КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

ПАМЯТИ В.И.ЛЕНИНА. Концерт на бумаге

«Газетой без бумаги и расстояний» называл В.И. Ленин радио и придавал развитию радиосети огромное значение.

Но прошло время разрухи, заработали первые советские бумажные фабрики и полиграфические комбинаты, до полного совершенства на уровне того времени была отлажена печать свежих газет, самолёты с отлитыми из специального сплава тонкими листами-стереотипами для печатных машин летели из Москвы по областным центрам и республикам — газета стала надёжным и общедоступным источником информации.

Вместе с тем стремительно развивались системы звукозаписи для кино — в 1931 году вышел первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» — о трудовом перевоспитании подростков в подмосковной Болшевской колонии. Фильм был снят и озвучен на отечественной системе звукозаписи — стратегия опоры на собственные силы делала бессмысленными любые «санкции» против Советского государства. В 1932 году на I Международном кинофестивале в Венеции этот фильм был отмечен наградой, а право на его прокат приобретено 26 иностранными государствами — это было настоящее торжество и искусства, и высоких технологий.

Новая идея витала в воздухе — и именно в начале 1930-х годов советский инженер Борис Павлович Скворцов начал работать над необыкновенным изобретением — «говорящей бумагой».

В те времена уже давно были известны и граммофоны — с широкими жестяными трубами-рупорами, и патефоны — разработка французской кинофирмы «Патэ», более компактные, в которых в качестве рупора использовался сам корпус устройства. Большими тиражами производились пластинки для патефонов-граммофонов, но… Но у этой техники были существенные недостатки. Во-первых, пластинки делались из шеллака, импортного материала из тропических колоний, поэтому стоили они дорого. Во-вторых, пластинки быстро изнашивались — звуковые бороздки на них разрушались иглами, на которые давили тяжёлые звуковые мембраны.

Суть предложения Б.П. Скворцова была простой (ведь всё гениальное просто): использовать уже отработанную технику записи звука на киноплёнку, но формировать звуковую дорожку не на плёнке, а на обыкновенной бумаге. А для воспроизведения использовать тот же фотоэлемент, что и в кино, но считывать световой луч не на просвет, как с прозрачной киноплёнки, а отражённым от бумаги с рисунком световой дорожки.

Но это — суть, а реально надо было разработать схему считывателя, усилителя, лентопротяжки, придумать наиболее компактную форму записи.

И это было сделано! Аппарат был сконструирован, собран и отлажен.

Это была революция. Если пластинка проигрывалась 3—4 минуты, то бумажная лента, на которой располагалось восемь звуковых дорожек, обеспечивала звучание на протяжении 45 минут, причём можно было выбирать нужную тебе мелодию. То есть одна лента, которая стоила в десять раз меньше одной пластинки, заменяла 10—15 пластинок, цена одной записи снижалась в 100—150 раз! Да, электронный аппарат стоил в 2—3 раза дороже механического патефона, но стоимость с комплектом записей получалась меньше, и качество записи не ухудшалось даже после 3000 прослушиваний, тогда как пластинку после 300 прослушиваний можно было выбрасывать.

Кроме того, в процессе производства стало возможным вручную корректировать, ретушировать, подстраивать тембр и звучание, устранять дефекты, при помощи ножниц и клея проводить любой монтаж записей на бумажной ленте. А печать таких лент на ротационных машинах того времени стоила буквально копейки, и качество копий не отличалось от качества оригинала.

А если посмотреть на политический аспект, то здесь тоже сплошные преимущества. Во-первых, этот аппарат — не магнитофон, он только воспроизводит, следовательно, государство всегда может контролировать информацию. Во-вторых, в любой газете можно было печатать звуковую дорожку на 3—4 минуты звучания: вырезай, вклеивай и слушай. Тут могли быть и речи руководителей, и обращения знатных людей страны — рабочих, учёных, артистов, и модные, со вкусом подобранные мелодии.

Представляете: утром вы покупаете газету — и не только читаете, но и слушаете новинки и новости. Идеальное сочетание полиграфии и радиоэлектроники.

Сама техника исключала пресловутые записи грампластинок «на рёбрах», то есть на рентгеновских плёнках, через которые шла и блатная, и западная, и откровенно низкопробная музыка…

Остаётся только удивляться, почему с таким трудом — в те времена стремительного развития — продвигалось в жизнь это гениальное изобретение… Журнал «Смена» рассказал об аппарате ГБ-8 («говорящая бумага», 8 дорожек) в 1935 году. А в производство он пошёл в 1940-м в Коломне, на патефонном заводе. К весне 1941 года собрано было 700 аппаратов, а летом… летом уже шла война, завод эвакуировали в Кемеровскую область, где он выпускал рации для танков, а на заводских площадях в Коломне развернули производство мин и взрывателей…

После войны к этой системе уже не возвращались — может быть, напрасно. Но в разорённой войной стране было слишком много более важных задач.

Из выпущенных тогда аппаратов сохранилось всего несколько, но — что значит советское качество! — аппарат, который хранится в Коломенском музее, работает и сейчас, а в 1985 году Всесоюзная студия грамзаписи выпустила большую пластинку «Концерт на бумаге», используя сохранившиеся записи на бумажных лентах. Такая вот капсула времени, которая донесла до нас музыку и голоса той, довоенной нашей страны.

Александр Трубицин

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.