунки Андреева, где Владимир Ильич изображён почти в фас и с лёгким поворотом. В них точно найдена линия общего объёма головы; тонко, детально проработаны черты.

Особенно притягивает живой проницательный взгляд чуть прищуренных глаз, который в сочетании с мягкой усмешкой придаёт всему лицу неповторимое выражение мудрости и проникновенности. В одном рисунке Ленин серьёзен и как-то более простодушен; в другом — острее и глубже его всепонимающая, доброжелательная усмешка. Но и в том и в другом мы впервые так детально, так близко видим лицо вождя, где «горели, играли эти острые глаза неутомимого борца против лжи и горя жизни, горели, прищуриваясь, подмигивая, иронически улыбаясь, сверкая гневом». Точная линия, лёгкая тушёвка, выявляющая объём, подцветка пастелью — всё в рисунке способствует тому, чтобы ощутить жизненную полноту образа, подвижность, изменчивость выражения лица, остающегося в своих главных, определяющих чертах неизменным. Характерно, что некоторые рисунки Андреева совершенно совпадают по контуру, поиски художника идут лишь в выявлении психологических оттенков выражения ленинского лица.

Так Андрееву удалось собрать свои впечатления воедино; на основе многих беглых набросков, этюдов прийти к образу, обладающему удивительной цельностью и жизненностью.

В работе Андреева сказалась одна из особенностей, а может быть, и специфических трудностей, с которыми встречаются те, кто воплощает образ Ленина, и которую художник блестяще преодолел.

Вглядываясь в портреты Ленина, люди, знавшие его, часто говорили, что в них чего-то не хватает, что, безусловно, Ленин похож на себя только в отснятых при жизни кинокадрах.

Видимо, неподвижность, застылость, одноплановость изображения вступали в противоречие с необычайно живым, динамичным, лучше всего раскрывающимся во времени образом вождя. Именно Андреев понял характер не статично, а в динамике, в развитии, стремился показать в скульптурах и рисунках ряд психологических состояний, настроений, удивительную многогранность Ленина. Но он, в конце концов, сумел на основе тщательного изучения воплотить и ту целостность, которая составляла основу характера вождя.

Лениниана Андреева, имея огромную самостоятельную художественную ценность, служила и служит надёжным художественным документом, достоверным источником для всех, кто берётся за создание образа Ленина.

Последние наброски с натуры были сделаны в трагические дни в Колонном зале Дома союзов, где стоял гроб с телом Ленина. Художники особенно остро ощутили ответственность своей работы и невозможность восполнить то, что не удалось сделать при жизни вождя.

Под звуки траурных мелодий, на глазах у нескончаемого потока людей, прощающихся с вождём, работали живописцы, скульпторы, графики.

Мы видим профиль, набросанный карандашом Е.А. Кацмана; динамичные композиции К.С. Петрова-Водкина, исполненные карандашом и красками; барельефную голову, вылепленную скульптором И.Д. Шадром.

Характерно, что даже навеки уснувший Ленин казался художникам активным, динамичным: его образ не вязался с понятием покоя, неподвижности. Этим ощущением пронизаны рисунки и скульптуры, которые глубоко волнуют нас сейчас.

Так была закончена прижизненная Лениниана, ценная своей достоверностью, непосредственностью чувства общения художников с вождём революции.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.