КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Из жизни КПРФ

13:22
17.04.2024
«Эта работа сегодня очень полезна и актуальна». В Москве прошла презентация книги «Геннадий Зюганов»
17:01
12.04.2024
Депутаты фракции КПРФ – Ульянов, Гыбин, Андруневич, Монастыршин – продолжают бороться за повышение зарплат учителям Карелии. 
16:59
12.04.2024
Цветы – основоположникам космической эры и героям-космонавтам!
15:31
11.04.2024
Прокуратура Карелии не видит проблемы в организации уличного освещения в посёлке Амбарный.
15:00
11.04.2024
Депутаты фракции КПРФ – Ульянов, Гыбин, Андруневич, Монастыршин - требуют от власти строительства канализационных очистных и водоочистных сооружений в каждом городе и поселке Карелии!
15:33
10.04.2024
Г.А. Зюганов выступил с трибуны Государственной Думы
14:10
08.04.2024
«Коммунисты - на переднем крае борьбы с фашизмом и несправедливостью!» Состоялось Общероссийское открытое партийное собрание

От Геббельса до Болтона

США активизируют вмешательство в дела Латинской Америки. В Боливии поводом для давления стало выдвижение президента Эво Моралеса на новый срок, а Венесуэле уже в ближайшие недели грозит попытка правого переворота.

Кровавый шлейф реваншистов

Готовя народ Германии к войне против СССР, министр пропаганды Йозеф Геббельс поставил своей целью максимальную демонизацию противника. «Большевизм предстаёт как отвратительная смесь пустых высказываний и нищеты, упрямой доктрины, полного отсутствия конструктивного мышления… и самого горького социального упадка», — твердил он. Начать статью с этих слов нас заставило другое высказывание. Выступая перед толпой кубинских эмигрантов в Майами, советник американского президента Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон назвал Кубу, Венесуэлу и Никарагуа «треугольником террора», который «является причиной человеческих страданий, импульсом для нестабильности и истоком грязной колыбели коммунизма в западном полушарии». За этим последовали угрозы, что Вашингтон использует любые средства для борьбы с «марионетками социализма».

Нацистских преступников и американское руководство роднят не только схожая риторика, но и общая политика. Защищая интересы крупного капитала, власти США объявили войну левым правительствам. Наибольшие атаки испытывают латиноамериканские государства, выбравшие социалистический путь развития. И касается это не только трёх названных Болтоном стран. Всё возрастающий натиск испытывает Боливия, которую с 2006 года возглавляет Эво Моралес — глава партии «Движение к социализму». За это время одна из беднейших стран континента совершила внушительный рывок. Доля граждан, живущих ниже международной черты крайней бедности (1,9 долл. в день), сократилась с 20 до 6 процентов. Доход на душу населения вырос втрое, а средняя продолжительность жизни увеличилась с 62 лет до 71 года.

Это произошло благодаря социально-экономической политике, которая подчинена интересам народа. Правительство национализировало нефтегазовую и горнодобывающую промышленность, энергетику, водоснабжение, телекоммуникации, что позволило увеличить государственные расходы с 600 млн до 6,5 млрд долл., создать прежде отсутствовавшую пенсионную систему и различные программы помощи малоимущим семьям. Невиданными для развивающихся (да и многих развитых) стран являются расходы на образование и здравоохранение: соответственно 7,6 и 7,1 процента от ВВП.

Прогрессивную внутреннюю политику дополняет самостоятельный внешнеполитический курс. Из Боливии высланы офисы Управления США по борьбе с наркотиками (DEA) и Агентства по международному развитию (USAID), курирующие подрывную деятельность против неугодных режимов. Выступая с трибуны Генассамблеи ООН, Эво Моралес назвал три главные угрозы для человечества. По его словам, это экономическое неравенство, гонка вооружений и изменение климата — «неизбежное следствие капитализма». Нападки на Венесуэлу, Кубу и другие государства с левыми правительствами в Боливии считают недопустимыми. «У США — виновника массовых убийств и переворотов — нет морального права говорить о правах человека», — напоминают там.

Понятно, что в Вашингтоне ждали только повода, чтобы обрушиться на Боливию. Таковым стало решение Высшего избирательного суда страны, 4 декабря позволившего Моралесу баллотироваться в президенты четвёртый раз. Правая оппозиция и её зарубежные опекуны тут же завопили о незаконности вердикта. По их словам, власть переступила через волю народа, выраженную на референдуме 2016 года. На нём с минимальным перевесом (51 процент) победили противники выдвижения президента на новый срок.

Представители «Движения к социализму», однако, напоминают о новых условиях. Неофашистский реванш в Бразилии, разгул правой реакции в Колумбии, «мягкий» переворот в Эквадоре после ухода с поста президента страны Рафаэля Корреа показывают, какая судьба уготована Боливии. В этих условиях принято решение позволить Моралесу остаться у власти. Да и результаты референдума сложно назвать объективными. Ему предшествовала грязная кампания с участием местных и зарубежных СМИ. Моралеса обвинили в сокрытии внебрачного ребёнка, что в условиях католической страны было расценено как серьёзный проступок и повлияло на итоги голосования. Уже после референдума выяснилось, что вся история — обычная «утка», а предъявленный в качестве доказательства ребёнок был за большие деньги «арендован» у настоящих родителей.

За решением суда последовала мощная информационная канонада. «Моралес становится в один ряд с диктаторами Венесуэлы и Никарагуа!» — заявляет газета «Нью-Йорк таймс». «Мы должны остановить Моралеса сейчас, иначе будет поздно!» — захлёбывается слюной «Майами геральд», возмущаясь, почему Болтон не включил Боливию в «тройку коммунистических тираний». Иначе как наглым вмешательством нельзя назвать выступление посла США Мануэля Рохи, пригрозившего, что в случае избрания Моралеса «не будет ни сотрудничества, ни инвестиций». В том же духе выдержано заявление госдепартамента, который потребовал от боливийских властей «уважать Конституцию и волю народа». Не остались в стороне верные лакеи Вашингтона из «Группы Лимы», объединившей правые режимы региона. В открытом письме руководству ЕС и Организации американских государств (ОАГ) они призвали «применить эффективные профилактические меры в условиях нарушения конституционного права». Всем этим нападкам МИД латиноамериканской страны дал твёрдую отповедь: «Боливия является суверенным государством и не приемлет вмешательства других стран в свои внутренние дела».

Но попытки расшатать ситуацию продолжаются. Правые силы группируются вокруг Карлоса Месы, заявившего о намерении участвовать в выборах. Бывший вице-президент и президент Боливии, он несёт ответственность за кризис начала 2000-х годов. Шоковая неолиберальная терапия и тотальная приватизация привели тогда к массовым протестам, подавлявшимся с исключительной жестокостью. Во время одной из таких расправ в городе Эль-Альто погибли почти 80 человек.

Уроков из этих событий Меса не извлёк. Недавно стало известно, что оппозиция установила тесный контакт с ультраправой Социал-либеральной партией Бразилии, от которой был выдвинут победивший на президентских выборах Жаир Болсонару, и получает от неё финансирование. Куда пойдут эти деньги, можно судить по событиям 11 декабря, когда агрессивная толпа подожгла здание Высшего избирательного суда Боливии и попыталась ворваться в помещения Национальной телекоммуникационной компании.

Правые хотят спровоцировать власть на применение силы и начать открытое вооружённое выступление. Эти попытки наталкиваются на сопротивление трудящего большинства. В стране проходят многотысячные демонстрации в поддержку правительства. Приносить социальные завоевания в жертву жаждущим реванша капиталистам боливийцы не хотят.

На защите революции

Пример стойкости Боливии подаёт Венесуэла. В ноябре вступили в силу новые санкции США, наложившие запрет на операции с долговыми обязательствами и золотым запасом Каракаса. Следуя им, Великобритания отказалась возвращать 14 тонн золота, хранящихся в Банке Англии. В самом Евросоюзе ввели против Венесуэлы оружейное эмбарго и запрет на поездки высших должностных лиц.

В адрес страны раздаются постоянные угрозы. Помимо Болтона, на этом поприще отличился генсек ОАГ Луис Альмагро, давно обслуживающий интересы США. Он обвинил Каракас в массовых расправах, которые происходят с участием… 46 тысяч кубинских агентов. «Это оккупационная сила, которая обучает пыткам и репрессиям, ведёт разведывательную работу, — пугает Альмагро. — Пора положить конец безнаказанности диктаторов».

Реальные, а не мифические боевики-наёмники, по данным венесуэльских властей, готовятся на базах в США и Колумбии. В их задачу входит заброска агентуры в страну с целью дестабилизации обстановки. В качестве «часа икс» выбрано 10 января, когда официально начнётся второй срок полномочий президента Николаса Мадуро. Напомним: он был переизбран в мае, однако законность выборов не признали ни правая оппозиция, ни большинство западных стран.

В связи с намечающимися подрывными акциями Мадуро заявил, что народ Венесуэлы будет защищать родину «от империалистов, олигархов и предателей, откуда бы они ни были». Вооружённые силы приведены в максимальную боевую готовность. На помощь армии может выступить народное ополчение численностью 1,6 млн человек. Перед лицом растущей опасности президент распорядился об ускорении интеграции ополчения с вооружёнными силами и в случае необходимости о немедленном вооружении народа для отпора агрессии.

Опора власти на широкие массы оправданна. В Венесуэле сложилась ситуация, когда трудящиеся не просто поддерживают правительство в противостоянии внутренним и внешним угрозам, но требуют от руководителей более решительных действий. В последние месяцы по стране прокатились многотысячные марши рабочих. Их участники призвали к борьбе с саботажем со стороны частного сектора. Несмотря на национализацию ряда ключевых отраслей, капитал сохранил крепкие позиции в сфере услуг, в частности, контролируя торговые сети. Игнорируя установленные твёрдые цены и занимаясь спекуляцией, он желает, во-первых, извлечь прибыль, во-вторых, озлобить население против правительства.

Недовольство людей также вызывают сохраняющиеся недостатки в работе госорганов и национализированных предприятий. Участники митингов требуют их очищения от тех, кто в действительности льёт воду на мельницу врагов. Среди прочего, речь идёт о министерстве труда, которое не принимает решительных мер против руководителей предприятий, массово увольняющих работников и не желающих повышать минимальную зарплату. «Боливарианская революция должна выйти на новый этап!» — говорится в резолюции одного из крупных собраний.

Устойчивой тенденцией стал захват заводов рабочими. В городе Валенсия несколько месяцев назад прекратила работу крупнейшая в стране картонная фабрика. Её владельцы покинули страну, предварительно выведя все средства. Взяв управление и технологический процесс в свои руки, сотрудники не только восстановили, но и расширили производство. А в штате Лара на нескольких предприятиях сформированы рабочие советы, контролирующие действия начальства. В результате министр труда Эдуардо Пинате признал, что только рабочий и общественный контроль сможет положить конец спекуляциям.

Углубляется классовая борьба на селе. Поддерживая оппозицию, крупные землевладельцы саботируют поставки сельхозпродукции и организуют террор против сторонников правительства. В штате Мерида застрелены Луис Фахардо и Хавьер Алдана. Эти члены Коммунистической партии Венесуэлы (КПВ) защищали интересы 250 семей безземельных крестьян, которые заняли владения местного латифундиста. Спустя два дня вооружённые наёмники землевладельца подожгли жилища бедняков и изгнали их.

В целом влияние КПВ растёт. В условиях угроз и — это нужно признать — подчас недостаточно решительной политики государственных органов коммунисты выражают волю миллионов трудящихся. Партия требует введения социального контроля на всех уровнях — от производства до распределения, призывает уничтожить «подлые цепи преступного посредничества» и жёстко наказывать спекулянтов. Эта позиция обеспечила коммунистам успех на муниципальных выборах 9 декабря. КПВ завоевала 136 мест в 92 местных советах. Победу же одержала правящая Единая социалистическая партия.

Надежды капитала на «всенародное восстание» обречены на провал. Итог может быть обратным: не либеральный поворот, а углубление революции. Тщетными оказались и попытки изолировать Венесуэлу. Недавно Каракас посетил президент Турции Тайип Эрдоган, а сам Мадуро стал гостем на инаугурации нового президента Мексики Лопеса Обрадора. И это не говоря о визите российских стратегических бомбардировщиков Ту-160.

Не менее важное событие произошло 14 декабря в Гаване. Кубинская столица приняла участников 16-го саммита Боливарианского альянса для народов нашей Америки (АЛБА), объединяющего десять государств региона. Делегации выразили солидарность с Венесуэлой и другими странами, подвергающимися давлению. Глава Республики Куба Мигель Диас-Канель подчеркнул, что интеграция — единственный способ противостоять угрозам со стороны интервентов. Президент Боливии Эво Моралес добавил, что лучшей данью памяти Фиделя Кастро и Уго Чавеса будет борьба за освобождение и достижение социальной справедливости. А генеральный секретарь АЛБА Дэвид Чокехуанка подчеркнул важность укрепления отношений с Китаем, Ираном, Россией и другими странами, на которые ополчился глобальный капитал. В заключительной декларации содержится призыв к построению международного порядка, основанного на справедливости и обеспечивающего равенство между государствами.

Сергей Кожемякин

 
 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.