Юрий Афонин в Ингушетии: В основе национальной политики должны лежать ленинские принципы и уникальный советский опыт
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин выступил на круглом столе, посвященном 100-летию партийной организации коммунистов Ингушетии.
Уважаемые товарищи!
Хочу передать вам самые теплые приветствия лидера КПРФ и народно-патриотических сил России Геннадия Андреевича Зюганова и его поздравления со 100-летием создания ингушской организации Коммунистической партии и Ингушской автономной области.
Руководство КПРФ рассматривает наш сегодняшний форум как мероприятие большой идеологической и политической важности. Именно поэтому здесь собрались делегации партийных организаций КПРФ всего Северного Кавказа. Все национальные автономии северокавказских народов образовывались в 1920-е годы, вслед за этим создавались соответствующие парторганизации коммунистов, поэтому в последние годы мы отмечаем целую серию 100-летних юбилеев наших парторганизаций Северного Кавказа.
Эти юбилейные мероприятия важны для правильного понимания истории нашей страны, особенно истории советской национальной политики. Это понимание, в свою очередь, имеет большое значение для выработки оптимальной национальной политики в современной России. А правильная национальная политика – это то, что должно обеспечивать устойчивость нашего государства в нынешних сложных исторических испытаниях.
Россия – уникальная страна. В ней живут около 200 народов. Живут вместе уже века. Вопросы межнациональных отношений весьма непросты. Сегодня существуют весьма разные взгляды на то, какой должна быть национальная политика. Это связано, в том числе, с разными взглядами на историю нашей страны.
Сейчас мы все чаще наблюдаем откровенное воспевание Российской империи. Будто бы это было почти идеальное государство. В том числе якобы оно прекрасно решало национальный вопрос. А потом пришли революционеры и разрушили его.
Мы последовательно противостоим такому взгляду. И не только потому, что он искажает историю. Но и потому, что из такого взгляда на национальный вопрос можно сделать очень опасные выводы. Если эти выводы положить в основу национальной политики, то это будет угрожать межнациональному миру.
Современные коммунисты ценят все достигнутое в разные периоды тысячелетней истории нашей страны. Но игнорировать исторические факты нельзя. Дореволюционная Россия вовсе не была идеальным государством. И национальный вопрос в ней решался далеко не лучшим образом. Это и стало одной из важнейших причин разрушения этого государства.
Конечно, дореволюционная буржуазно-помещичья Россия не могла обеспечить достойного культурного развития даже русскому народу. Достаточно сказать, что, по данным единственной проведенной до революции всероссийской переписи населения, 79% подданных Николая II были неграмотными. Лишь 21% умели читать и писать. Но этот процент грамотных еще и очень сильно разнился по частям империи. 21% грамотных – в среднем по стране. Но на Кавказе – всего 12%. А в Средней Азии – всего 5%.
Дореволюционная власть очень подозрительно относилась к развитию школьного образования на национальных языках. Она совершенно не стремилась обеспечить широкого развития культур множества народов, населявших империю. Очень мало книг, газет и журналов выпускалось на национальных языках.
На национальных окраинах было намного меньше, чем в центре страны, врачей и больниц. В результате здесь была намного выше младенческая, детская и материнская смертность.
Таким образом, ни о каком равноправии народов, ни о каких равных возможностях для людей разных национальностей в дореволюционной России говорить не приходилось. Неудивительно, что в Российской империи развивалось не только революционное, но и национальное движение.
Российская империя не была самостоятельным государством в экономическом плане. Она сильно зависела от иностранного капитала, от западных кредитов. Именно это во многом предопределило вступление России в Первую мировую войну. Царская Россия, как подчеркивает лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов, пошла воевать за интересы банкиров Парижа и Лондона.
В этой войне буржуазно-помещичья Россия надорвала свои силы и начала рушиться, рассыпаться. Сразу после падения монархии на всех национальных окраинах стали возникать центры власти, сформированные местными националистами, которые лишь номинально признавали власть в Петрограде. Конечно, эти буржуазные националисты не несли ничего хорошего своим народам. Они хотели вывести их из состава России и ради этого готовы были пойти в услужение к внешним силам. Эти разномастные националисты шли служить интервентам: германским, австрийским, турецким, английским, французским, польским и так далее. Созданные на окраинах распавшейся империи националистические правительства легко попадали в зависимость от иностранных держав, заключали с ними абсолютно кабальные договоры, отдававшие все богатства этих территорий на десятилетия вперед в распоряжение иностранных капиталистов.
Когда народ под руководством большевиков совершил Октябрьскую революцию, когда большевики укрепили свою власть в центре страны, практически все национальные окраины уже фактически были отторгнуты от России. Там распоряжались созданные местными националистами органы власти.
На повестку дня встало воссоздание единства страны. Это было совершенно необходимым. Ведь многочисленные иностранные интервенты уже были готовы разорвать нашу страну на куски и эксплуатировать эти куски как колонии и полуколонии.
Единственной политической силой, которая смогла восстановить единство страны, стали коммунисты. Но они восстановили страну как союз национальных республик. А внутри этих республик еще и создали национальные автономии.
Сейчас некоторые упрекают Ленина и большевиков в том, что они не воссоздали единство страны в форме унитарного государства. По мнению этих критиков, надо было снова везде сделать однотипные губернии, а на окраинах – и вовсе генерал-губернаторства, где вся власть – у присланного из столицы генерала, а у местного населения нет никаких прав.
Это крайне близорукий взгляд. Российская империя потому и распалась, что игнорировала рост национального самосознания входивших в нее народов. А в условиях Гражданской войны, интервенции и подъема национального самосознания народов воссоздать единое государство как унитарное было просто невозможно. Народы этого не приняли бы. Гениальный Ленин очень ясно уловил эту суть исторического момента и выступил за создание национальных республик, которые потом были объединены в СССР.
При этом, проводя границы национальных и автономных республик, большевики очень внимательно смотрели на данные о национальном и языковом составе населения всех территорий. Советская власть исходила из имевшихся объективных исторических реалий.
Коммунисты сразу попытались создать оптимальные условия для национального развития всех народов, в том числе народов Северного Кавказа. Как известно, на Северном Кавказе сначала была создана Горская Автономная Социалистическая Советская Республика. Затем в соответствии с национальным составом тех или иных территорий из Горской АССР были выделены национальные образования разных народов. В их числе 7 июля 1924 года была образована Ингушская автономная область. Также была создана и ингушская партийная организация, 100-летие которой мы сейчас отмечаем.
С первых лет своего существования Советская власть стремилась максимально разумно наладить жизнь нашей огромной страны, в том числе в плане национальных отношений. Сейчас пытаются подвергать нападкам советскую политику коренизации 1920-30-х годов. Договариваются до того, что это была прям какая-то «дерусификация».
Но это ложь. В чем заключалась советская политика коренизации?
Во-первых, в том, что каждый народ получал возможность учить детей в школе на родном языке. До революции такая возможность была у немногих, после революции – это стало доступным для всех.
Чтобы дать всем народам это важнейшее право – учить детей на родном языке, советские ученые создали письменность для языков, у которых ее не было. А также новые алфавиты для тех языков, у которых прежние системы письменности плохо соответствовали фонетическому строю.
Всего в 1920-30-е годы советские ученые создали письменность для примерно 50 языков.
До революции ингушский язык имел письменность на основе арабского алфавита, который мало подходил к фонетике ингушского языка. Для этой письменности даже не было выработано стандартной орфографии. А грамотных среди ингушей было только 3%.
При Советской власти в 1920-е годы была создана ингушская письменность на основе латиницы, а в 1930-е годы – на основе кириллицы, которая используется до сих пор.
Во-вторых, в рамках политики коренизации Советская власть начала массовое издание книг, газет, журналов на национальных языках, а потом и радио- и телевещание на них. Также создавались театры, где спектакли ставились на национальных языках. В результате представитель любой национальности получал не только возможность учиться на родном языке, но и доступ на этом же языке ко всему культурному наследию человечества. Это был просто огромный прорыв к богатствам культуры.
В том числе, конечно, и для ингушского народа. Ведь до революции в Ингушетии не было издано ни одной книги на ингушском языке. Всего несколько книг на ингушском с использованием арабского алфавита было издано в Турции.
До революции на ингушском языке не выходило ни одной газеты. А при Советской власти в 1923 году была основана первая ингушская газета «Сердало», которая и сейчас является главной газетой республики. Также уже с первых лет Советской власти на ингушском языке начали печататься буквари и учебники, книги и брошюры. К 1940 году грамотность среди ингушей составляла 92%. Сравните это с 3% до революции.
В-третьих, в рамках политики коренизации была поставлена задача – обеспечить всем народам возможность общаться с властью, решать свои дела в государственных органах на родном языке. Поэтому было установлено, что в национальных республиках для государственных служащих владение местным языком является обязательным. Тоже совершенно разумная и справедливая мера. Что против нее можно возразить?
Поэтому советская политика коренизации, которую сегодня пытаются шельмовать, означала на самом деле колоссальный рывок вперед в развитии народов нашей страны.
Да, как в любом большом деле, в процессе коренизации случались националистические перегибы. Они были связаны с проникновением в органы власти националистов. Но с этим решительно боролись на протяжении всей советской эпохи.
В первые два десятилетия Советской власти в рамках политики коренизации решалась задача повышения статуса языков национальных меньшинств. Когда же это было достигнуто, руководство СССР поставило не менее важную задачу – сделать русский язык эффективным средством межнационального общения для всей огромной страны. Поэтому с конца 1930-х годов изучение русского языка становится обязательным во всех школах СССР. Также продвигается установка, что управленческие кадры в национальных и автономных республиках должны, помимо национального языка, владеть и русским языком.
И сегодня русский язык и русская культура являются важнейшими скрепами нашего государства. КПРФ видит своей задачей сохранение и укрепление позиций русского языка. С 2011 года, по инициативе депутатов-коммунистов, учрежден общенациональный праздник – День русского языка, который отмечается в день рождения Александра Сергеевича. КПРФ уже много лет проводит Пушкинские дни. В этом году они были проведены на Северном Кавказе – в Карачаево-Черкесии.
Мы безусловно признаем, что в истории отношений Советской власти и ряда народов были сложные страницы. Были приняты некоторые ошибочные решения. Но давайте посмотрим на историческую картину в целом.
Все-таки именно советская национальная политика, основы которой были заложены Лениным, в течение многих десятилетий обеспечивала межнациональный мир на огромных просторах от Карпат до Тихого океана. Обеспечивала сплочение нашего многонационального народа во время Великой Отечественной войны и в других великих свершениях.
Все национальные республики и автономии за годы Советской власти прошли просто колоссальный путь экономического, социального и культурного развития. Эти советские достижения и сегодня являются основой для развития этих регионов.
А разрушение нашей общей Родины – Советского Союза – было связано вовсе не с советской национальной политикой, а с тем, что от нее отказались. С тем, что предательская политика Горбачева позволила повсеместно вылезти на свет божий националистам, которые начали разжигать межнациональную рознь, стравливать народы, проталкивать сепаратистские идеи. Конечно, все это было прямо связано с реставрацией капитализма. Предатели дела социализма в каждой республике хотели сами приватизировать огромную общенародную собственность, поэтому и покровительствовали национализму.
Сегодня Россия подвергается тяжелейшим историческим испытаниям. Западный империализм ведет против нас тотальную гибридную войну. Поставки оружия киевским нацистам – лишь малая часть этой войны. В рамках этой гибридной войны последовательно осуществляется «накачка» националистических и сепаратистских проектов практически во всех частях Российской Федерации. Доказано, что, например, провокаторами событий в Дагестане выступали определенные зарубежные подрывные центры.
Все эти националисты и сепаратисты прямо-таки ждут любых действий власти, которые можно истолковать как ущемление прав того или иного народа. Для них это было бы настоящим подарком. Поэтому в стране сейчас должна проводиться исключительно продуманная национальная политика.
Мы убеждены, что эта национальная политика должна опираться на основы, заложенные в советскую эпоху. Должно всемерно обеспечиваться сохранение и развитие национальных языков и национальных культур. КПРФ не раз рассматривала вопросы национальной политики на пленумах Центрального комитета. Эти вопросы постоянно раскрывает в своих выступлениях лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов. Ленинские идеи, советский опыт национальной политики, предложения современных коммунистов – это то, что способно обеспечить межнациональный мир, сохранение и развитие нашей великой и прекрасной страны!
Также необходимо отметить, что коммунисты сегодня делают все для победы России в противостоянии с западным империализмом – той темной силой, которая пытается подорвать межнациональный мир в нашей стране и разрушить наше государство. Каждая наша партийная организация отправила самых мужественных своих сынов на фронт специальной военной операции. Мы – сражающаяся партия. 84 коммуниста и комсомольца пали в боях. Хочу также поблагодарить наши парторганизации Северного Кавказа за самое активное участие в формировании гуманитарных конвоев, которые КПРФ направляет нашим воинам и на освобожденные территории. Мы отправили уже 127 конвоев и будем продолжать эту работу.
В особых условиях развития страны, созданных западными санкциями и специальной военной операцией, власть вынуждена все чаще признавать правоту коммунистов. Все чаще принимаются законы и решения, которые фактически воплощают давние программные предложения КПРФ. Мы убеждены: будущее нашей страны – за социализмом!
Мы считаем, что деятельность Ингушского республиканского отделения КПРФ в полной мере служит решению задач, стоящих сегодня перед Ингушетией и страной в целом. Хочу поблагодарить Ингушскую партийную организацию, первого секретаря рескома Хамзата Тугановича Кодзоева, весь партийный актив за ту большую работу, которая проделана с 2021 года – за период после прошлой отчетно-выборной конференции. Воссозданы местные партийные отделения во всех городах и районах республики. Ингушская партийная организация активно развивается и прирастает новыми бойцами. Растут комсомол и пионерия. Спасибо вам за работу, товарищи! Так держать!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.