КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Ермалавичюс Юозас Юозович, доктор исторических наук, профессор

Ю.Ю. Ермалавичюс: Перспективы научного коммунизма

Правильный ответ на вопрос, что происходит в современном мире, даёт научный коммунизм. Другие учения, идеологии, верования охвачены глобальным кризисом, завершающим многовековую историю старой общественной цивилизации, основанной на частной собственности на средства производства. Национализм, клерикализм, либерализм, фашизм и иные направления антикоммунизма лишены адекватного восприятия исторической действительности, поэтому оказались в пещерной антинаучности. Без адекватного восприятия жизни общества не может складываться её научное понимание. Только диалектико-материалистический подход к объективной реальности служит исходной позицией научного мировоззрения, определяющего сущность и характер человеческого мышления.

 

Жизнеспособность и победоносность научного коммунизма обеспечиваются его теоретической и методологической основой – диалектическим материализмом. В современном мире материалистическая диалектика оказалась единственным учением, которое не поддаётся разрушительному воздействию глобального кризиса, а способствует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления. Материалисческая диалектика выступает теоретической и методологической основой адекватного восприятия и научного понимания мира. Практическая реализация этой возможности предполагает последовательное владение научным мировоззрением диалектического материализма, глобальное и целостное виденье мира, полный учёт новейших особенностей мирового исторического процесса, стратегическое прогнозирование на будущее. 

Основой научного понимания мира является диалектика общественного развития человечества. Диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества. Диалектика классовой борьбы социальных противоположностей частнособственнической цивилизации. Диалектика целостности и противоречивости мира. Именно диалектика выражает объективную логику всемирной истории. А локомотивами истории, по мнению основоположников научного коммунизма, являются революции. К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того, что «революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 37). Диалектика носит революционный характер.

В мировом историческом процессе наблюдается закономерное взаимодействие производственных и социальных революций, определяемое диалектическим единством производительных сил и производственных отношений общества. Продолжительная аграрная революция подготовила материальные предпосылки для революционных скачков в общественном развитии населения земного шара от первобытной общины людей к классовому обществу социального неравенства и антагонизма вплоть до возникновения мануфактур ремесленников. Расцвет ремесел и другие производительные достижения феодализма послужили материальной основой для буржуазных революций, которые побудили к XVIII столетию промышленную революцию. Последняя увенчалась созданием крупной машинной индустрии, ставшей материальным фундаментом социалистических революций XX века. 

Всеобщие объективные законы диалектики – единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные сдвиги, повторение пройденных ступеней на более высоком уровне – составляют основное содержание логики истории, независящей от каких-либо намерений социальных, этнических, расовых и иных общностей людей. Логика истории подсказывает, что необходимые потребности жизни общества определяются материальными условиями его существования. Удовлетворение необходимых потребностей предполагает соблюдение и использование объективных законов общественного развития в исторической практике. Иначе можно погубить себя, что происходит в истории с отжившими общественно-экономическими формациями. А соблюдение действия объективных законов исторического прогресса в общественной жизнедеятельности обеспечивает жизнеспособность народов. 

Историческая эпоха новейшего времени, содержанием которой является революционный переход человечества от капитализма к социализму, представляет собой радикальнейший перелом во всемирной истории. Этот перелом состоит в превращении частнособственнической цивилизации в свою противоположность – обобществлённое жизнеустройство населения планеты. Это означает революционный скачок человечества от классово-антагонистического общественного строя социального неравенства и антагонизма к коллективистскому и гуманистическому жизнеустройству социальной свободы и равенства. Столь величественный исторический сдвиг естественно требует научного понимания его сущности и закономерностей развития. Без научного понимания и научного обоснования жизни общества нет выхода из глобального кризиса, обрекающего частнособственническую цивилизацию на прекращение её существования.  

Революционный переход человечества от капитализма к социализму инициирован Великой Октябрьской социалистической революцией в России. Своим глубинным преобразующим воздействием на мировой исторический процесс Великий Октябрь побудил к середине XX века мировую научно-техническую революцию, которая качественно преобразовала совокупные производительные силы человечества на основе постепенного превращения науки – способа теоретического осознания объективных законов движения мира – в непосредственную производительную силу общества и закономерно потребовала соответствующей реконструкции общественного жизнеустройства народов земного шара. Научно-техническая революция подготовила всемирную социалистическую революцию, которая встала в конце XX столетия на повестку дня мирового общественного процесса. Осуществление этой исторической возможности и необходимости требует овладения производительными достижениями научно-технической революции. 

Мировая научно-техническая революция объективно определила необходимые потребности дальнейшего исторического развития человечества. Становление науки непосредственной производительной силой общества обеспечило подъём его производительных сил на качественно новый уровень развития, что привело к созданию наукоёмкого вида производства, предъявляющего совершенно новые требования к социальной зрелости и умственной развитости населения планеты. Первоочередной необходимой потребностью жизни народов стали научное обоснование их общественной жизнедеятельности и научное управление общественным развитием. Удовлетворение этой социальной и духовной потребности общества предполагает сознательное и целенаправленное использование объективных законов его развития на практике его жизнедеятельности, что аккумулируется в соответствующей духовной революции – мировой научно-мировоззренческой революции в общественном сознании людей. 

Научная организация материального производства призвана обеспечивать соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил, что реально возможно и необходимо в коммунистическом способе производства. Научная основа производства требует научного обоснования всей организации жизни населения земного шара, что предполагает сознательное использование объективных законов общественного развития в конкретных целях исторического прогресса. Научное управление общественными процессами способно преодолеть экономическую анархию и социальную стихию, заменяя их гармонизацией всей совокупной системы общественных отношений, чем характеризуется социалистическая организация жизни общества. В целом наука гарантирует беспредельные возможности для развития производства вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всех жителей планеты, что ведёт к построению коммунистического общества.

Основоположники научного коммунизма считали науку главным орудием социалистической революции. К. Маркс квалифицировал её как «всеобщую общественную производительную силу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 400). По мнению Ф. Энгельса, «чем смелее и решительнее выступает наука, тем более приходит она в соответствие с интересами и стремлениями рабочих» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 21, с. 317). В. И. Ленин считал, что социалистическое строительство состоит в том, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 391). Не случайно научное обоснование строительства социалистического общества стало объективной закономерностью этого исторического процесса. А отказ от научного подхода к жизни общества обернулось в 1990- е годы разрушением социалистического жизнеустройства народов в огромном регионе Евразийского материка.  

Превращение науки – всеобщей общественной производительной силы – в непосредственную производительную силу общества составляет научную основу общественной жизнедеятельности народов мира. Осуществление этой возможности воплощается в использовании объективных законов общественного развития в конкретной исторической практике. Это предполагает научное понимание жизни общества, что обеспечивается научным мировоззрением диалектического материализма. Это освящается научной идеологией, заимствующей содержание диалектико-материалистического обществоведения. Становление науки непосредственной производительной силой общества состоит в овладении человеком её достижениями. В итоге научность пронизывает все сферы жизни общества. 

В мировом историческом процессе становление науки непосредственной производительной силой общества означает его революционный скачок от частнособственнической цивилизации социальной стихии и отчуждения к обобществлённому жизнеустройству социальной свободы и научного управления. Это оценивалось Ф. Энгельсом как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228), что воспринималось им в качестве «величайшей революции всех времён» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 491). Содержание этой глобальной революции, по убеждению. Ф. Энгельса, состоит в том, что «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 227). Материальным фундаментом этого качественного скачка выступает наукоёмкое производство, созданное мировой научно-технической революцией.

Субъективный фактор коренного преобразования жизни человечества заключается в соединении науки с основной производительной силой общества – человеком, овладении им её достижениями, действительном становлении науки непосредственной производительной силой общества. Эту историческую задачу решает мировая духовная революция, вооружающая народные массы земного шара научным мировоззрением диалектического материализма. Научно-мировоззренческая революция представляет собой научное осознание и практическое овладение народами действием универсальных объективных законов диалектики развития природы и общества, начиная от научного понимания мироздания, объективных законов движения Вселенной вплоть до осознания человеком самого себя. Безграничная сила научной мысли способна вывести человека в центр общественной жизнедеятельности человечества и обеспечить им научное самоуправление общества в соответствии с человеческими потребностями людей.

Общественное движение современного человечества XXI века вперёд озаряется наукой, которая, благодаря мировой научно-технической революции, стала основой его общественной жизни, определяет необходимые потребности его исторического прогресса. Опираясь на диалектико-материалистическую теорию и методологию, научная идеология предлагает человечеству перейти в грядущую историческую эпоху коллективтского и гуманистического развития к высшей, коммунистической ступени земной цивилизации, противоположной частнособственническому мироустройству. Устремления контрреволюционных сил к сохранению частнособственнической цивилизации на земном шаре лишь ускоряют её гибель и увеличивают объём её жертв. Стратегическая перспектива полностью принадлежит научному коммунизму. Его значение в мире возрастает по мере выхода человечества из глобального кризиса к развёртыванию коммунистического строительства. Принцип В. И. Ленина «без революционной теории не может быть и революционного движения» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 24) полностью относиться и к созиданию человеческого общества – без научной теории коммунизма нет коммунистического строительства. Наука становится основой коммунизма.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Похожие публикации