КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

БРЕМЯ БОРЬБЫ И СОЗИДАНИЯ. 21 декабря 1879 года родился И.В.Сталин

Весной 1922 года апрельский Пленум Центрального Комитета РКП (б) избрал Генеральным секретарем ЦК Иосифа Виссарионовича Сталина. Должность эта была введена в соответствии с решением XI съезда партии. В.И.Ленин по состоянию здоровья не смог принять участие в работе съезда, однако принимал живое участи в его подготовке, разработке основных  документов, формировании руководящих органов. Именно ему принадлежала инициатив ввести Сталина в состав Секретариата ЦК.         

Итак, Сталин - Генеральный секретарь ЦК. Должность эту ввели в соответствии с решением состоявшегося накануне XI съезда партии. Секретарями ЦК стали В.М.Молотов и В.В.Куйбышев.  Ленин имел  основания быть уверенным в том, что Сталин сможет успешно руководить организационной работой в масштабах партии, как он до этого руководил сразу двумя народными комиссариатами – по делам национальностей и рабоче-крестьянской инспекции. А до этого было  его деятельное участие в подготовке к вооруженному восстанию и свержению Временного правительства в составе Военно-революционного комитета. А еще нейтрализация  возможных последствий   охоты временщиков  на вождя большевиков с целью его ареста и показательного суда за ним. Впрочем, до суда  дело могло и не дойти. Почти пять месяцев, с июля до октября, Владимир Ильич чувствовал, что на Сталина можно было положиться во всех его больших и малых  поручениях.

Из огромной груды организационных и созидательных дел, которые пришлось решать членам Совета Народных Комиссаров, Сталину, пожалуй, выпало больше всех - от  контроля за работой большевистской печати и организации продовольственной политикой до подготовки обращения «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» и  участия в разработке Декрета  о создании Высшего совета народного хозяйства. И еще десятков других вопросов, требовавших безотлагательных решений.  Его поразительная работоспособность, его умение отличать главные задачи от второстепенных, очевидно, и послужило Владимиру Ильичу основанием 23 декабря 1917 года на время свого краткого отпуска возложить на И.В.Сталина  обязанности Председателя  Совета Народных Комиссаров.

Тот, кто не предвзято исследует историю гражданской войны, обращает на следующую ее особенность: всякий раз или почти всякий раз там, где на фронте возникла критическая или угрожающая ситуация по личному указанию В.И.Ленина туда направлялся Сталин. Легендарная оборона Царицына с целью бесперебойного снабжения хлеба и продуктов питания для индустриальных центров страны, во что бы то ни стало не дать соединиться белоказачьим корпусам Краснова  с Колчаком. Ликвидация в конце 1918-го последствий «пермской катастрофы», которая  могла бы, теперь армии генерала уже Миллера, вместе с высадившимися англо-американскими нтервентами  ринуться с севера на Москву.  Разгром  Юденича под Петроградом, который Зиновьев уже было «готовил»  к сдаче противнику. Создал на Западном фронте почти не существовавшую линию обороны  с целью отпора поднявшим голову пилсудским агрессорам. Огромными были заслуги Сталина и на посту члена Реввоенсовета Южного фронта,  внесшего решающий вклад в разгром декининских полчищ. Именно он отстоял идею создания кавалерийских корпусов, преобразованных вскоре в 1-ю Конную армию, чему всячески противился наркомвоенмор Троцкий. 

 Победоносно завершив Гражданскую войну, надолго отбив охоту больших и малых агрессоров хозяйничать на ее землях, Советская Россия, тем не менее, оказалась в катастрофической обстановке. Первое в мире государство рабочих и крестьян от  Минска и Одессы до Владивостока представляло собой сплошную руину. В своем развитии страна была отброшена на несколько десятилетий назад. Безработица в 40 миллионов человек. Инфляция. Голод в Поволжье. Политика «военного коммунизма», прежде всего на селе,  изжила себя.   Продразверстку следовало  заменить продовольственным налогом.  Не все в партии и в обществе правильно оценили НЭП как политику временного отступления.

Ситуация усугублялась еще и тем, что в связи с  резким ухудшением здоровья Владимир Ильич Ленин все более отходил от повседневного руководства партией и государством. Неудачей окончилась попытка извлечь из его организма эсеровскую пулю. В мае 1922 года вождя настиг первый инсульт.                        

С первых дней работы в новой должности Сталин взялся за создание действенного механизма управления всеми звеньями партии и формирование надежного аппарата. Во главу угла были поставлены контроль и проверка исполнения принятых решений. Обкомы и губкомы партии  обязали в закрытом порядке информировать ЦК о различных сторонах жизни – политике, экономике, настроениях  масс. Для этой цели   создали  институт квалифицированных информаторов. Впоследствии многие из них были рекомендованы секретарями областных и районных партийных комитетов, ректорами учебных заведений.

Работу аппарата ЦК все более пронизывали дух деловитости, конкретности, доступности, открытости,  желания постоянно держать руку на «пульсе»  жизни партии  и государства. Вокруг Сталина объединялись закаленные в горниле революционной борьбы, на фронтах гражданской войны партийные, советские, хозяйственные, военные руководители. Кроме  Молотова и Куйбышева это были Дзержинский, Орджоникидзе, Каганович, Калинин, Фрунзе, Ворошилов, Шверник, Микоян. К руководству крупнейшими региональными партийными организациями пришли Киров, Андреев, Жданов и другие. Некоторые из них порой допускали левые или правые уклоны, но под влиянием принципиальной сталинской позиции устраняли недостатки, становились его надежными соратниками.

А единомышленники Сталин как нужны были. Пользуясь болезнью Ленина, к  абсолютной власти рвался Троцкий. Стараясь сгладить существовавшие в руководстве страны противоречия, Владимир Ильич пытался привлечь Троцкого к коллективному руководству, неоднократно предлагал ему пост заместителя председателя Совета Народных Комиссаров. Но Лев Давыдович хотел все и сразу. Его нисколько не образумило  нанесенное ему недавно в ходе дискуссии о профсоюзах поражение, когда большинство партии отвергло его предложение превратить профсоюзы в составную часть государственного механизма. Впоследствии он и его союзники еще не раз будут затевать  дискуссии  по надуманным поводам, привлекать к себе внимание шумными кампаниями, протестами, всякого рода заявлениями и обращениями. Партия вынуждена была отвлекать силы на проведение разного рода собраний, пленумов, конференций вместо того, чтобы мобилизовать народ на преодоление разрухи и повышение  жизненного уровня людей. А это не могло не вызывать раздражения не только со стороны коммунистов, но и трудящихся масс, лишало троцкистов даже той минимальной поддержки, которую они поначалу имели.

Борьба между  Сталиным и Троцким – это не просто схватка двух харизматических лидеров. Это столкновение двух линий, иных стратегий о будущем Страны Советов, о ее развитии в системе внутренних и внешних координат.

Сталин последовательно придерживался ленинского вывода о возможности строительства социализма в одной, отдельно взятой стране. Этим государством после Октябрьской революции стала Советская Россия. Взяв в свои руки партийный штурвал, он поступательно проводил в жизнь ленинский план  социалистических преобразований.

Автор теории о перманентной революции Троцкий по натуре был, к сожалению, еще и изрядным паникером. Когда в марте 1921-го вспыхнул Кронштадтский мятеж,  именно он заблажил: «Кукушка уже прокуковала конец Советской власти!». Троцкой не верил в созидательные силы народа, считал, что только немецкая революция  поможет выжить России, которая после этого должна стать сырьевым придатком Германии,  а взамен получать оттуда машины, оборудование, квалифицированных специалистов.

Вооруженное подавление красных правительств Саксонии и Тюрингии, а еще и восстания рабочих Гамбурга охладило пыл авантюриста международного масштаба. Но отнюдь не отбило у него охоту еще почти полтора десятилетия вести идейное противостояние со Сталиным, а затем  перевести его в плоскость подпольной  вооруженной борьбы против Родины Октября. 

В.И.Ленин и И.В.Сталин в Горках летом 1922 года

Но как быть тогда с ленинским «Письмом к съезду», в котором, как известно, Сталину дана нелицеприятная оценка? Вот хотя бы эти строки:

«Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда осторожно пользоваться этой властью». И далее: «Поэтому я предлагаю товарищам  обдумать способ перемещения Сталина с этого поста и назначить на это место другого человека…».

Сколько спекуляций было вокруг этого пожелания, сколько обвинений было предъявлено Сталину  недругами еще при  его жизни, но более всего  после его кончины  хрущевско-яковлевскими идеологами. Дескать,  как он мог скрыть от партии «политическое завещание» Ленина, не пожелав сделать из него выводов? Не случись этого, страна, мол, вполне могла пойти по иному пути.

Да, вполне могла, но  по какому пути?

Основную цель  в «Письме к съезду» Ленин, которому судьба отвела к тому времени считанные месяцы  жизни, очертил четко: уберечь партию от раскола. Вот только главная опасность  раскола исходила тогда не от Сталина, «сосредоточившего в своих руках необъятную власть», а от Троцкого и его окружения.

Скупые рамки данной публикации, на которые  историки порой отводят объемистые главы, обязывают быть кратким. По рекомендации врачей Полибюро ЦК свело до минимума контакты  Ленина с окружающим миром, а его стремлению к работе придало строго дозированный характер. Ответственность за выполнение этого постановления была возложена на Сталина. И вдруг Иосиф Виссарионович узнал, что супруга Ленина Крупская нарушила этот запрет, разрешив ему продиктовать свою работу «О придании законодательной функции Госплану»,  в которой был кровно заинтересован Троцкий. Между Сталиным и Крупской состоялся резкий разговор, в котором Генеральный секретарь пообещал Надежде Константиновне вызвать  ее на заседание ЦКК – за невыполнение постановления Президиума. Впоследствии конфликт был улажен, Сталин извинился перед Крупской. И, тем не менее, Надежда Константиновна предпочла передать Владимиру Ильичу содержание разговора, несмотря на его ухудшающееся самочувствие. Результатом стало резкое послание Сталину от Ленина, в котором тот пригрозил полным разрывом с ним всяких отношений. Вне всякого сомнения, этот эмоциональный всплеск не мог не привести к внезапной и, к сожалению,  необъективной оценке вождем роли и места  в партии Сталина.

Известно, как нелегко давалось Ленину упомянутое «Письмо к съезду». Начав небольшую работу в четыре печатных странички 23 декабря, окончил ее лишь 4 января следующего года. Диктовал по частям. Вставка о «слишком грубом Сталине», судя по всему, появилась уже после конфликта Генерального секретаря с Крупской. Письмо Владимир Ильич намеревался направить  XII съезду РКП (б), который проходил 17 – 25 апреля 1923 года, но так и не сделал этого. Почему? Возможно, колебался, боялся этим своим шагом внести раздор в хрупкое единство членов политического руководства. А передала его в ЦК Крупская  вместе с другими бумагами В.И.Ленина уже после его смерти, добавив, что такой была воля вождя. Но эта версия своего подтверждения не получила. 

Выступление И.В.Сталина на траурном заседании Всесоюзного Съезда Советов. Январь 1924 года

В дни всенародного прощания с Лениным  Сталину в своей речи на траурном заседании Всесоюзного Cъезда Советов  26 января 1924 года от имени партии большевиков было поручено дать клятву на верность его заветам. Даже по истечению почти девяти десятилетий эти строки нельзя читать без душевного трепета:

«Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам держать высоко и хранить в чистоте великое звание члена партии!..

Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним эту твою заповедь!..

Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам укреплять  всеми силами союз рабочих и крестьян. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполнить и эту твою заповедь!..

Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам укреплять и расширять Союз Республик. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы выполним с честью и эту твою заповедь!..».   

Работа  Съезда Советов, а затем состоявшегося в мае 1924 года XIII съезда партии проходила под влиянием решимости Сталина воплотить в жизнь ленинские заветы, беречь, как зеницу ока, созданную и выпестованную вождем партию большевиков. Ленинское «Письмо к съезду», было обсуждено по делегациям. Съезд не согласился с высказанным в нем предложением переместить Сталина на другой пост, поскольку смена высшего руководства в этот сложнейший для партии период была бы только на руку троцкистам и их союзникам. 

Увы, далеко не все  ленинские соратники, обещавшие достойно продолжать его дело, сдержали слово. Не только Троцкий, Зиновьев, Каменев, но и представители так называемого правого уклона Бухарин, Рыков, Томский более трех лет явно и тайно вели изощренную борьбу против генеральной линии партии. Лишь к концу 1927 года оппозиция потерпела сокрушительное поражение. Одни, как говорят, разоружились и покаялись, другие лишь сделали вид, что признали ошибки. Эту позорную эстафету от них приняли впоследствии  Хрущев с Горбачевым. Но особо изощрялся в этом черном деле злой демон «перестройки» Яковлев, цинично заявив, «мы били Лениным по Сталину, а затем Плехановым по Ленину».

Это с его подачи яковлевские подручные пустили миф, что, дескать,  известное фото В.И.Ленина и И.В.Сталина в Горках является заурядным монтажом. Уже в наше время к участию в этой подлой затее подключился сам заместитель директора Истории российской истории РАН В.М.Лавров. Камня на камне не оставил от этой фальсификации обозреватель «Правды» Виктор Кожемяко (Газ №128 за 2008) , подтвердив, что фотоснимок сделан в конце лета 1922 года. Автором его была сестра Владимира Ильича Мария Ильинична. Впервые  он был опубликован в иллюстрированном приложении к газете «Правда» №215 за 22 сентября 1922 года. И еще одна деталь к этой теме: за время болезни В.И.Ленина Сталин посетил его в Горках 11 раз  - больше чем кто-либо из остальных членов Политбюро ЦК.     

В кругу соратников и единомышленников (слева направо) Г.К.Орджоникидзе, К.Е.Ворошилов, В.В.Куйбышев, И.В.Сталин, М.И.Калинин, Л.М.Каганович, С.М.Киров. Декабрь 1929 года       

Впрочем, итоги разгрома троцкистско-зиновьевской  оппозиции и  так называемого правого уклона для Сталина стали лишь эпизодами в труднейшей борьбе за сохранение Социалистического Государства, единства партии большевиков, приверженности ее ленинским заветам. Центральный Комитет и Советское Правительство готовились предложить стране развернутую программу индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и культурной революции, создания мощного оборонного потенциала.

Вскоре, в феврале 1931 года, в своей речи на Первой всесоюзной конференции работников социалистической промышленности Сталин сказал:

 - Мы отстали от передовых стран на 50 – 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР.

И.В.Сталин за рабочим столом

Страна под его руководством действительно сумела пробежать этот путь за десять лет. Одна. Без союзников и помощи извне. На радость друзьям и на горе врагам.

Но это уже  другая история, о ней в следующий раз.

Владимир Сиряченко

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.