КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Из жизни КПРФ

13:22
17.04.2024
«Эта работа сегодня очень полезна и актуальна». В Москве прошла презентация книги «Геннадий Зюганов»
17:01
12.04.2024
Депутаты фракции КПРФ – Ульянов, Гыбин, Андруневич, Монастыршин – продолжают бороться за повышение зарплат учителям Карелии. 
16:59
12.04.2024
Цветы – основоположникам космической эры и героям-космонавтам!
15:31
11.04.2024
Прокуратура Карелии не видит проблемы в организации уличного освещения в посёлке Амбарный.
15:00
11.04.2024
Депутаты фракции КПРФ – Ульянов, Гыбин, Андруневич, Монастыршин - требуют от власти строительства канализационных очистных и водоочистных сооружений в каждом городе и поселке Карелии!
15:33
10.04.2024
Г.А. Зюганов выступил с трибуны Государственной Думы
14:10
08.04.2024
«Коммунисты - на переднем крае борьбы с фашизмом и несправедливостью!» Состоялось Общероссийское открытое партийное собрание

"Манифест Коммунистической партии": большое видится на расстоянии

В 1848 году, то есть 170 лет назад, Карл Маркс и Фридрих Энгельс опубликовали «Манифест Коммунистической партии» — программную работу, с которой началась новая эра в истории человечества. После Библии и Корана это третья в мире книга по количеству выпущенных экземпляров, и уже это ставит её в один ряд с самыми выдающимися литературными произведениями, созданными на планете Земля.

Строго говоря, написан «Манифест» был на полгода раньше — в январе 1848-го. А свет впервые увидел в феврале. Но отпечатана брошюра была очень маленьким тиражом для сугубо внутренних целей «Союза справедливых» и доступна лишь членам этой небольшой организации. А полное, отредактированное и достаточно массовое издание вышло 4 июля.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс встретились ещё очень молодыми людьми — им не было и 25 лет. Оба ещё только искали свой путь в жизни, пробовали себя в публицистике, политике и анализе экономического процесса. Летом 1847 года Энгельс впервые привёл Маркса на заседание конгресса «Союза справедливых» — немецкой эмигрантской организации, базировавшейся в Лондоне. В неё входили несколько сотен разношёрстных диссидентов, по разным причинам вынужденных покинуть родину. В массе своей они придерживались социалистических взглядов, которые тогда существовали лишь на уровне общих представлений об общественной справедливости. Молодые друзья выступили со своим видением революционного процесса, который они именовали «коммунистическим». Донести свои мысли посредством дискуссий оказалось весьма непросто, и тогда конгресс «Союза» поручил Энгельсу письменно изложить их программу.

Свою статью он построил в форме диалога — вопросов и ответов. Она получилась довольно объёмной и скучноватой, что автор прекрасно понимал. Тогда он попросил Маркса сократить и отредактировать труд. «Нам нужен не катехизис, а манифест», как сформулировал он задачу в письме к другу. Маркс принципиально не менял содержание работы Энгельса, чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать оба текста. Зато он гениально сформулировал их общие идеи, создав достаточно ёмкий, но очень насыщенный, яркий и афористичный документ. Начинается он словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Эти и многие другие фразы из текста «Манифеста» мгновенно ушли в народ и стали на многие десятилетия программными лозунгами для коммунистов разных стран.

Ещё относительно недавно студенты всех советских вузов обязаны были конспектировать этот труд, ныне его читают только специалисты — историки и философы. Хотя документ этот уникальный, можно сказать, рубежный и судьбоносный. Он положил начало новой эре в жизни человечества — эре коммунистического движения, которое потом вылилось в эпоху социалистических революций. Так или иначе, но к середине ХХ века половина мира будет жить в соответствии с принципами, изложенными в «Манифесте», пусть они и будут пониматься по-разному.

«Манифест» получился на удивление целостным и мощным. Там заявлены почти все основные постулаты учения, которое позже назовут марксизмом. Аргументы и доказательства будут сформулированы в последующих работах этих выдающихся мыслителей. Но именно в «Манифесте» впервые были изложены следующие тезисы: борьба классов служит основным двигателем общественного прогресса; в современных им (Марксу и Энгельсу) условиях именно пролетариат превращается в самый революционный слой общества; основным конфликтом капитализма является противоречие между коллективным характером труда и частным характером присвоения его результатов, а значит, будущее — за бесклассовым обществом без частной собственности на средства производства. Со многими из заявленных авторами «Манифеста» постулатами товарищи по «Союзу справедливых» согласились, другие вызвали жаркую дискуссию, спровоцировав раскол этой организации. Маркс и Энгельс сразу выдвинулись в лидеры коммунистического движения если не как активные революционеры, то, во всяком случае, как ведущие его теоретики. И этот статус навсегда закрепился за ними.

«Манифест» был прямым вызовом, который назвавшие себя коммунистами диссиденты бросали властям всех ведущих капиталистических стран. Не конкретному государству, из которого, в конце концов, можно уехать, а всем буржуазным государствам: «Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир».

Маркс и Энгельс глубоко проанализировали политико-экономическое наследие европейской цивилизации и сумели сделать чрезвычайно интересные выводы относительно смены общественно-экономических формаций, соотношения экономического базиса и политической надстройки, классового антагонизма и многих иных аспектов. Учению Маркса до его материализации в России пришлось ждать менее 70 лет, если исчислять его от издания «Манифеста». А уже в 1918 году, к столетию со дня рождения Карла Маркса и семидесятилетию издания «Манифеста», в Пензе был открыт первый памятник основоположникам научного коммунизма. Вскоре второй появился в Москве, на площади Революции.

На могиле Маркса на Хайгейтском кладбище Лондона выбиты слова, написанные им ещё в 1845 году: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Марксу это удалось

По материалам журнала «Профиль» подготовил Пётр Сидоров

 
 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.