КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Из жизни КПРФ

13:22
17.04.2024
«Эта работа сегодня очень полезна и актуальна». В Москве прошла презентация книги «Геннадий Зюганов»
17:01
12.04.2024
Депутаты фракции КПРФ – Ульянов, Гыбин, Андруневич, Монастыршин – продолжают бороться за повышение зарплат учителям Карелии. 
16:59
12.04.2024
Цветы – основоположникам космической эры и героям-космонавтам!
15:31
11.04.2024
Прокуратура Карелии не видит проблемы в организации уличного освещения в посёлке Амбарный.
15:00
11.04.2024
Депутаты фракции КПРФ – Ульянов, Гыбин, Андруневич, Монастыршин - требуют от власти строительства канализационных очистных и водоочистных сооружений в каждом городе и поселке Карелии!
15:33
10.04.2024
Г.А. Зюганов выступил с трибуны Государственной Думы
14:10
08.04.2024
«Коммунисты - на переднем крае борьбы с фашизмом и несправедливостью!» Состоялось Общероссийское открытое партийное собрание

Газета "Правда". Кому страшен Ленин в современном Казахстане?

Коронавирус коронавирусом, а декоммунизация – по расписанию. Так можно выразить позицию казахстанских властей, которые продолжают переименовывать улицы и целые города. Особую ненависть реформаторов вызывает фигура В.И. Ленина, которого называют «извергом и убийцей».

Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
2020-04-20 11:36

Ещё из работ классиков марксизма-ленинизма известно, что буржуазия никогда и ни при каких условиях добровольно не откажется от своего господства. Пожалуй, единственным случаем, когда капитал был вынужден частично ограничить свои аппетиты, были послевоенные десятилетия в западных странах. В страхе перед приходом к власти коммунистов правящие режимы пошли на усиление социальной политики. Но едва непосредственная угроза миновала, как капитализм отыгрался «по полной». Неоколониализм и «гуманитарные интервенции» привели к усилению эксплуатации «периферии», а неолиберальные реформы демонтируют социальные гарантии внутри самих западных стран.

Столь же наивными являются надежды на то что капитал коренным образом изменит свою природу из-за пандемии коронавируса. В условиях глобального бедствия воротилы продолжают думать исключительно о сохранении и приумножении богатств. А ещё буржуазия, до сих пор испытывающая страх перед социализмом, пытается уничтожить любой намёк на альтернативное общественное устройство. Показательным примером является политика руководства Казахстана. Несмотря на вспышку инфекции и введённые ограничения, в середине апреля в Павлодаре стали ударными темпами менять таблички с названиями улиц. Всего переименованию подверглись тринадцать из них – Карла Маркса, Крупской, Кирова, Чкалова, Димитрова, Володарского, 1 мая и т.д.

Как видно, особую неприязнь властей вызывают названия, связанные с советской эпохой и коммунистическими идеями. Впрочем, та же участь постигла после 1991 года годы и имена, связанные с Россией и общим прошлым двух народов. На этот раз «под раздачу» попали замечательный писатель Владимир Короленко и декабрист Бестужев. Их место занимают казахские писатели, герои средневековья и общественные деятели, занимавшие враждебную позицию к советской власти. Например, улица Маркса получила имя Алихана Букейханова – руководителя буржуазно-националистической организации «Алаш», находившейся в союзе с белогвардейцами Колчака и Дутова.

Обсуждается и переименование самого Павлодара. Инициативные группы предлагают назвать его Сарыарка (так именуют в стране Казахский мелкосопочник) или Ертис (Иртыш). Последний вариант поддержала депутат парламента от правящей партии «Нур Отан» Айзада Курманова, являющаяся уроженкой Павлодарской области. Местные власти заняли уклончивую позицию. По их словам, в этом году республику ждёт перепись населения, и все вопросы, связанные с переименованиями, будут решаться позже.

Впрочем, данное обстоятельство не является универсальным. В январе Затобольск Костанайской области указом президента был переименован в Тобыл. В Атырауской области своих названий лишились сразу несколько школ и клубов, прежде носивших имена Н.К. Крупской, М.И. Калинина, С.М. Кирова, Ф. Энгельса и Н.В. Гоголя. А в Уральске готовится переименование сразу полусотни городских улиц. Среди них Комсомольская, Фрунзе, Чкалова и многие другие. И это только начало. Всего в Уральске хотят изменить названия почти двухсот улиц, переулков и площадей.

Осуществляются подобные ономастические «спецоперации» по стандартной схеме. Сначала в органы власти поступает заявление от некоей инициативной группы. Её аргументы не отличаются оригинальностью и бывают написаны как под копирку. Активисты объясняют необходимость переименований «воспитанием подрастающего поколения в духе патриотизма и интереса к истории родной земли». Затем проводятся так называемые общественные слушания, на которых дежурные фигуры повторяют свои призывы. Следующим шагом становится голосование в местном представительном органе – маслихате – и одобрение органом исполнительной власти – акиматом. Точку в процессе ставит республиканская ономастическая комиссия при правительстве. Как правило, ни на одном из этих этапов препятствий не возникает. Ничего удивительного: реальным инициатором и проводником переименований является власть, лишь маскирующая свои действия общественным мнением.

Но попытки противостоять этому антисоветскому маховику всё же случались. Почти тридцать лет сопротивлялись жители Караганды переименованию центральной улицы Ленина. Она появилась ещё в 1930-е годы, на заре возникновения населённого пункта – тогда ещё небольшого шахтёрского посёлка. Однако недавно власти при поддержке националистических групп предприняли новый штурм. Несмотря на будний день и рабочее время, на общественные слушания собрались свыше тысячи человек. По свидетельствам очевидцев, основную массу составляли студенты и сторонники националистических взглядов. Они сразу перешли в наступление, освистывая и не давая выступать сторонникам сохранения исторического названия улицы. Присутствовавшие представители городского руководства недвусмысленно встали на сторону своей клаки, признавшись, что переименования происходят по заданию администрации президента. Неоднократные интернет-опросы, отдающие большинство противникам изменений, были проигнорированы.

Красочную картину этого антикоммунистического шабаша дают местные издания. Вот к микрофону подходит русская пенсионерка. «Это история города. Я считаю, что родилась благодаря тому, что был Ленин. И считаю, что улицу Ленина в Караганде нужно оставить», - говорит она. «Крики и свист в зале заглушили голос женщины, - читаем в репортаже. – Её оттеснили от микрофона». Аргументы агрессивного большинства были не новы. Они повторяли заезженные штампы о красном терроре, «голодоморе», уничтожении национальной интеллигенции и даже о беспорядках декабря 1986 года – как будто они произошли при Ленине, а не при Горбачёве! Некоторые выступления иначе как абсурдными назвать нельзя. «Если будет улица Ленина, у молодого поколения будет ненависть ко всему русскому. Молодое поколение должно учиться русской культуре через Пушкиных и Есениных, а не через Лениных и Сталиных», - заявил один из присутствующих.

Кульминацией истерии стало выступление «гражданского активиста» Айткожы Фазыла. Нещадно перевирая факты, он завершил выступление открытыми оскорблениями. «Нужен нам такой Ленин, такой изверг и убийца?» – обратился он к залу. – «Нет!» – дружно отозвался зал. «– Я предлагаю и памятник Ленину убрать тоже!» – завершил своё выступление оратор и удалился под восторженные крики и аплодисменты».

В итоге власти получили формальное согласие на переименование улицы Ленина, а один из крупных бизнесменов согласился взять на себя все соответствующие расходы. «Зал зашёлся от восторга, спустившемуся в зал предпринимателю жали руки, обнимали, благодарили», - говорится в репортаже.

Подобные отвратительные явления нельзя назвать случайными эксцессами. Они полностью соответствуют государственной политике Нур-Султана. Начиная от школьных учебников и заканчивая государственными трибунами, советская эпоха рисуется временем страданий и страха. Жертвам «голодомора» ставят памятники, снимают на эту тему фильмы и создают музеи, Казахская ССР называется «сырьевым придатком» Москвы. Боясь социализма, элиты нагло расправляются с исторической правдой.

Причём чем дальше, тем сильнее антикоммунизм сплетается с русофобией. Член Национального совета общественного доверия при президенте Казыбек Иса недавно призвал исключить из Конституции пункт о русском языке как официальном языке межнационального общения. Ведущие издания дают слово пещерным националистам, которые предлагают «уехать в Россию» всем, «кто не хочет называться казахом», и решить вопрос так, как решили его в 1924 году Греция и Турция. Речь идёт о принудительном выселении властями этих государств, соответственно, этнических турок и греков. Вот только желающие перенести этот опыт в современный Казахстан умалчивают, что процесс сопровождался многочисленными трагедиями и жертвами.

Прямым следствием такой политики становится массовый отток русскоязычного населения (только в прошлом году из республики выехало 39 тысяч русских, украинцев и немцев) и этнические конфликты вроде того, что произошёл в феврале этого года на юге Казахстана. Но, видимо, слишком сильны в стране позиции тех, кто хочет повторить украинский сценарий и превратить страну в реальный, а не мифический сырьевой придаток капиталистического мира.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.